ВЛИЯНИЕ ТВОРЧЕСТВА Н. К. РЕРИХА НА ЖИВОПИСЬ Ф. Ф. КОНЮХОВА

Игорь КОСТРИКОВ

Творчество Ф. Ф. Конюхова является весьма малоизученным. Данная личность привлекает к себе значительно большее внимание в области путешествий. Нельзя сказать, чтобы творческая деятельность Ф. Ф. Конюхова была вовсе не замечена обществом: он устраивал собственные выставки картин, в связи с которыми про него писали специалисты. Однако все тексты лишь в общих чертах освещают его творчество, а говорить про исследование каких-либо нюансов пока не приходится вовсе.
В качестве исследовательской литературы можно отметить каталог его выставки «Палитра пилигрима» в Русском музее в Санкт-Петербурге, где приведены довольно качественные статьи. Более слабым в этом отношении является каталог к выставке в Сибирском художественом музее. К сожалению, на этом серьёзная литература о Конюхове как художнике заканчивается. По этой причине информацию приходится черпать из различных интервью, но и там речь в основном идёт о его путешествиях. Третьим источником информации являются книги самого Фёдора Филипповича. Через них можно лучше понять его мировоззрение, которое, конечно, отражается и на картинах. Кроме того, репродукции его картин выступают в указанных книгах в роли дополнения к тексту, и связь между ними действительно очень сильна.
В данной работе будет раскрыт один из нюансов творчества Ф. Ф. Конюхова, а именно будет показано влияние картин Николая Рериха на творчество путешественника. Эта связь не случайна: сам Ф. Ф. Конюхов не скрывает того, что любит картины Николая, особенно его знаменитые горные пейзажи.
Для начала уделим внимание параллелям жизней Н. К. Рериха и Ф. Ф. Конюхова. Помимо общедоступных источников, в этом нам поможет взятое у Фёдора Конюхова интервью, сокращённая версия которого будет приведена в конце статьи.
В этом интервью Ф. Ф. Конюхов отметил, что больше всего подражает Рериху в его подходе ко времени. Николай Константинович много путешествовал и при этом написал более 7000 картин. Ф. Конюхов тоже стремится «прессовать» время, он написал около 3000 картин. Фёдор Филиппович использует тот же приём, что и Николай Рерих: он совмещает путешествия с живописными практиками.
Важным фактором, влияющим на творчество многих художников, является вера. Отношение к вере в целом и к православию в частности у Рериха и Конюхова разное. Если Николай Рерих, изначально будучи православным, позже отверг это учение и примкнул к другому, созданному его женой, то Фёдор Конюхов стал православным священником. Он был рукоположён в 2010 году. В роду у Фёдора «были священники, и среди них – пять святых».
Николай Рерих расписывал церкви. Ф. Конюхов также обогатил христианское искусство. «После каждой кругосветки, – пишет он, – я строил часовни. Их уже шесть».
Помимо часовен, Фёдор Филиппович обогатил духовное искусство и как иконописец. Его иконы условно можно разделить на две большие группы. Первая из них – иконы, написанные по стандартным канонам и правилам. В рамках данного исследования эта группа не примечательна. К тому же в этих иконах теряется индивидуальный стиль Ф. Конюхова, на особенности которого мы скоро обратим внимание.

Вторую группу можно условно назвать авторской. Иконы этой группы графичны и напоминают плакаты. Стилистика схожа с остальными, светскими работами Фёдора Филипповича, поэтому данные иконы следует рассматривать наряду с ними. Вероятно, в этой сфере на него повлияли иконы Эфиопии. Но это уже не иконопись как таковая. Это скорее иконописная тематика картин. В своей книге он разместил фотографию эфиопской иконы-складня. И правда, если рассмотреть её и, например, его икону «Ангел» (2017) (илл. 1), то в глаза бросается их стилистическое сходство: приземистые пропорции, несоразмерно большая голова, графичность письма, выраженная контурность, малое количество планов.
Если рассматривать всё творчество Ф. Ф. Конюхова, то мы увидим, что его тематика близка к тематике работ Николая Рериха.
Значительную часть живописи Ф. Конюхова занимают пейзажные зарисовки тех мест, где он побывал. Этот цикл необычайно велик. Здесь уместно провести параллель с Н. Рерихом, также запечатлявшим на своих полотнах увиденное им в экспедициях. В качестве нескольких примеров приведу картины Конюхова: «Арктический портал» (2018), «Алтай» (2018), «Гималаи» (2018) и т. д. Как видно, увлечение горными видами не покидало ни Конюхова, ни Рериха.

