PetroArt и лапидусы

Petra (греч.) – камень
Lapideus (лат.) – каменный

PETROART – УНИКАЛЬНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОЕКТ БОРИСА И НАТАЛИИ ХОХОНОВЫХ

Развитие прогресса ведёт к углублению симбиоза человека и природы. Эти отношения, начавшиеся со спонтанного сосуществования, пройдя стадию религиозного восхищения, когда человек находился в роли немного испуганного зрителя перед грандиозной картиной природы (ведь вызывание дождя ритуальными заклинаниями – процесс с непредсказуемым результатом), подошли сейчас к стадии симбиоза. Камень, как абсолютный в своей гармонии слепок времени, несёт в себе большое количество «зашифрованной» информации, которую считывают учёные. Использование минералов в визуальной культуре позволяет восхититься их непридуманной красотой. В проекте PetroArt, когда камень одновременно становится и изобразительным средством, и соучастником художника, эти подходы объединяются, возникает симбиоз природы и человека. Это происходит, когда на холсте часть изображения создаётся с помощью красок художником, а часть – в виде тонкого каменного шлифа – самой природой.
Идея совместить живопись и шлифы поделочных камней (в каждой картине PetroArt присутствуют натуральные камни) во многом обязана своим появлением традиции советского периода, когда почти в каждом уральском доме можно было увидеть обязательный набор для книжной полки – томик П. П. Бажова, соседствующий с полированным куском поделочного минерала. Мрачноватое обаяние произведений уральского классика касалось всех и, возможно, как-то повлияло на формирование того, что принято называть «уральский характер». Соединяя на холсте живопись и камень, художник меняет временной масштаб восприятия происходящего. Достаточно вспомнить о том, что камни, присутствующие в текстах П. П. Бажова почти наравне с персонажами, создавались природой сотни миллионов лет, что это отпечатки гигантских тектонических процессов, происходивших на Земле, результат случайного взаимодействия природных сил. И тогда, глядя на камни, в первую очередь начинаешь думать не о тяготах подневольного труда камнерезов из нашего далёкого прошлого, а о стихийном характере творчества, о возможности поиграть с природой, о возможности, смешивая краски, продолжить её «художества», начатые миллионы лет назад. Такой подход не делает менее значимыми подробности жизни любого человека, но позволяет рассмотреть их на фоне вечности. Вовлекая новые, неожиданные материалы в область искусства, художник не только «точнее» расшифровывает неочевидные существующие связи, но и сам создаёт новые.

История проекта PetroArt

В конце 80-х Борис сделал две работы, где были приклеены шлифы яшмы и родонита, подаренные ему давним другом семьи. «Капелькой Божьей крови краешек камня задет. Яшма – глаза твои, в доме тепло и свет».
С 2000 года идея начала своё существование в виде проекта Бориса и Наталии Хохоновых PetroArt (тогда же возникло и название проекта). Было сделано несколько десятков работ в этой технике, постоянно продолжались поиски стилистики, которая бы максимально акцентировала присутствие камня в картине и «расшифровывала» послание природы, отпечатанное в рисунке камня.
В 2008 году была создана арт-галерея PetroArt, просуществовавшая два года. Кроме постоянной экспозиции из картин Наталии и Бориса Хохоновых, на этой площадке была проведена выставка, в которой участвовало около 20 художников, выбиравших себе шлифы камней и экспериментировавших в технике PetroArt.
Затем до 2016 года наступил перерыв в развитии PetroArt – он был на какое-то время вытеснен другими авторскими арт-проектами. Летом 2016-го PetroArt в новом формате был представлен на персональной выставке Наталии Хохоновой «Бажов и лапидусы». Лапидусы (от лат. lapideus – «каменный») – это придуманные автором существа, не имеющие никакой привычной видовой принадлежности, но при этом хорошо узнаваемые на эмоционально-интуитивном уровне. Размышление о границах человеческой идентичности – активно воздействуя на природу, находясь в симбиозе с ней и преобразуя её, человек меняется сам, и с точностью прогнозировать результаты этих изменений вряд ли возможно, но об этом стоит задумываться.

Наталия Хохонова,
художник, член Союза художников РФ и Международной ассоциации изобразительных искусств – АИАП ЮНЕСКО,
персональный сайт www.hohonova.com

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *