Дуб как образ-персонажа

Тарас ТУРЧИН,
доктор с.-х. наук, главный научный сотрудник Государственного музея-­заповедника М. А. Шолохова, директор ФБУ ВНИИЛМ «Южно-европейская научно-­исследовательская лесная опытная станция»

Оксана ТУРЧИНА,
старший научный сотрудник Государственного музея-­заповедника М. А. Шолохова


Вблизи конюшни музея-­заповедника М. А. Шолохова на бугристых песках растут заботливо посаженные руками человека молодые деревца. Любят туристы и гости станицы прогуляться по извилистым дорожкам среди тянущихся к солнцу деревьев. Чистый воздух пронизан пьянящим ароматом степных трав, смолистых почек, древесной коры. И уже не верится, что не так давно на этом месте был заброшенный пустырь, куда нерадивые жители выбрасывали свои бытовые отходы.
Примечательно, что здесь растут не только местные породы деревьев, но и саженцы, привезённые из разных уголков нашей страны, в том числе из мест проживания классиков русской литературы XIX–XX веков. Это так называемые литературные деревья, т. е. деревья, непосредственно связанные с судьбами героев произведений гениев литературы, с жизнью самих писателей и поэтов, деревья, которые, как и люди, говоря словами писателя М. А. Шолохова, имеют «каждое свою судьбу». В числе растущих деревьев лидирующие позиции занимает дуб.
А кто из нас не любовался старыми дубами, их широкими развесистыми кронами, крепостью ствола? Всё, чем это дерево отличается от других форм растительности, выделяет его, делая царём древесного мира. Это дерево упоминается в Библии. Королевские дубы произрастали в дворцовых парках монархов. Издавна дубовый отвар применяли в народной медицине. Как источнику прочной и долговечной древесины ему трудно найти замену.
Как образ-­персонаж дуб в литературных произведениях довольно многообразен: символ мощи, твёрдости, величия, выносливости и благородства, нередко – священное дерево. Огромный, могучий, мощный, великий, матёрый, могущественный, возвышенный, крепкий – характерные эпитеты дуба. Это дерево удивительное. Не зря многие писатели делали его одним из героев своих произведений.
Дуб часто упоминается в произведениях М. А. Шолохова, который был не только великолепным мастером слова, но и знатоком донской природы. «На вой­не деревья, как и люди, имеют каждое свою судьбу… На провесне немецкий снаряд попал в ствол старого дуба, росшего на берегу безыменной речушки. Рваная, зияющая пробоина иссушила полдерева, но вторая половина, пригнутая разрывом к воде, весною дивно ожила и покрылась свежей листвой…» – пишет Шолохов в рассказе «Наука ненависти». Глубоким смыслом наполнено сравнение судеб героя и старого дуба. Подробно описанная участь деревьев, нанесённые им раны, их тянущиеся к солнцу ветви поднимают тему вой­ны как страшного преступления, побуждают ещё раз вспомнить тех, кто погиб на вой­не, пережить горечь и боль утрат.
В романе М. А. Шолохова «Поднятая целина» мы знакомимся с так называемым дубом Якова Лукича: «Высокий, прогонистый дуб, мачтового роста и редкостной строевой прямизны, горделиво высился над низкорослыми, разлапистыми караичами и вязами-­перестарками. Судя по толщине ствола, дуб был почти ровесником Якова Лукича, и тот, поплёвывая на ладони, с чувством сожаления и грусти взирал на обречённое дерево. <…> “Свалют тебя, растелешат, отсекут топорами твою красу – ветки и отростки, и повезут к пруду, сваей вроют на месте плотины… – думал Яков Лукич, снизу вверх посматривая на шатристую вершину дуба. – И будешь ты гнить в колхозном пруду, покуда не сопреешь”». Любуясь красотой набирающих силу дубов и вспоминая шолоховские строки, посетители признают, что, несмотря на все отрицательные качества героя, Яков Лукич – рачительный хозяин и прекрасный агроном, наделённый практическим умом. Он до боли любит родную землю. М. А. Шолохов как талантливый художник слова уделяет большое внимание человеческой личности, подробно рассказывая о переживаниях, выпавших на долю казаков в период коллективизации. Находясь здесь, вспоминаешь о масштабных событиях нашей истории и об отдельных людях, которых затронули эти события.
Восторженные взгляды туристов частенько прикованы и к так называемому тургеневскому дубу. Это уникальное дерево выращено сотрудниками музея-­заповедника М. А. Шолохова из жёлудя дуба, посаженного самим И. С. Тургеневым в родовом имении Спасское-­Лутовиново. Примечателен тот факт, что в парке Тургенева, который он называл садом, росли липовая аллея, ясени, ели, и вдруг будущий писатель собственными руками сажает дуб – то дерево, которое занимало важное место в его сердце, которое он потом неоднократно будет описывать в своих произведениях: «Мой любимый дубок стал уже молодым дубом. Вчера, среди дня, я более часа сидел в его тени на скамейке. Мне очень хорошо было…» (повесть «Фауст»). Именно об этом дубе будет писать Тургенев в одном из своих последних писем из Франции: «Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, родине поклонитесь…»
Строки вступления к поэме «Руслан и Людмила» блестящего знатока русского фольклора А. С. Пушкина прекрасно помнят и взрослые, и дети.

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом…

Именно дуб находится у лукоморья. И как же хочется перечитать ещё раз известное произведение, любуясь набирающим силу молодым дубком «учёного кота». Дуб этот тоже с историей. Его желудь привезён из Михайловского, родового имения матери А. С. Пушкина. Красавец дуб помогает в полной мере проникнуться красотой поэтического слова, оживить в воображении посетителя невиданных сказочных персонажей, задуматься о тайнах пушкинского лукоморья.
Ещё не раз Пушкин обращается к образу дуба. Так, в романе «Дубровский» герой Владимир Дубровский общается с Машей Троекуровой, используя дупло дуба в качестве свое­образного почтового ящика. Примечателен тот факт, что фамилия главного героя тоже связана с названием дерева.
Как приятно посидеть в тишине на «толстовской скамейке» из берёзовых брусьев, отдохнуть в тени крон деревьев, так вдохновлявших писателя: дуба, липы, ели! Их образы встречаются в романах «Вой­на и мир», «Анна Каренина», повести «Хаджи-­Мурат» и других произведениях Л. Н. Толстого. Отметим, что мужские персонажи Толстого обычно связаны с дубом. У «дуба Андрея Болконского» по-другому воспринимаешь переоценку жизненных ценностей героя романа «Вой­на и мир». С дубом Андрей Болконский встречается дважды. Во время первой встречи, по пути из Богучарова в Отрадное, главный герой увидел «старого, сердитого и презрительного урода» среди молодой свежей зелени. Дуб говорил о безнадёжности и бесплодности надежд на счастливую жизнь. «“Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, – думал князь Андрей, – пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь – наша жизнь кончена!” Целый новый ряд мыслей безнадёжных, но грустно-­приятных в связи с этим дубом возник в душе князя Андрея». Но всё меняется после встречи с Пьером Безуховым и Наташей Ростовой. На обратном пути Андрей видит тот же дуб, но уже обновлённый и полный жизненных соков. «Старый дуб, весь преображённый, раскинувшись шатром сочной, тёмной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца… Сквозь столетнюю жёсткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что это старик произвёл их. “Да это тот самый дуб”, – подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления». Молодой «дубок Андрея Болконского», растущий здесь, как и его герой, устремлён к свету, жизни и обновлению.
Дерево дуб известный русский баснописец И. А. Крылов упоминает в названии своих произведений («Свинья под дубом», «Дуб и трость»), а также делает одним из героев своих басен:

Где деться? К счастью, дуб сухой в глаза
попался;
Кой‑как угнездился, прижался
К нему наш Голубок…
(«Два голубя»)

И труд ему с большим успехом удаётся:
Дубок и принялся, и отпрыски пустил;
Посмотришь – около него мой Хмель
уж вьётся.
И дубу от него вся честь и похвала!
(«Хмель»)

И, выбравши ветвистый дуб, высокой,
Гнездо себе в его вершине стали вить…
(«Орёл и крот»)

С приходом весны весело щебечут птицы у скворечника – «Питейного дома братьев Скворцовых», установленного здесь заботливыми руками сотрудников музея-­заповедника. Птичий домик сделан по подобию чеховского из имения в Мелихове. Вокруг «Питейного дома» (также было у Чехова) растёт много деревьев. В свободное время писатель сажал, высеивал, подрезал… «Сколько я деревьев посадил! Благодаря нашему культуртрегерству Мелихово для нас стало неузнаваемо и кажется теперь необыкновенно уютным и красивым», – говорил Чехов. Писательница Щепкина-­Куперник вспоминала: «Каждую аллею, каждое дерево показывал он в особом освещении: “Вот эти сосны особенно хороши на закате, когда стволы совсем красные. Мамврийский дуб – так он прозвал дуб, старый и ветвистый, оставшийся от старого сада, – надо смотреть в сумерки, он таинственный тогда такой…”»
Росло в имении писателя дерево, названное с присущим Чехову остроумием Мам­врийским дубом. Надеемся, что пройдёт время, и вырастут из молодых дубков, растущих здесь, настоящие богатыри, подобные чеховскому Мамврийскому дубу.
По замыслу писателя Г. Н. Троепольского, именно дубы сопровождали Бима, героя повести «Белый Бим Чёрное ухо», в самые сложные периоды его собачьей жизни. Троепольский «спасает» своего героя в дупле векового дуба от волчицы: «Бим ускользнул от неё в самый последний момент, прыгнув в сторону. Зверь, повернувшись и как бы подпрыгнув на трёх ногах, кинулся вновь на Бима. Однако тот юлой откатился за дуб и почувствовал спиной отверстие, дупло. И тут же, в момент второго промаха волчицы, в ту же секунду, протиснулся в дупло, выставил зубы, зарычал неистово и стал лаять так, как никогда в жизни не лаял, – как гончая по следу, как лайка у берлоги, без передыху. Голос Бима зазвенел по лесу одним-­единственным словом, понятным каждому: “Беда-а! Беда-а!”» У дуба сталкивается Бим с человеческой подлостью: «Семён Петрович повёл Бима на верёвке в глубь леса, захватив с собой ружьё. Шли вниз, в яр, освещая просеку фонариком. Дорожка упёрлась в небольшую полянку, окружённую огромными дубами. Тут Семён Петрович привязал Бима к дереву за верёвку, развернул узелок, вынул из него миску с мясом и поставил перед Бимом, не произнося ни единого слова. И пошёл обратно».
Многие поэты и писатели на протяжении творческого пути использовали образ дуба как символ, связанный с национальной, народной культурой. Символика дуба широко использовалась в искусстве и литературе. Литературные деревья, их зрительное восприятие дают толчок для переосмысления, перенося посетителя к страницам книг классиков литературы, побуждая ещё раз перечитать известные произведения и понять, насколько горячо они любимы нами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.