Не чужда Ф. Конюхову героическая тематика, включённая в исторический жанр. Одна из его любимых картин – «Защитники Москвы» (1975) (илл. 3).
Эта картина была его выпускной работой в художественном училище. Картина манерой письма напоминает плакат, в ней отчётливо видно трагическое настроение. На первом плане бойцу через разорванную грудную клетку протыкают сердце штыком, а под ним, как в мясорубке, трупы людей. По дороге движется строй воинов. К бойцу приближается народ во главе с женщиной с ружьём в облаке огня. Картина имеет большие размеры, 187 × 173 см, что делает её монументальной. При этом и Николай Рерих прямо характеризовал своё творчество как героический реализм. Уместно провести параллель между творчеством двух рассматриваемых художников, поместив рядом по одной героической картине каждого из них.
Рерих оставил после себя не так уж и много бытовых зарисовок или портретов близких ему людей. В этой категории Ф. Конюхов явно его превзошёл. У него мы можем найти много таких картин, среди них: «Мама» (1975), «Иринушка с цветком» (2001), «Книга любви» (2017) и т. д. Также у него есть и юмористически-бытовые зарисовки, такие как «А, ты ревнуешь?» (2018), «Женщины с пеликаном» (2017) и т. д. Помимо этого у Конюхова имеется цикл картин «Жизнь и быт народов Севера».
В творчестве Рериха особое место занимают мистические картины, которых, собственно, у Конюхова, в отличие от Рериха, нет. Но у него есть работы, где почти стирается грань между реальностью и мистическим волшебством: «Сон белой совы» (2017), «Луна» (2017), «Большая медведица» (1984), «Полнолуние» (2017). Есть религиозные картины, которые никак нельзя назвать иконописью: «Ангел с о. Гоф» (2007), «Из последних сил» (2018), «Апостол Пётр при дверях» (2017), «Воин. Усечение головы Иоанна Крестителя» (2017). В картине «Из последних сил» Ангел представлен как измождённый путник с обтрёпанными крыльями, преодолевающий заснеженное поле и падающий от усталости. Однако можно провести параллель с мистическими картинами Рериха, где сверхреальное тоже изображалось как часть нашего мира. Из этих картин уходит характерное для христианства деление мира на земной и небесный. Это, скорее, две части одного и того же мира, и между ними нельзя строить непроходимую стену. Эти картины объединяют в себе пейзаж и сюжетную составляющую.
У Ф. Конюхова, как и у Н. Рериха, имеется исторический раздел живописи, однако сравнивать их в данном разделе некорректно – слишком разные сюжеты присущи этим работам. Если Рерих писал картины, повествующие о тех или иных событиях из истории Древней Руси или Индии, то Конюхов пишет картины с известными путешественниками прошлых времён. Среди них работы «Английский мореплаватель сэр Френсис Чичестер» (прямо на картине имеется его краткая биография на английском языке), «Японский путешественник Наоми Уэмура», «Памяти Наоми Уэмуры» и т. д. Героическое начало, конечно, просвечивает сквозь данные сюжеты.
Рассмотрев тематику работ художников, перейдём к стилистическим особенностям живописи Ф. Ф. Конюхова. Как говорил сам Конюхов в интервью: «Всю жизнь нужно быть в поиске. Я хочу, чтобы мои работы ни темой, ни мазками не повторялись» – и при этом делал такой акцент: «У меня не российское искусство, а смесь: я люблю Пикассо, Дали и других». И правда, изучая картины Конюхова, можно прий­ти к выводу, что он стремится к уникальности, но при этом не чужд заимствованию идей у других художников. Чтобы вопрос о влиянии на его работы картин Рериха не казался надуманным, в его картинах стоит обратить внимание на более заметные параллели с картинами других известных художников.
1. Картина «Верблюд» (2018): длинные и тонкие верблюжьи ноги, вероятно, отсылают к «Слонам» Дали – одной из самых узнаваемых его картин в сюрреалистическом стиле. В таком контексте сюрреалистично выглядит и картина «Возвращение» (2017), где путник и сокол идут по пустыни на ходулях, и картина «Крушение» (2017), где гигантская птица поднимает ввысь целое судно.
2. С пёстрыми и графичными американскими комиксами можно сравнить картину Конюхова «Женщина и альбатрос» (2017), так как манеры их исполнения очень схожи.
3. Картина «А, ты ревнуешь?» является явной отсылкой к одноимённой картине Поля Гогена. Здесь у людей звериные головы, что усиливает саркастичность. Заметно и некоторое сходство поз женщин на этих картинах, но они всё же отличаются: Конюхов не копирует картину Гогена, а творчески её перерабатывает.
4. Широкие «врубелевские» мазки бросаются в глаза в картине «Экзюпери» (2007). Эта работа была повторена в 2008 году, и в новой версии одежда Экзюпери буквально разваливается на мазки, на абстракцию, что можно сравнить с работами кубистов. От врубелевского «Демона» картину отличает то, что широкие мазки используются лишь для оформления одежды, но не для всей поверхности полотна.
5. Картина «Весна» (две версии: 2001 и 2017 гг.) является практически цитатой известной работы А. Матисса «Женщина в шляпе».
6. Картина «Мама» (1975) своей палитрой и стилистикой напоминает многие картины М. Ларионова и его супруги Н. Гончаровой, известных авангардистов начала XX века. Также она ассоциируется с работой И. Машкова «Синие сливы». Подобных «отсылок» в творчестве Конюхова можно найти довольно много.
Если Конюхов свободно использовал приёмы столь многих художников, то следует ожидать, что он мог позаимствовать что-то и у Рериха, творчество которого он сильно ценит. Конечно, есть между ними и большая разница. Если Н. Рерих нашёл самую лучшую для него технику (темперную живопись) и остановился на этом выборе, то Ф. Конюхов успел опробовать значительно больше материалов: масло, акрил, гуашь, цветные карандаши, простой карандаш, тушь, аппликация, гравировка. Вместо холста он часто использовал бумагу, фанеру или даже полотно воздушного шара.
Характерными же стилистическими чертами Конюхова можно считать следующие:
1. Яркость. Конюхов использует чистые цвета, очень насыщенные. Из-за этого работы выглядят «мультяшно». Одна из самых ярких картин – «Нас мало» (2018);
2. Плоскостность. На большинстве картин Ф. Конюхов не стремится создавать иллюзию трёхмерности. Количество планов на его работах также невелико. Правила перспективы вытесняются авангардными веяниями («Страсть», 2017, «Отражение», 2016, и др.);
3. Графичность. Цвет на картинах локален. Иногда встречаются цветовые переходы, но их область чётко видна. Яркость картин, композиционная простота и локальность цвета вызывают ассоциации с плакатным стилем;
4. Большие цветовые области. Один и тот же цвет, не меняясь в оттенках, может занимать большую площадь картины и иметь при этом чёткие геометрические очертания («Айсберги», 2018);
5. Эскизность. Хотя Ф. Конюхов пишет картины не быстро (см. интервью в Приложении 1), выглядят они как эскизы;
6. Геометричность. Формы, изображённые на картинах, простые, часто с прямыми углами. В этом полотна напоминают творения кубистов;
7. Масштабность. Картины Конюхова, как правило, больше 6400 см2.
Исходя из данных черт, мы можем выделить три основных сходства живописи двух художников.
I. Манера письма. В отличие от темперной живописи, которую предпочитал Н. Рерих, масло способно на большее. Однако Ф. Конюхов не стремится пользоваться потенциалом масла. Смешения красок почти не происходит, полутона редки или исчезают вовсе. Такая манера письма была бы естественней в темпере. Например, в картине «Иринушка» (2016) цветовые переходы лица заменены несколькими толстыми полосами разного цвета, хотя масло позволяет создавать идеальные переходы. При внимательном рассмотрении мы сможем увидеть внутри каждой полосы маленькие переходы цвета, но и тогда придётся признать, что потенциал масла умышленно не раскрывается. Такой стиль объясняется тем, что, по мнению Конюхова, картина не должна быть «вымученной», законченной до конца и идеально выверенной. Такой же подход характерен и для Рериха. Он тоже считал, что законченная картина – это погубленная картина. «В эскизах <…> отображается то, что в картинах уже заслоняется множеством соображений, – писал Рерих и добавлял: – Люди иногда начинают вместо освобождения (ибо творчество должно быть свободно) искать каких-то новых ограничений и условных рецептов». По этой причине, хотя Конюхов тщательно прорабатывает свои полотна, внешне они выглядят как эскизы. Это сделано умышленно. Из правила есть и исключения: «Красная чайка» (2006) содержит в себе изысканные цветовые переходы, отображающие состояние неспокойной погоды; сложно составлены цвета и в картине «У берегов Тайваня» (2016), где каждая форма перетекает в другую. Но это лишь редкие случаи.
II. Роль цвета. Николай Рерих любил использовать цвета высокого спектра – синий, фиолетовый – и цвета, ассоциирующиеся с огнём, – жёлтый, красный, оранжевый. Они должны быть главными в картине, им следует быть гипнотически яркими. Причиной этому было учение Агни-йоги, разработанное женой Николая, Еленой, где этим цветам придавалось особое значение. В подтверждение этому можно привести несколько цитат из её книг: «Белый и лиловый сродни фиолетовому, синий – синему, потому больше советую держать в комнате эти цвета». По её учению, в цвета были окрашены даже мысли, при этом для бездуховных людей характерны низкочастотные цвета. Духовным людям должны быть неприятны «низкие» цвета, и наоборот. «Если для фиолетового луча даже очень высокий жёлтый неприятен, то как поражает внешнюю оболочку ауры семейство всех алых!» Отсылки к свету и к огню также часты для её учения. Вот несколько высказываний: «В пятнах света играет Божественная энергия»; «Явление радости есть огонь»; «Учение Благословенного есть огненный поток» и так далее.
В своей статье И. Ю. Дьяченко подтверждает, что Николай Рерих заимствовал концепцию о свете из составленного его женой учения. Сама сущность идеи света, по мнению автора статьи, понимается так, что свет «участвует в процессе самоорганизации духовной структуры человека». Соответственно, через свет можно показать то, что не способен увидеть человеческий глаз, то есть духовные элементы. Более того, про свет говорится, что на картинах Рериха «ощущению и впечатлению от него отведено главное место». Трудно сказать, преувеличивает ли И. Ю. Дьяченко роль света в живописи Рериха, но разбор данного аспекта проводится в статье довольно подробно. Автор приводит в качестве примера несколько картин Н. К. Рериха, в которых видна роль света, и даёт к ним комментарии. Эти комментарии немногословны, да и сами картины довольно красноречиво говорят о своём содержании. Однако нельзя не согласиться, что подборка приведена хорошая. Поэтому не имеет смысла подробно разбирать эти картины: роль света уже была обговорена нами выше, следовательно, далее стоит лишь перечислить их названия. Едва ли есть смысл менять подборку Дьяченко, потому что она довольно подробно отражает суть концепции света. Конечно, подборка получилась очень длинной, и в данной работе из неё будут приведены только некоторые названия: «Матерь Мира», «Христос в пустыне», «София-Премудрость», «Сокровище гор» (см. Приложение 2, илл. 2), «Величайшая и Святейшая Тангла», «Святой Сергий Радонежский». В этих картинах мы находим и оккультные, и религиозные, и исторические, и пейзажные мотивы.

Выбор цветов двумя рассматриваемыми художниками очень похож, особенно при изображении горных пейзажей. Один из ярких примеров – картина Конюхова «Гималаи» (2018) (илл. 5).
Всю картину можно назвать «отсылкой» к Рериху. Горные выступы делятся на ярусы, над которыми ярко-красное небо. Верхний ярус имеет золотисто-жёлтый цвет. Следующие два яруса голубые, а нижние горные пики багрово-красные, с пятнами чистого жёлтого цвета. На фоне гор изображён маленький домик. Его раскраска соответствует рериховской палитре идеально: крыша жёлтая, солнечная сторона – красная, а теневая – синяя. Это яркие цвета без оттенков и переходов. Схожее решение видно на картине Рериха «Тангла. Песнь о Шамбале» (1943).
На картине «Погружение» (2017) (илл. 7) изображён кит под слоями воды. Вода лишена своей структуры. Здесь это, скорее, особое состояние света: голубой кит тонет в лазурном, синем и фиолетовом цветах, причём мы видим разные оттенки фиолетового: от почти розового до почти синего.
На картине «Айсберги» (2018) (илл. 8) глыбы льда отражают множество цветов, растворяемых в воде. Особое место уделено синему и фиолетовому, которые сочетаются с грязно-зелёным. Как и у Рериха, цвет развивается горизонтальными полосками.
Больше половины площади картины «Луна» (2017) (илл. 9) занимает ночное светило.
Оно несоразмерно огромно относительно неба, а звёзды словно заключены внутрь луны. Её поверхность сине-фиолетовая, а по краям окружности просвечивают два золотистых месяца. Жёлтый цвет окрашивает белый парусник, идущий по морю. Колорит и мистический дух этой картины перекликается со «Сном белой совы» (2017).

Солнечные лучи на картинах Конюхова, как и у Рериха, заставляют обратить на себя внимание. Эти лучи геометричны, необычайно толсты и абсолютно неестественны. В картине «Мираж» (2018) солнце, закрытое головой кочевника, испускает шесть лучей. Они кажутся массивными и словно осязаемыми. В «Арктическом портале» (2018) световое облако буквально следует за кораблём, хотя остальная часть неба тёмная. На картине «Ангел с о. Гоф» солнечные лучи отражаются в озере, но распадаются на все цвета радуги ещё в небе. Кажется, что солнце не светит, а взрывается. Но Ангел находится выше солнца. Над ним же находится второе солнце – гораздо более крупное, но и более спокойное. Сверху картины – рука Бога. В «Африке» (2018) плотные лучи искажаются так, что становятся похожи на кольца Сатурна.
III. Особенности композиции. Ф. Конюхов в интервью указывал, что считает композицию неважным элементом, что противоречит мнению Н. Рериха, говорившего: «Картину, естественно построенную, вы не урежете и не прибавите. <…> этот предмет искусства <…> будет убедительным проводником Прекрасного». Несмотря на это, композиция у Конюхова достаточно выверена и схожа с рериховской. Его картины, как правило, имеют немного планов. Но если у Рериха перспектива проработана, то Конюхов практически отказывается от неё. Более отдалённые планы будто просто располагаются над ближними. Однако картины Рериха тоже тяготеют к графичности, хоть и не так сильно. Следует отметить, что, хотя Конюхов почти не прибегает к линейной перспективе, на его картинах видна тональная перспектива, что характерно и для Рериха.
Художники схожим образом соблюдают принцип тектоники: цветовая гамма развивается горизонтальными полосами с резкими переходами, что видно на горных пейзажах обоих авторов.
Задача взаимодействия цветов решена у Рериха и Конюхова схожим образом: каждый цвет занимает много места на картине и не зажимается другими цветами. При этом их набор относительно невелик.
Три отмеченных сходства и роднят творчество этих двух художников, а именно:
манера письма (масло используется Конюховым так, как Рерих использовал темперу, смесь признаков живописи и графики в рамках одного произведения);
отношение к роли света и цвета (обилие ярких чистых цветов, преимущественное использование цветов высокого спектра и «огненных» цветов, большие локальные цветовые области, малая роль полутонов и переходов между цветами, заметная роль света и его лучей);
схожие композиционные решения (малое число планов, горизонтальное развитие цвета, тональная перспектива, упрощённая линейная перспектива).
Данные выводы позволяют пролить свет на творчество Ф. Ф. Конюхова и послужить основой новых работ о нём и его живописном наследии.

ИНТЕРВЬЮ С Ф. Ф. КОНЮХОВЫМ

И. К.: Почему вы решили заняться живописью?
Ф. Ф. К.: Я родился и уже знал, кем я буду и зачем я живу. Я с детства рисовал. Ещё не писал, не читал, а уже рисовал. Когда я оканчивал школу, хорошо рисовал, и мне все учителя говорили: «Федя, тебе надо на художника учиться». А отец советовал идти в мореходку. Я засомневался и решил: если я переплыву Азовское море на вёсельной лодке и не испугаюсь – пойду в мореходку; если испугаюсь – пойду в художественное училище. Ну и переплыл, и пошёл в мореходное училище, а в художественное не пошёл. А потом, когда служил, я продолжал рисовать, и мне говорят: «Фёдор, тебе надо на художника учиться» (а у меня уже целая папка рисунков). Один друг из Белоруссии советовал пойти в Бобруйское художественное училище, а другой, из Киева, советовал пойти в Киевское училище. Думаю, заеду в Бобруйск, посмотрю, как там. Заезжаю, уже начинается учёба. Показываю папку. Посмотрели, говорят: «Мы берём тебя». И я думаю: зачем мне теперь ехать в Киев? Вдруг не возьмут. Я остался и окончил с отличием, потом вступил в Союз художников СССР.
А потом меня направили на два года в Академию изящных искусств в Париже на повышение квалификации. Поэтому у меня не российское искусство, а смесь: я люблю Пикассо, Дали и других.
И. К.: Да, я заметил отсылки к разным художникам.
Ф. Ф. К.: Запомни, Пикассо (личная жизнь которого меня не интересует) говорил: «Если художник нашёл свой стиль, он уже мёртвый». Всю жизнь нужно быть в поиске. Я хочу, чтобы мои работы ни темой, ни мазками не повторялись.
И. К.: Вы сказали, что у вас нет собственного стиля. Но почему вы предпочитаете быструю манеру письма с большими цветовыми пятнами?
Ф. Ф. К.: Я бы не сказал, что быстро. Я картины пишу и по пять лет. У меня три тысячи картин. Я – график, у меня проходят выставки в разных городах, в разных странах. Я так делаю, чтобы человек, подходя к картине, не видел, что картина «замучена», «вымучена». Искусство подразумевает искусственность. Сейчас искусство стоит в тупике из-за точности рисунка. Во времена Шишкина это было нужно. Сейчас фотография отобразит вид лучше. Я пять лет писал вид мыса Горн, но когда увидел фотографии… смотрю и говорю себе: «Фёдор, ну что ты бьёшься? Там такая фотография!» Я понял, что художник должен передать свои чувства и отношение к чему-либо, а не точно перерисовать.
Чем для меня примечателен Пикассо. Я не разбираюсь в его жизни и не подражаю ему. Но однажды его жена упрекнула его, что он двое суток не выходит из мастерской. А он ответил, что подобно мусульманину, оставляющему обувь на пороге мечети, он оставил своё тело на пороге за мастерской и пишет духом. Весь пол забросан окурками, а прожил он 92 года. До сегодняшнего дня ни один искусствовед не посчитал, сколько работ создал Пикассо. У него всё в тысячах. Он же был керамист, график, литограф, офортист, живописец, скульптор, делал аппликации. И не могут посчитать. Даже если просто черкать карандашом по бумаге, за всю жизнь столько сделать не успеешь. Но ведь он ещё был коммунистом и общественным деятелем. Он умел прессовать время. И до сего дня никто не смог создать подделку картины Пикассо, а вот подделок Айвазовского есть много. Его нельзя подделать, потому что он передаёт свою энергию, а её не подделать. И мне как священнику не важно, как нарисовать. Я стараюсь, чтобы от картины исходила энергия. Не важно, чтобы было красиво, чтобы была правильная композиция. Это оставит человека равнодушным, и он уйдёт дальше. Пикассо гениален, а Дали нет. Дали создал себя как гения своими повадками.
И. К.: Я знаю, что вам нравится Рерих.
Ф. Ф. К.: Да.
И. К.: Но мне непонятно, как вы миритесь с его взглядами.
Ф. Ф. К.: Священники уже надоели с этим вопросом. Никто не скажет против Рериха как путешественника (он провёл такие экспедиции!), против Рериха как художника. Когда я был на Гималаях, я увидел, что они выглядят так, как на картинах Рериха. Горы начинают сравнивать с его картинами! Если спросить, кто лучше всех изобразил Гималаи, все сразу скажут: «Рерих».
Рериха как художника, как путешественника я люблю, а его философию я не изучаю. Она меня не трогает. Я его не осуждаю: он 19 лет прожил в Гималаях, где не было ни телевизора, ни радио, не телефона. Он был православным, но жил в другой стране, в другой культуре, и он смешал всё вместе: и православие, и буддизм. Если бы я столько лет прожил в изоляции, не знаю, как бы всё сложилось!
И. К.: А как вы считаете, Рерих повлиял на ваши поиски своих подходов к живописи?
Ф. Ф. К.: Повлиял! Он путешественник и ещё художник. То же самое – я. Почему, например, на Эверест поднимаются только спортсмены? Туда должны подниматься и священники, и художники, и композиторы, и другие люди. Они бы вдохновились и создали новые произведения.
И. К.: А в стилистическом плане повлиял? Я вижу некоторые параллели. Не говорю, что вы его копируете, у вас совершенно другой стиль.
Ф. Ф. К.: Я не копирую. Можно сказать, я ему подражаю. Когда мне говорят: «Твоё искусство стоит рядом с искусством Рериха» – это для меня очень большая честь, большое счастье. Время можно спрессовывать и успевать делать очень много. Мы подсчитали и поняли, что нужно триста лет, чтобы сделать столько, сколько сделал я. Так же и Рерих, и Высоцкий, и Шукшин. В этом надо как раз и подражать.


Источники

1. Конюхов Ф. Ф. Там, где видно Бога. – М.: ИД «Достоинство», 2019. – 256 с.
2. Рерих Н. К. Листы дневника. Том 2. 2-е изд. – М.: Международный Центр Рерихов, 2000. – 512 с., тон. илл.
3. Рерих Н. К. Листы дневника. Том 3. – М.: Международный Центр Рерихов, 1996. – 688 с., илл. тон. цв. 1,5 п. л.
4. Рерих Е. И. Листы Сада Мории. Книга первая. Зов. – М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2003. – 400 с.
5. Рерих Е. И. Листы Сада Мории. Книга вторая. Озарение. – М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2003. – 328 с.
6. Рерих Е. И. Агни Йога (Знаки Агни Йоги). – М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2008. – 600 с.
7. Рерих Е. И. Беспредельность. Часть первая. – М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2009. – 472 с. – (Учение Живой Этики).

Литература

8. Дьяченко И. Ю. Концепция «Почитания Света» в творчестве Н. К. Рериха // 75 лет Пакту Рериха. 2010. – № 1. – С. 337–362. Текст: электронный // ЭБС, Cyberleninka [сайт]  – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-pochitaniya-sveta-v-tvorchestve-n-k-reriha.
9. Мюкайн О. «По воде, по суше и по воздуху»: вездесущий Фёдор Конюхов в искусстве // Фёдор Конюхов / Альманах. Вып. 557. – СПб.: Palace Editions, 2019. – 256 с.

интернет-ресурсы

10. Газета «Невский исток» от 5 апр. 2019. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Ленинградская обл., г. Шлиссельбург, МУП «Издательский дом «Крепкий Орешек», 2019. – Режим доступа: http://nevistok.ru/news/item/1017-esli-kto-to-khochet-uznat-moj-mir-pust-smotrit-moi-kartiny-oni-rasskazhut-o-mnogom-fjodor-konyukhov-moi-puteshestviya
11. Картинная онлайн-галерея Фёдора Конюхова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://konyukhov.ru/projects/paintings/
12. Николай Рерих. Живопись. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://roerih.ru/rerih.php

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *