Виват, театр!
Что такое театр, для чего он нам сейчас, какие смыслы мы закладываем в посещение этого храма искусств – места, где творческие люди создают запоминающиеся постановки, откликающиеся в наших сердцах и душах? Ничто не напрасно и не бесполезно в этом мире. И каждый акт творения отзывается в человеке, пусть по-разному, но обязательно возникает реакция. Пока мы живы, мы реагируем. Да, иногда это сопротивление и непринятие, но в большинстве случаев – это синхрония, которая позволяет зрителю попасть в одну энергетическую созидательную волну вместе с актёрами на сцене. И это трудно вообразимое на словах действо можно только ощутить и прочувствовать.
Вот и я в очередной раз попала в такую волну на спектакле-детективе «Восемь любящих женщин» в театре им. А. В. Луначарского, это было 26 июня в городе-герое Севастополе. А накануне, 25 июня, состоялась премьера этого спектакля, и был аншлаг. Пьеса, поставленная режиссёром Николаем Нечаевым по роману Робера Тома, идёт на театральных подмостках с 1961 года. Премьера её состоялась в парижском театре «Эдуард VII», но она актуальна и имеет потрясающий успех и по сей день.
Я уверена, что ни один спектакль не может пройти бесследно для человека творческого и чувствующего. Так что мы хотим приобрести, увидеть, услышать, зачем мы идём в театр? Думаю, не только для того, чтобы получить эстетическое удовольствие от игры актёров в классических или современных постановках или отдохнуть от быстро летящих будней, но для гораздо большего – услышать ответ на, возможно, не произнесённые нами, но достаточно наболевшие вопросы. А действие – игра – происходит в храме, и каждое произнесённое здесь слово проникает глубоко в подсознание, начинается работа по переосмыслению, трансформации и переживанию заново своих состояний и поиску ответов на свои вопросы, и помогает то, что по ту сторону сцены находятся творческие люди, готовые дарить свой талант и делиться энергией с теми, кто в зрительном зале с уважением внимает СЛОВУ – ведь «сначала было Слово».
Динамично развивающийся сюжет пьесы увлекает с первых аккордов, а музыкальный ритм задаёт определённый настрой на спектакль и ни на секунду не отпускает внимание зрителя до самого его окончания.
Это не только мощный детектив, как заявлено в афише. Это история судеб разных женщин, бесконечно одинаковых в своём повторении. Женской природе свойственно придумывать и жить иллюзиями и ожиданиями, которые уводят от реальности мира. И это не про мечты, это про отрыв от настоящего, сегодняшнего, только в нём женщина может чувствовать свой потенциал и энергию. Но если она уходит от настоящего в прошлое ли, в будущее ли, она теряет основу под ногами и перестаёт творить в настоящий момент.
Итак, Франция, 1950 год. Восемь женщин разного возраста (жена хозяина, дочь, падчерица, тёща, свояченица, служанка, горничная и родная сестра жертвы), кто вынужденно, а кто по своей воле, оказались в едином пространстве загородной виллы, когда-то очень процветающего дома. Хозяин – Марсель – был преуспевающим и весьма заметным человеком в высокопоставленных кругах, заботливым отцом и любящим мужем женщины, которая со временем стала изменять ему с одним из его компаньонов. Марсель – главное действующее лицо, но мы его не видим, он остаётся за кадром. В доме происходит убийство отца семейства. Каждая из женщин, как выясняется, могла иметь свои мотивы для совершения убийства. И все вместе, помогая друг другу, они начинают раскрывать свои качества по-новому, высвечивая как положительные, так и отрицательные черты. Все вместе начинают расследование обстоятельств, приведших к преступлению, и в ходе него каждая предстаёт как со своим особенным, уникальным миром, так и с изрядно накопленными скелетами в шкафу. Мы узнаем не только о неоднозначных историях их жизней, но также и про боль и разочарования, победы и поражения.
Главная интрига – кто же всё-таки совершил убийство? – держит зал в ощутимом напряжении по ходу всего действия, и в конце происходит невероятное – каждая из женщин, попавшая под подозрение в убийстве, вспоминает своего внутреннего ребёнка – маленькую и ранимую девочку – и возвращается к нему. Мы видим, как в их глазах читается вопрос: откуда же взялись это бездушие, алчность, ненависть? Как они, такие милые и добрые девочки, превратилась в думающих только о себе женщин, девушек, сестёр, матерей? Это невероятное открытие для эгоистичных, жёстких и бездушных леди, хотя мы думали, что это никогда уже не случится.
Я люблю после спектакля наблюдать за реакцией и мнением зрителей. Они всегда бывают очень разными. Но в этот раз зрители бурными и продолжительными аплодисментами показали, насколько полностью включились в жизнь спектакля. Они играли его вместе с актёрами. Никто больше не сдерживал своего восторга и от сюжета, и от игры актёров, и от высококлассной постановки спектакля.
Одним словом, каждый получил то, зачем он сюда пришёл. А кто-то, без сомнений, – ответ на свой вопрос, и оказывается, так всё просто: «Я могу изменить всё сама, если… изменюсь сама!» Были и те, кто не срезонировал. И это нормально, просто пока они ещё не готовы к более глубокому переосмыслению и самопознанию себя и своей жизни. Но всё у вас впереди, дорогие! А мы идём вместе с коллективом театра им. А. В. Луначарского навстречу новым открытиям и решениям.
«Восемь женщин» – спектакль про отношения, про иллюзии, в которых свойственно жить большей половине человечества, про обиды и непрощение, и, конечно же, про Любовь. Здесь о ней вспоминают в самом конце, когда наступает тишина и одновременно ко всем приходит понимание истинной правды происходящего. Это настоящий катарсис, когда любовь волнами залила пространство вокруг всех нас, когда она нескончаемым потоком пролилась на нас со сцены, поселилась в наших улыбках, в блестящих глазах и в наших сердцах!
Режиссёру удалось ответить на довольно острый вопрос современности – в чём счастье и смысл жизни? Как любовь, терпимость и сострадание влияют на человеческие отношения? В очередной раз удалось донести до зрителя глубокий смысл и философию нового времени – мир вокруг нас хрупок и раним, и всем нам важно жить с открытым и любящим сердцем, принимать жизнь во всех её проявлениях. И, конечно же, этот спектакль про ответственность за себя и близких нам людей.
Я с уверенностью даю двести процентов, что ни одного зрителя этот спектакль не оставил равнодушным. Пять баллов директору Ирине Константиновой, режиссёру Николаю Нечаеву, замечательному актёрскому составу, руководителю театра и всем тем, кто участвовал в рождении этого невероятно глубокого спектакля.
Виват, театр!!!