БАЖОВСКИМИ ТРОПАМИ

В детстве в нашей семье хранилась долгое время книга «Малахитовая шкатулка», тогда для меня героиня сказов Хозяйка Медной горы была очень загадочным персонажем.
Мой родной край – Урал. В книге описывается жизнь мастеровых, рабочих, горняков из посёлков Свердловской области. И поэтому я решила посвятить свой короткий очерк известному уральскому писателю Павлу Петровичу Бажову.


Павел Петрович Бажов – выдающийся уральский писатель. Мы знакомимся с его творчеством ещё в детстве, читая повести «Зелёная кобылка», «Дальнее – близкое». Но самая знаменитая книга Бажова – «Малахитовая шкатулка» («Уральские сказы»). Это особенные произведения, представляющие собой быль с элементами сказки, волшебства, переданную прекрасным народным языком. Сказы из «Малахитовой шкатулки», как и остальные книги автора, не только занимательные истории, но и глубоко нравственные произведения, пронизанные народной мудростью. В книге поражало всё: неповторимый язык, рассказывающий о красоте Урала и его богатствах, вкрапление волшебства в обыденное повествование. Короткие уральские легенды в пересказе Бажова великолепны, это маленькие шедевры гениального автора. Их с большим удовольствием читали и читают взрослые и дети.
Писатель Павел Петрович Бажов родился в Сысерти 15 января 1879 года. Его отец, Пётр Васильевич, был горным мастером, работал в пудлингово-сварочном цехе. Его фамилия была Бажев, впоследствии из-за ошибки в документах у неё изменилось окончание. Несмотря на высокий профессионализм отца, семья жила в постоянной нужде. Пётр Васильевич страдал от алкогольной зависимости, был неуживчивым, часто оставался без работы. В тяжёлые периоды семейство выручала мама, она была отличной рукодельницей, умела зарабатывать этим деньги.
Детские годы будущий писатель провёл в Сысерти и в Полевском Заводе. Три года он учился в Сысертском земском училище, где был в числе лучших учеников. С 10 до 14 лет способный подросток обучался в Екатеринбургском духовном училище. Родителям трудно было платить за него, поэтому они перевели Павла в Пермскую духовную семинарию, где обучение было дешевле.

Но становиться священником юноша не собирался, его привлекала педагогическая деятельность. Молодой учитель словесности долгое время преподавал в сельской школе, затем устроился учителем русского языка в Екатеринбургское епархиальное женское училище. Здесь он проработал шесть лет. Ученицы Павла Петровича очень любили молодого педагога. В училище была интересная традиция – во время литературных вечеров награждать чтецов цветными бантиками. Бажов всегда получал самое большое количество этих милых призов. В период летних каникул Павел Петрович путешествовал по окрестным деревням, собирал диалектизмы, фольклор, пословицы и поговорки. Некоторое время Бажов был преподавателем духовного училища в Камышлове.
Павел Петрович был ярым революционером. Было время, когда он состоял в партии эсеров, но затем примкнул к большевикам. Во время Гражданской войны вёл активную деятельность, устанавливал советскую власть в России, в Казахстане. Он был организатором подполья в Усть-Каменогорске, готовил своих товарищей к подпольной деятельности на случай перехода населённого пункта под власть белогвардейцев. Когда город захватили белые повстанцы, Бажов в течение полугода бездействовал, чтобы сохранить свою жизнь. Впоследствии его много упрекали за это, но сил подпольщиков в конце 1918 года было недостаточно для вооружённого восстания, и Бажов это прекрасно понимал. Через шесть месяцев он возобновил деятельность, объединил несколько партизанских отрядов в единую ударную силу.
После восстановления советской власти в Усть-Каменогорске стал организатором нового Совдепа. При его непосредственном участии было подавлено готовившееся восстание белогвардейцев, предводителем которых был Козырь. Во второй половине 1920 года Бажов был главой продовольственного отряда, особым уполномоченным уездного продовольственного комитета, заведующим комитетом народного образования. На последнем посту Бажов стал организатором учительских курсов и ликбеза. Он занимался восстановлением Риддерского рудника, решал другие важные вопросы, связанные с работой народного хозяйства. В этот период на Бажова стали поступать доносы, его обвиняли в долгом бездействии во время переворота в Усть-Каменогорске. Павел Петрович возвратился на Урал. Доносы преследовали его на протяжении 15 лет, Бажова дважды исключали из партии, но оба раза восстанавливали уже через год. Его обвиняли и «за приписывание партийного стажа». В Камышлове Бажов занимался литературной деятельностью, работал в «Уральской областной крестьянской газете». Он был главой редакторского комитета по написанию книг, посвящённых строительству Краснокамского бумажного комбината, истории Камышловского полка. Произведения не были опубликованы, их герои попали под репрессию.
Книга Бажова «Уральские были» увидела свет в 1924 году. Через 12 лет писатель опубликовал первый сказ – «Девку Азовку». В начале 30-х годов прошлого века советские фольклористы получили важное задание, им нужно было собирать «колхозно-пролетарский» фольклор. Историк Владимир Бирюков был в затруднении, он не нашёл на Урале рабочего фольклора. Историка выручил Бажов, написавший специально для него три сказа, которые рассказывал ему в детстве дедушка Слышко. Однако никакого дедушки Слышко не существовало, сказы придумал сам Бажов. Но эти прекрасные уральские легенды были столь достоверны и хороши, что их напечатали уже в 1939 году. Так советские люди познакомились с книгой «Малахитовая шкатулка». Через четыре года писатель за свой труд получил Сталинскую премию 2-й степени.
В книге поражало всё – неповторимый язык, рассказывающий о красоте Урала и его богатствах, вкрапление волшебства в обыденное повествование. Мастеровые люди в сказах Бажова выглядят настоящими русскими богатырями, могучими, гордыми, мудрыми. В своих произведениях писатель охватывает большой отрезок времени – от крепостничества до современности. При написании сказов Бажов руководствовался определёнными установками, в ряде случаев отступая от исторических фактов. Советский исследователь Р. Р. Гельгардт установил, что П. П. Бажов при написании сказов изучал исторические документы, но если в исторических исследованиях по какому-то вопросу было разногласие, то писатель «отвергал всё, что было не в пользу России, Урала, не в интересах простого народа».

Из уральского фольклора в сказы Бажова пришёл персонаж Великий Полоз – хозяин земных сокровищ, огромный змей с короной на голове. «Сила ему такая дана: золото, какое он пожелает, к себе в землю притягивать», – говорилось в сказе «Золотой волос». Встречаются в сказах писателя и другие персонажи народных преданий, например девка Азовка, которая охраняет клады горы Азов. Она упоминается в сказе «Дорогое имячко». Бажов вспоминал, что об Азовке рассказывали по всему Уралу. По одной версии, её считали духом татарской царевны, по другой – пленницей, которую прокляли после смерти и превратили в духа-сторожа.
Произведения о Хозяйке Медной горы, Даниле-мастере и других персонажах вошли в сборник «Малахитовая шкатулка». В этих историях Бажов соединял сказочные сюжеты с описанием реального быта горняков, который был знаком ему с детства. Один из главных сказочных образов в творчестве писателя – Хозяйка Медной горы, или Малахитница, Каменная девка. В цикл о ней входят десять сказов, в том числе «Каменный цветок», «Горный мастер», «Травяная западёнка», «Малахитовая шкатулка». Эта героиня – дух Уральских гор, хранительница ценных минералов. В сказах она появлялась перед рабочими как прекрасная девушка в нарядном платье: «А одёжа и верно такая, что другой на свете не найдёшь. Из шёлкового, слышь-ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз как шёлк, хоть рукой погладить». Волосы её Бажов описывает так: «Коса ссиза-чёрная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зелёные. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь». Малахитница могла показаться в виде ящерицы с короной, а иногда слышали только её голос.
Сказы из «Малахитовой шкатулки» были переведены на многие языки мира. Переводчикам было непросто, своеобразный язык сказов многих из них приводил в замешательство. Они отмечали, что эти короткие произведения практически непереводимы из-за их культурных и лингвистических особенностей. С 2013 года сказы Бажова были включены в перечень 100 книг, рекомендованных российским школьникам для самостоятельного чтения.
Всего он написал 56 сказов, называя их то «горными сказами», то рассказами, то сказами. Сначала автором своих сказов писатель называл Хмелинина, но позже он убрал эту фамилию изо всех черновиков. Больше всего сказов литератор написал в самое трудное для своей семьи время – когда его в очередной раз исключили из партии и отказывались принимать на работу.
Все свои произведения он создал в доме, стоящем на углу улиц Чапаева и Большакова. Он и раньше жил на улице Болотной (Большакова), но старое здание погибло в пожарище. Дом на улице Чапаева, 11, писатель стал возводить в 1911 году. До отъезда в Камышлов семья литератора жила в нём в течение трёх лет. После возвращения из Казахстана Бажов вновь поселился в своём доме и жил здесь до самой кончины.
В доме четыре комнаты, кабинет писателя одновременно служил спальней для супружеской четы. Одна сторона дома смотрит в сад, посаженный руками Бажовых. В нём растут яблони, вишня, рябина, черёмуха, берёзы и липы. Писатель особенно любил скамейку под рябиной, где он часто отдыхал в летнюю жару. Сохранился и столик под липой, где он работал.
Павел Бажов и его жена Валентина Александровна – счастливая супружеская пара, они вырастили трёх дочерей, всего же детей было семь, четверо из них умерли во младенчестве. В браке супруги прожили почти 40 лет.
Уральский писатель скончался от рака лёгких в начале зимы 1950 года. Он очень любил свой Урал, не собирался покидать его, но умер в Кремлёвской больнице. Прах знаменитого литератора погребён на Ивановском кладбище в Свердловске. Через одиннадцать лет там был установлен памятник великому автору сказов и собирателю уральского фольклора. В 1967 году в Екатеринбурге, в доме, в котором он жил, основан музей П. П. Бажова.
В честь Павла Петровича Бажова назван посёлок городского типа Бажово. Во многих городах и посёлках Урала, России, Украины и Казахстана его именем названы улицы. Образы из сказов П. П. Бажова – Каменный цветок и Хозяйка Медной горы (в виде коронованной ящерицы) – изображены на гербе города Полевского. Полевской называют родиной бажовских сказов, сердцем «бажовского Урала». Павел Бажов жил в Полевском в 1892–1895 годах. Монументы П. П. Бажову также открыты в городах Полевском, Сысерти и Копейске. К 120-летию писателя в 1999 году учреждена Премия имени П. П. Бажова, ежегодно вручаемая в Екатеринбурге. Имя писателя носит ежегодный Бажовский фестиваль народного творчества в Челябинской области. Также в честь писателя названы пермский теплоход и станция Екатеринбургского метро.

Нина МАХНЕВА,
учитель-логопед высшей квалификационной категории

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.