Литератушки, или Лёгкое путешествие в прошлое

Художник Сергей Айнутдинов

Родился в 1953 году в Москве. Окончил ВКСР, ГОСКИНО СССР (мастерская Э. В. Назарова, Ю. Б. Норштейна). Работал на киностудии «Союзмультфильм», на Свердловской киностудии в качестве сценариста, режиссёра, художника-постановщика и аниматора, поставил более 20 анимационных фильмов. С 2008 года  – председатель правления Свердловского регионального отделения ВТОО «Союз художников России». Заслуженный художник РФ.
Сергей Айнутдинов – активный участник многих


В серии графических листов «Литератушки, или Лёгкое путешествие в прошлое с намёком на будущее» Сергей Айнутдинов с неистощимой творческой фантазией подбирает своеобразные пластические ключи, созвучные контексту современности, трансформируя образы классической художественной культуры, особенно литературы, в широкое поле аллюзий и ассоциаций. Редкая техника шелкографии, с её возможностями передавать через контрасты и напряжённую линию динамику и нерв, позволяет воплотить сложный содержательный ряд в изысканную графику. Оформляя названия графических произведений в виде акростиха (первые буквы выстраиваются в имя поэта – А. С. Пушкин), наполняя пространство каждого листа цитатами из знаковых для мировой литературы авторов или иными отсылками на мир словесности, художник даёт возможность воспринимать визуальные ряды многомерно-сложно, запуская внутренний интеллектуально-эмоциональный процесс зрителя-читателя. Цитаты задают пространственно-временные ориентиры и утверждают камертоны отечественной литературы, развивающейся в русле мировой, – от канонических текстов римского поэта Горация к романтику Байрону, от золотого века Пушкина до серебряного – Цветаевой. Каждый из них также является символом служения искусству, противостояния высокого идеала одинокого творца приземлённой реальности масс.

Антитеза. Лист 1.
Состояние. Лист 2.
Процедура. Лист 3.
Уведомление. Лист 4.
Школяры. Лист 5.
Клеветник. Лист 6.
Изысканность. Лист 7.
Насыщение. Лист 8.

Вся серия строится вокруг фигуры А. С.  Пушкина – собирательного образа художника, с одной стороны, совершенно свободного, отрешённого от мира обыденности, созидательной энергией уподобляемого высшему демиургу, но остающегося при этом живым человеком в конкретном культурно-историческом пространстве. Как совместить в себе высшее, предельное начало и сугубо человеческое, соединить возвышенный идеал с земными привязанностями и страстями – об этом и о многом другом серия шелкографий «Литератушки, или Лёгкое путешествие в прошлое с намёком на будущее». Мягкая ироничность, тонкий юмор, парадоксальность мышления, яркая образность, насыщенность графических листов метафорами, аллюзиями, аллегориями, многомерность ассоциативных полей не дают однозначных ответов на череду возникающих у зрителей вопросов, и каждый лист кажется бесконечным, рождая разные прочтения, не исчерпывая их.

С. Айнутдинов также поднимает всегда актуальные вопросы непростых взаимодействий общества и художника, государства и человека, соотношения цензуры и творческой свободы, выражая эти проблемы средствами графического языка, способного втянуть зрителя в литературно-изобразительную, иногда почти кинематографическую по своим динамическим свойствам стихию.

В «Антитезе», где обыгрываются строки стихотворения «Моя родословная», одновременно разворачивается сразу несколько сюжетов – и о рукоплещущей сегодня и завтра забывающей художника толпе, и об универсальной русскости, «нашести» самого Пушкина, этническая принадлежность которого столь же неоднозначна, как и у большинства русских, и о двойственной природе каждого человека. Особая динамика и напряжённость звучания здесь достигается за счёт причудливого сочетания разных ракурсов, активного столкновения массивных пятен фигур и линеарной вязи букв, сложной ритмики, ярко выраженных контрастов света и тени, чёрного и белого. «Состояние» – это непереводимая в словесную стихию игра со смыслами: от перекрывания основных каналов связи Творца и человека с миром до метафизического присутствия тотального контроля со стороны власти… «Уведомление» обыгрывает Exegi monumentum Горация и «Стихи к Пушкину» Марины Цветаевой, где поднимается вопрос вечной жизни автора в его творениях. Мотив бесконечных ступеней и лестниц как метафора трудности и незавершённости творческого развития, стоящий перед шлагбаумом жандарм вызывают осознание необходимости усилий для достижения уровня творца столь великого, чтобы он стал «монументом», а кусты чертополоха на переднем плане напоминают о тернистости пути к признанию. «Школяры» – вольная фантазия на темы гения и посредственности (цитата из «Моцарта и Сальери» Пушкина), свободного творца и эпигонов, подлинного созидания и конъюнктуры, выраженная спиральной композицией, дающей симультанный эффект кинематографического кадрирования на неподвижной плоскости листа. «Клеветник»– здесь противостояние творца и массы сфокусировано в строках стихотворения Пушкина «Поэт и толпа». Обыватели, духовная чернь, «черви земли», живут приземлёнными интересами (им «печной горшок… дороже»), а художник, человек с аномально чуткой к высшим вибрациям душой, в толпе неизбежно одинок; невосприимчивость людской массы к предельной ­концентрации бытия творца – это знак её убогости и ущербности. Спиральное движение лестницы вновь напоминает о преодолении инертности. В «Изысканности» Пушкин летит на коньках, вспарывая время и пространство, в состоянии свободного творческого парения, он предстаёт вольно созидающим демиургом, устремлённым в абсолютную неизведанность, туда, где ещё предстоит рождать новый космос. По его следам – развевающийся шлейф этого мира, выраженный пластически в калейдоскопе образов, неразгаданных ребусов и вопросов.

Удивительная динамика и напряжённое звучание листов достигается за счёт причудливого сочетания разных ракурсов, активных ритмов, живописности выразительных линий, градаций света и тени. Перед зрителем серия «Литератушки, или Лёгкое путешествие в прошлое с намёком на будущее» предстаёт как изящно-свободные, естественно-ироничные литературно-художественные импровизации, рождающие многомерные и многозначные отзвуки.

Галина Шарко

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *