275-летию со дня рождения Е. Р. Дашковой посвящается

Портрет исторической личности – это, прежде всего, образ и авторский взгляд. Существуют различные портреты Дашковой, самый известный среди них – работы Д. Г. Левицкого. В каждом случае зрители наблюдают видение самого художника – на всех портретах Дашкова абсолютно разная. У меня возник свой образ Дашковой. Написание портрета исторической личности такого масштаба представляет огромный интерес. Мне хотелось показать активную, целеустремлённую, образованную женщину, осознающую своё высокое положение и ответственность в обществе.

Именно про Дашкову можно сказать, что она положила всю себя на алтарь Отечеству. Служение Родине и императрице Екатерине II ставила выше собственных интересов и личного счастья. Е. Р. Дашкова сыграла значительную роль в государственном перевороте 1762 года и восшествии на престол Екатерины Великой. Она была первой женщиной, которая встала во главе Санкт-Петербургской академии наук. Вклад её в русскую словесность, культуру, науку и просвещение огромен. Как мы знаем, благодаря Дашковой появился «Словарь Академии Российской» (1789–1794) – первый толковый словарь русского языка, над которым работали лучшие и выдающиеся умы того времени: Г. Р. Державин, М. В. Ломоносов и др. При её содействии была напечатана ода Державина «Фелица», а также полное собрание сочинений Ломоносова. Это лишь малая часть того, что можно было бы рассказать о Е. Р. Дашковой.

Для раскрытия характера было выбрано такое композиционное решение, которое соответствовало бы канонам парадного портрета XVIII века. Фигура чуть наклонена и развёрнута в 3/4, голова – почти анфас. На заднем плане изображён стол с книгами, развевающиеся портьеры, задрапированные и в то же время оттеняющие саму фигуру, сидящую на стуле. Неотъемлемой частью парадного женского портрета является орден Святой великомученицы Екатерины, девизом которого является «За любовь и Отечество», а также красная орденская лента.

В то же время хотелось, чтобы работа смотрелась современно. Костюм на портрете был задуман к этому образу в соответствии с модой второй половины XVIII века и не является копией с других работ. В проработке деталей картины ощущается стремление к обобщению при большом количестве деталей. Поднимая изображение в цвете, не сглаживается чрезмерно красочный слой, местами остаётся некая случайность в наложении цветовых пятен.

В процессе написания картины были использованы элементы техники «старых мастеров», когда первые слои выполняются гризайлью. Гризайль (фр. Grisaille от gris – «серый») – вид тональной живописи, выполняемый градациями одного цвета, чаще всего сепией или чёрным. Поверх гризайли изображение прописывается цветными слоями. Также в работе применяются лессировки. Для данного портрета сначала был создан этюд с натуры, затем выполнен рисунок (картон) в натуральную величину. После этого портрет писался на холсте. Особенно трепетно создавался тёплый колорит картины, свойственный итальянским венецианским мастерам эпохи Возрождения. Ярким представителем этой школы является Тициан.

В руках Дашкова держит часы. Это отсылает нас к так популярному в эпоху Ренессанса и барокко натюрморту Vanitas, атрибутами которого являлись череп, книги, лютня и часы. Ванитас (лат. Vanitas – «суета, тщеславие») – аллегорический натюрморт, который стал символическим напоминанием о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти. Скрытый смысл картины часто был заложен с помощью аллегорий, т.е. изображаемые предметы или животные могли «поведать» зрителям об истинных чувствах и мыслях персонажей. Таким образом, в работе заложен и философский смысл, говорящий о бренности жизни, о том, как важно всё успеть, не упуская ни минуты. Открытое окно и книга – символ открытости всему новому.

Особенно важно было раскрыть в портрете внутренний мир этой удивительной, выдающейся женщины…

Надежда ВАХМИСТРОВА,
художник, член Творческого союза художников России,
член Творческого объединения
современных художников

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *