Армен Джигарханян: «Планы большие, а дальше посмотрим!»


Мэтр в самом начале нового сезона попросил своих актёров начать жить с чистого листа, чтобы в их театре больше не было места лжи.
Так Армен Джигарханян открывал сезон 2018–2019 годов, переворачивая одну из самых непростых страниц в жизни и триумфально возвращаясь в свой театр. На сцене тогда репетировали «Мольера», и худрук скромно сидел среди пустого зрительного зала и внимательно наблюдал за происходящим.


– Мы все должны делать одно дело, – напутствовал он своих воспитанников, – поэтому здесь не должно быть места для лжи. Ведь каждый спектакль – это как ребёнок, плод большой любви мужчины и женщины!
Спектакль «Мольер» дорог Джигарханяну ещё и тем, что именно с него когда-то начался его московский этап жизни. Он играл в нём в конце шестидесятых, когда едва переступил порог «Ленкома». Может быть, поэтому он сейчас так пристально смотрит на сцену и молчит. Шутка ли, возвращаться к тому, что было с ним почти пятьдесят лет назад!
Спектакль давался тяжело, неоднократно Армен Борисович приступал к этой постановке и отступал, что-то свыше не давало завершить замысел. Более шести лет спектакль рождался в полном соответствии с трудной судьбой выдающейся пьесы Михаила Булгакова.
Джигарханян, как всегда, весь в планах и мечтах, и одними репетициями дело не ограничивается. Уже больше года помогает Армену Борисовичу в руководстве театром и. о. директора Елена Гильванова.
Прошлый год был рекордным по количеству премьер, несмотря на смену директора, «театр под руководством Армена Джигарханяна жив и процветает, продолжая радовать зрителя».
По словам заведующего литературной частью театра Николая Железняка, в уходящем 2018 году выпущено рекордное количество премьер на двух сценах – 11 спектаклей разных жанров. Тем самым побит рекорд среди московских театров.
В частности, режиссёр Сергей Виноградов, завершая трилогию по пьесам ирландского драматурга Макдонаха, поставил спектакль «Череп из Коннемары», с которым театр получил призы на Фестивале Макдонаха в Перми и фестивале «Виват, Театр!» в Тамбове. Спектакль «Сторож» режиссёра А. Крупника по Гарольду Пинтеру завоевал награды на фестивале «Вайгель» в Саранске. Пользуется заслуженным успехом у зрителя удивительно тонкий и атмосферный спектакль – также недавняя премьера – «Пигмалион» режиссёра Юрия Клепикова.
«Прогремела и премьера «Мольера» по Михаилу Булгакову, и блистательно поставленная народным артистом России А. Кузиным антифашистская драма «Ночь Гельвера». Новогодние сказки «Весёлое сердце» и «Малыш и Карлсон» радуют не только детей, но и их родителей».
В планах театра на 2019 год – капитальное возобновление режиссёром Вадимом Медведевым спектакля «Ромео и Джульетта». Также режиссёр Сергей Виноградов выпускает новую постановку – «Брак по-итальянски».
В новом году театр планирует выпустить до 12 премьер.
Прямой, статный, импозантный – по Армену Борисовичу не скажешь, что ему за 80. Поздоровавшись, интересуемся, как у него дела и что торопит его на работу.
– У меня всё хорошо, всё в порядке, – отвечает он. – А приехал – потому что ребята будут играть «Брак по-итальянски»! Планы большие, дальше посмотрим.
На здоровье мэтр не жалуется, прекрасно выглядит. О пережитых трудностях не ­ ­вспоминает. Вообще всякие сантименты – это не про него. Он даже в театральные приметы не верит.
– Не верю и не соблюдаю никаких примет. В театре считается, что нельзя стричься перед премьерой. А я, наоборот, и стригусь, и бреюсь. Приметы – это ерунда. Надо идти и работать,  – убеждён Джигарханян. – Артисты, которые сейчас репетируют спектакль, делают это очень хорошо. Я ими доволен. Это очень сложно – на ваших глазах становиться другим человеком. Перевоплощаться.
И вот новый прогон – второй на основной сцене в этом году. Свет в зале выключен, освещена лишь сцена. Джигарханян сидит в третьем ряду и внимает каждому слову.
