МОЙ ДРУГ – ВИКТОР ПАХОМОВ

Владимир Васильевич Куликов родился 27 ноября 1937 года в Туле.
Заслуженный архитектор России (1995), государственный стипендиат (1997), советник Российской академии архитектуры и строительных наук (2000), член-корреспондент (2003), академик Академии архитектурного наследия (2014), член Союза архитекторов России (1971), член Союза писателей России (2012), почётный член Правления Тульской региональной организации Союза архитекторов России (2014).
Автор более 250 научных и печатных трудов о проблемах архитектуры, градостроительства и сохранения историко-культурного наследия. Разработчик около 75 рабочих программ, учебно-методических комплексов, циклов лекций, учебно-методических пособий и рекомендаций по дисциплинам архитектурно-реставрационного направления.
Провёл более 20 персональных выставок. Участник и призёр смотров-конкурсов, фестивалей «Зодчество», международной биеннале (художественная выставка).
Лауреат премии «За большой вклад в возрождение культуры и нравственности г. Тулы», Всесоюзного фестиваля народного творчества (ВДНХ), конкурсов Союза архитекторов России.


Виктор Фёдорович Пахомов

Виктор Фёдорович Пахомов – человек непростой судьбы. Его родители – селяне, проще говоря, его корни в русской деревне, и первый его поэтический сборник «Корни», увидевший свет в 1973 году, проникнут глубокими чувствами к сельскому миру. Вторая книга, «Моё село» (1974), дополняет и развивает эту тему.
Родился Виктор Фёдорович 16 марта 1932 года в молодом развивающемся городе Сталиногорске, позднее переименованном в Новомосковск, где прошли его детские и отроческие годы. Учась в одной из школ города, он проникся желанием стать учителем, и позднее он им стал, и даже был директором школы.
Служба в рядах Советской армии (1951–1955) ещё более укрепила в нём эту мысль. Так что после службы он определяется учителем черчения и рисования в посёлок Бегичево Тульской области. Чувствуя в себе тягу к рисунку, к художественному творчеству, он поступает на художественно-графический факультет Московского государственного заочного педагогического института и в 1966 году успешно оканчивает его. После окончания института его назначают директором школы. Пробует себя в стихосложении и, пользуясь сложившимися в вузе связями, издаёт книгу стихов в Москве, что по тем временам считалось большим достижением. Затем, спустя три года, он издаёт другую поэтическую книгу – «Весеннее пламя» (Тула, 1977).
Делая заметные успехи на стезе поэтического творчества, он постепенно отходит и от художественного направления, и от учительствования, а тем более от школьного администрирования, которое отбирало значительную часть его досуга, с чем он не желал примириться.
Волею судеб, а точнее по рекомендации, Виктор Фёдорович назначается ответственным секретарём районной газеты, получает возможность печататься на её страницах. Через газету знакомится с другими поэтами, прозаиками, литераторами. Создаёт литературное объединение и руководит им.
В 1982 году выходит в свет его очередная книга стихов – «Лесные яблоки» (Москва). Его приглашают в Тулу, где избирают ответственным секретарём Тульской писательской организации Союза писателей России. Это становится его основным полем деятельности почти до конца жизни.
В 1983 году в Приокском книжном издательстве (Тула) появляется его следующая книга стихов тиражом 5 тысяч экземпляров под названием «Родство». Эта его очередная и, к счастью, не последняя книга в какой-то мере подводит итог его творческим поискам. Как и в предыдущих сборниках, поэт верен темам родной деревни, своей малой родины, военного детства, любви к природе. Он внимателен ко всему, что его окружает, и в этом окружении черпает силу, вдохновение.
Мы часто встречались с Виктором Фёдоровичем у него в кабинете, когда Союз писателей России (его Тульское отделение) находился в Доме творчества на улице Каминского, 51. Он приходил регулярно и в рабочие дни, кроме выходных, с 11:00 до 15:00 был всегда на рабочем месте. И к нему приходили не только члены Союза писателей, но и многие из тех, кто нуждался в общении или совете. Эти так называемые посиделки «за чаем» не были обязаловкой: нережимны и всегда интересны, здесь можно было узнать новости, пообщаться, поиграть в шахматы, почитать книгу, полистать журнал, поскольку имелась обширная библиотека из произведений авторов – членов писательской организации. Здесь находился и зал заседаний (он же и выставочный зал, и банкетный), где проходили многие мероприятия творческой интеллигенции города, выставки различных направлений творчества – художественные, архитектурные, художественной фотографии. Отмечались юбилеи. Устраивались концертные и артистические выступления. Диспуты. Обсуждения.
Здесь находился и Фонд поддержки творческих работников (по большей части из писательской среды), возглавляемый В. Я. Масловым. К слову сказать, чтобы это здание было восстановлено, а это памятник истории и архитектуры, стоящий на охране государства, именно Валерию Яковлевичу Маслову пришлось приложить немало усилий, чтобы завершить здесь реконструкторские работы, начатые реставрационной мастерской под руководством В. И. Ермолова, но длившиеся из-за отсутствия средств долгое время, да так, что приходилось даже порой заменять некоторые элементы, ранее установленные, но пришедшие в негодность из-за отсутствия покрытия. К тому же приходилось менять на ходу ранее принятые решения. Я был в курсе всех этих перипетий, поскольку занимался проектом реставрации и вёл на объекте авторский надзор. Валерий Яковлевич через областную администрацию добился выделения средств для окончания работ и силами строителей-ремонтников менее чем за два года завершил ремонтные работы.
Как сейчас помню, 15 сентября 1995 года состоялась презентация, а по-русски – открытие Дома творчества, что явилось значительным событием, подтверждаемым появлением первых лиц региона и города – губернатора Н. В. Севрюгина и др.
Много было представителей творческой интеллигенции: писатели, художники, артисты, работники культуры. Много было речей и поздравлений. «Сейчас у писателей, – сказал в своей речи В. Ф. Пахомов, – очень много проблем, и теперь на одну стало меньше».
Его 80-летие отметили более помпезно: с выставкой в Доме-музее В. Вересаева, на которой были представлены персональные сборники стихов, книги, альманахи и журналы, в которых публиковались его стихи, – это «Литературная Россия», «Юность», «Смена», «Наш современник» и др. Был представлен фоторяд, рассказывающий его биографию: родился 16 марта 1932 года в Сталиногорске (ныне – Новомосковск Тульской обл.). Здесь я должен сделать оговорку. В Тульском биографическом словаре сказано, что он родился в Новомосковске. Но ни то ни другое не верно, поскольку в 1932 году ещё не существовало и Сталиногорска, а был небольшой посёлок, который иногда называли городом, – Бобрики, у истока Дона. Только в 1933 году Бобрики получили новое имя – Сталиногорск, который в 1961 году стал Новомосковском.
Из документов выставки: В. Ф. Пахомов – заслуженный работник культуры РФ, член Союза писателей СССР с 1975 года, ответственный секретарь Тульской организации СП России с 1987-го, секретарь правления Союза писателей России с 1999-го, действительный член Петровской академии наук и искусств, редактор и составитель ежегодника тульских писателей «Иван-Озеро» с 1998-го.
Почётный гражданин Тулы.
Из семьи служащих. Член КПСС с 1956 года. Окончил Московское художественное училище им. 1905 года (1958) и МГПИ (1965).
Печатается как поэт c 1958 года: «Ленинская правда». Автор более десяти поэтических книг и двух сборников избранных стихотворений. Его стихи публиковались во многих антологиях отечественной поэзии и, конечно, в тульских сборниках: «На земле Яснополянской», «Слово о подвиге», «Овеянная славой», «Победы тульские страницы» и др.
Составитель сборников «Иван-Озеро» (шесть выпусков), «Поле нашей судьбы» (к 625-летию Куликовской битвы), «Здравствуй, Тула» (к юбилею города), а также составитель хрестоматии «Тульский край в литературе и искусстве», такая книга была издана в Туле впервые.
Награждён медалями «За доблестный труд», «Ветеран труда».
Лауреат литературных премий Союза писателей России (1992), журнала «Дружба народов» и областной премии им. Л. Н. Толстого и «Бежин луг», Московского международного конкурса поэзии «Золотое перо» (дважды). Его имя занесено в Тульский биографический словарь и в энциклопедию «Лучшие люди России» (М., 2003).
Постоянный и активный организатор и участник литературных вечеров и праздников поэзии, посвящённых А. С. Пушкину, В. А. Жуковскому, С. А. Есенину, поэтам-фронтовикам, а также современным литераторам. Писательская организация во главе с В. Ф. Пахомовым организует семинары, руководит литературными объединениями Тулы и области, активно участвует во встречах и вечерах в литературной гостиной Дома-музея В. В. Вересаева.


Несколько стихотворений, дополняющих его биографию:

Мой отец не дошёл до Рейхстага –
Так записано, знать, на роду.
С похоронным известьем бумага
К нам пришла в сорок третьем году.

И, безжалостной долей гонимый,
Я за жизнь позабыть не сумел
Те голодные осени-зимы,
Тот сиротской судьбы беспредел…


Земляки

На вид они всей сути вопреки,
К чему и попривыкнуть уж пора бы.
Нескладные такие мужики,
Такие неотёсанные бабы.

Им не хватает многого, увы.
Ни грамотешки, ни культуры – где там!
Иные и не видели Москвы
И не жалеют вроде бы об этом.

Живут как есть, мол, на базар не везть.
В земле, в навозе, что-то вечно строя.
Но в душу их не так-то просто влезть,
Как кажется на первый взгляд порою.
Я ухожу с родимого двора.
Гляжу в поля, а там под зябь уж пашут.
– Что мало погостили?
– Да пора…
– Ну, в добрый путь!
Стоят, руками машут.

Ах, чёрт бы драл вас, горе-земляки!
Вас не забыть, так разлюбить хотя бы.
Нескладные такие мужики,
Такие неотёсанные бабы.

Иду, спешу на станцию скорей!
Чего ещё! Здоровье я поправил.
И лишь у городских своих дверей
Пойму, что снова сердце здесь оставил…


О козе

Что же я поделаю с собою,
Память дней тех слишком дорога.
Только лишь глаза свои закрою,
Вижу её длинные рога,
Крепкие, как будто из металла,
Жёлтые навыкате глаза…
Мы тебе обязаны немалым,
Зинка, Зинка – старая коза.
Ты за нами убегала следом,
Поспевая из последних сил.
Я очистки со двора соседа
Для тебя заботливо носил.
Сочные зареченские травы
Для тебя мать с сёстрами рвала.
Шла война. Была ты не забавой,
Ты для нас кормилицей была.
Но в тот день, как будто эскадрильи,
Мчались в небе быстрые чижи.
Мы тебя на горе обкормили
Колосками поспевавшей ржи.
С животом раздувшимся и блея,
Ты лежала около крыльца,
Мы стояли около, немея,
Не было на матери лица.
Вот сосед принёс свой ножик острый.
– Надо резать, с этим не шути.
Только громко закричали сёстры
И к тебе не дали подойти.
Жаловался ветер за окошком,
Низко нависали облака.
С той поры крахмальные лепёшки
Ели мы уже без молока…
Что же я поделаю с собою,
Годы мчатся, прошлое храня.
Только лишь глаза свои закрою,
Детство наплывает на меня.
И опять в молчании суровом,
Оброняя горькую слезу,
Мать, вздыхая, вспоминает снова
Павшую кормилицу – козу…


Нас выгнали немцы из дома
На снег, на мороз из тепла.
Овинов ржаная солома
Тогда нас, бездомных, спасла.
Когда же однажды под вечер,
Заслышав возмездья грома,
Бежала фашистская нечисть,
Сжигая в округе дома,
Вернулись мы, жалки и нищи,
Продравшись тайком сквозь кусты.
И страждущий дым пепелища
Забил нам кричащие рты.
Мяукала кошка знакомо,
Качался обугленный вяз –
Вот всё, что осталось от дома,
От детства осталось у нас.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.