«МЫ СТАЛИ ЧЁРНЫМ ХЛЕБОМ НА ВОЙНЕ»: ВОЕННЫЙ ДОНБАСС В СТИХОТВОРЕНИИ ЕЛЕНЫ ЗАСЛАВСКОЙ «ЧЁРНЫЙ ХЛЕБ»

В феврале 2022 года началась активная фаза участия России в украинско-донбасском конфликте. После признания республик Донбасса и начала военной операции по денацификации Украины в сетях обозначилось новое направление информационной войны: псевдопацифистская риторика, направленная против военных действий на Украине. Предыдущие восемь лет войны, которую вела Украина в Донбассе, замалчиваются или отрицаются, и действия России представляются абсолютно немотивированными. Однако существуют культурные факты, рождённые войной в Донбассе. Один из них – книга стихов луганской поэтессы Елены Заславской «Год войны», напечатанная в Луганске в 2015 году. Эту книгу открывает стихотворение «Чёрный хлеб» (2014), написанное в первый год войны Украины и Донбасса.
В стихотворении автор изображает четыре поколения людей Донбасса, на чью долю выпала эта война:
Успели дети подрасти.
Успели внуки подрасти.
А правнуки пока что не успели.
Лирическая героиня – женщина старшего поколения, пережившего Великую Отечественную войну. С ней ведут диалог другие персонажи стихотворения. Её роль в коммуникации – благословить уход потомков на войну и осмыслить духовное взросление тех, кто взял оружие для защиты Родины. В произведении взаимодействуют несколько поколений: воевавшие в Великую Отечественную, защищая Родину от фашистов, их дети, внуки, которые в 2014 году составляют поколение отцов и детей, способных решать, делать выбор, отстаивать свои взгляды. Поколение правнуков пока что вне этого процесса. Ради их защиты мужчины идут на войну.
Война 2014 года в Донбассе в стихотворении изображается как пространство кровопролитных битв, в которых брат идёт на брата, а друг на друга. Эта черта отличает текущую вой­ну от канонического образа Отечественной вой­ны, когда защищать свою землю приходилось от врагов-иноплеменников, цивилизационно чужих. В войне с Украиной приходится воевать со своими, и от этого «стало чёрным молоко в сосцах, и стала чёрной кровь в людских сердцах, как антрацит, наш краснодонский уголь».
Духовный рост тех, кто совершил экзистенциальный выбор, прошёл горнило войны, прорвался к человечности и любви на новом уровне понимания жизни, изображён в образе чёрного хлеба, получившегося из золотых зёрен: «мы стали чёрным хлебом на войне, а были… были золотые зёрна». Итак, образ чёрного хлеба является в стихотворении метафорой, обозначающей поколения, прошедшие войну. Поскольку в войне участвуют все поколения, изображённые в произведении, эта метафора показывает связь времён, проявившуюся в решении защищать землю Донбасса, которое высказывают люди ХХ века и их потомки в XXI веке.
Стихотворение «Чёрный хлеб» имеет уже собственную судьбу. Оно известно не только в Луганске и знакомо не только поклонникам творчества Елены Заславской. В марте 2019 года в Германии на немецком языке вышла книга «Гранд тур. Путешествие по молодой поэзии Европы», куда вошло стихотворение «Чёрный хлеб» («Schwarzbrot») в переводе на немецкий язык Матиаса Книпа и Александра Филюты.
Антология «Гранд тур» объединяет более четырёхсот поэтов и около пятидесяти разных языков, в том числе русский и украинский. Участие поэта в этом сборнике началось с вопроса, какую страну автор будет представлять. Поскольку уже шла война с Украиной и Луганская Народная Республика объявила о своей независимости, Елена Заславская пожелала представлять ЛНР. Но редакторы заявили, что это категорически невозможно. Автору было отказано также в праве представлять Россию и русскую поэзию. В результате был достигнут компромисс, и под стихотворением в разделе «Украина» можно увидеть приписку: «Автор не желает представлять Украину».
В 2021 году певица и композитор из старейшего немецкого города Фрайбурга Кандида Уль решила положить стихотворение «Чёрный хлеб» на музыку. Она поёт меццо-сопрано и выступает в составе трио с музыкантами, играющими на фаготе и фортепиано. В настоящее время ожидается премьера песни.
Также на стихотворение «Чёрный хлеб» фотограф Алевтина Легещич сняла драматическую поэтическую видеопостановку, которую можно найти на сайте Елены Заславской: http://zaslavskaja.com/video/videopoeziya-chernyiy-hleb/
Итак, стихотворение «Чёрный хлеб» отражает духовный опыт жителей Донбасса, которые столкнулись с украинской армией в 2014 году. Анализируя пережитое, поэт актуализирует смыслы, рождённые Великой Отечественной войной и сохранённые в культурной памяти русского народа. Стихотворение вошло в музыкально-поэтическое пространство как русской, так и немецкой литературы. С изменением политической ситуации меняется направление информационной войны, пацифизмом называется поддержка украинской армии, которая вела военные действия в Донбассе с 2014 года, тем не менее поэзия создаёт пространство смыслов, обращаясь к экзистенциальному опыту человека на войне. В стихотворении «Чёрный хлеб» отражено мировоззрение тех, кто сражался за Донбасс, защищая свою Родину от украинской военной агрессии в 2014 году.

Елена ЗАСЛАВСКАЯ

ЧЁРНЫЙ ХЛЕБ

Долго не было беды. Долго.
Долго не было войны. Долго.
Успели дети подрасти.
Успели внуки подрасти.

А правнуки пока что не успели.
И сын сказал: «Я ухожу. Прости».
И внук сказал: «Я тоже. Отпусти».
И правнуки заметно повзрослели.

И снова кровь горячая лилась.
И Родина кроилась и рвалась.
И брат на брата шёл, а друг на друга.

И стало чёрным молоко в сосцах.
И стала чёрной кровь в людских сердцах,
Как антрацит, наш краснодонский уголь.

Последний пласт. Из недоступных недр.
Наверх. Из самой преисподней.
История желает перемен
И крутит, крутит, крутит чёрный жёрнов.

Мы стали чёрным хлебом на войне,
А были… были золотые зёрна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.