– Давайте медленно, не торопясь вспомним ваши слова и приступим, – обращается к актёрам режиссёр Сергей Виноградов, и начинается таинство. На подмостках корифеи Алексей Анненков и Татьяна Мухина – смотришь и буквально от каждой реплики замираешь.
Впрочем, жизнь кипит не только на сцене. Пока Джигарханян наблюдает за репетицией, мы с заведующим труппой театра Вячеславом Дьяченко гуляем по зданию и удивляемся, как работающие здесь люди успевают делать сто дел разом.
– А давайте заглянем туда, где хранятся костюмы? – предлагает Вячеслав Дьяченко, и уже через пару минут мы разглядываем аккуратно развешанные платья, рубашки и смешные галстуки.
– Вот эти белые перчатки – Станислава Эвентова; он надевает их в спектакле «Свадьба Кречинского», – показывает нам костюмер Кристина Анцупова. – А вот в этом костюме со снегирём играет Иван Гордиенко, когда идёт «12 месяцев».
По словам Кристины, к каждому спектаклю она начинает готовиться как минимум за несколько часов. Проверяется всё – вплоть до самой крошечной пуговки или застёжки. После этого одежду гладят, помещают в кофр, подписывают и вешают возле гримёрки.
– У каждой вещи такая энергетика, что я могу на ощупь различить две абсолютно одинаковые рубашки! – уверяет Кристина. – Я могу не глядя сказать, какая из них принадлежит, предположим, этому артисту, а какая – Армену Борисовичу.
Знает всё об актёрах и художник-гримёр Вероника Бурцева, которая отвечает за парики и театральный мейкап. Спроси её о любом, она тут же ответит, кто и что предпочитает. Например, Анастасия Смоктуновская больше любит краситься сама, а актриса Ксения Худоба обожает экспериментировать – может попросить сделать из неё Пьеро или сотворить новый нос. В ход идёт всё: если не помогает пенополистирол, приходится всеми возможными способами разыскивать альгинат.
– А Армен Борисович? Он требовательный в плане макияжа? – задаём вопрос.
– Нет, что вы. Приходя к нам в гримёрную, он уже совершенно точно знает, что ему нужно, и мы тоже!
Это, что называется, закулисье, но скоро театр и внешне заиграет яркими красками: на фасаде появятся новые вывески, как бы намекающие на то, что с прошлым – всё. Заменят и старые плакаты. Как бы они ни были дороги сердцу, говорит помощник директора Александра Кочемазова, надо идти вперёд и выпускать новые.
В первой премьере текущего года, «Ромео и Джульетте», Армен Борисович озвучил текст хора, с которого начинается спектакль. По словам заведующего литературной частью театра Николая Железняка, народный артист СССР Армен Джигарханян лично принимал активное участие в репетиционном процессе.
Как отметил Железняк, зритель недавно  – премьера состоялась 14 февраля – увидел восстановленную постановку, которая и ранее пользовалась неизменным зрительским успехом, а сегодня будет представлена в обновлённом актёрском составе. Ромео и Джульетту сыграют молодые актёры, выпускники Московского театрального колледжа Олега Табакова, Роман Керн и Кристина Исайкина.
– У нас была идея не то чтобы осовременить визуальный образ этого спектакля, а сделать некий синтез, чтобы не было понятно, какое это время. Это может быть прошлое, настоящее или будущее. Хотелось сделать вечную историю про судьбоносность, непредсказуемость, – сказал режиссёр спектакля Вадим Медведев.
Есть и ещё одна задумка у творческого коллектива театра – создание международного московского театрального фестиваля «Премия Джигарханяна» в стенах, которые неразрывно связаны с его именем. Ведь народный артист СССР Армен Борисович Джигарханян – выдающийся деятель искусства, отдавший все свои творческие силы на развитие российского кино и театра. И по примеру существующей награды – премии Александра Калягина – коллектив театра решил увековечить вклад в искусство великого Актёра. Целью фестиваля будет содействие появлению на профессиональной сцене талантливых молодых режиссёров, драматургов и других представителей творческих профессий, предоставление им возможности для самовыражения и реализации творческого потенциала.
Первый же фестиваль планируется приурочить ко дню рождения Армена Борисовича и торжественно открыть 3 октября 2019 года.
По сути, это будет такой подарок. Подарок мастеру от его благодарных учеников!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *