Он был скуп на автографы…

К 90-летию со дня рождения Ивана Елегечева

У каждого человека, прежде всего творческого, есть свои особенности. Писатель Иван Захарович Елегечев не любил давать автографы. Может, «не любил» – не совсем точное определение. Он дарил книги, но не придавал значения тому, подписана она им или нет. А если его очень просили об автографе, он с улыбкой говорил: «Ну, тогда диктуй, что написать…» И тем не менее в экспозиции «Тамбовский автограф» областной детской библиотеки есть несколько книг, подписанных Иваном Захаровичем, – с добрыми пожеланиями читателям. Библиотеки он любил, часто посещал их, хотя дома у него очень много книг: от дореволюционных изданий до современных…

Иван Захарович Елегечев родился 24 июля 1927 года в деревне Кожевниково Томской области. Он считал себя и сибирским писателем, и тамбовским. А правильнее, и с полным основанием, его можно назвать русским писателем. У него было нелёгкое детство, как и у большинства людей его поколения, чьё взросление пришлось на 1930-е годы. Он служил в армии, прошёл такую трудовую школу, которая закалила его характер, дала силы на последующие десятилетия жизни и творчества.
В 1962 году Елегечев окончил сценарный факультет ВГИКа (мастерская А.Я. Каплера), работал редактором Томского книжного издательства, около десяти лет руководил Томской областной писательской организацией. В Сибири он написал несколько романов, повестей, рассказов, которые печатались не только в местных издательствах, но и в Москве. Книги «Див-корень», «Тунгузский бор», «На Чулым-реке» и другие не остались не замеченными и в Москве, и вскоре произведения писателя стали издаваться и в столице.
«О чём пишет Елегечев?» – такой вопрос не однажды задавали читатели разных возрастов. Чтобы ответить безошибочно, надо прочитать то, что создано писателем.
А создано много. Я счастлива, что прочитала у Ивана Захаровича всё опубликованное и много из того, что он только готовил к публикации. И могу сказать: Елегечев пишет о жизни. Он сам не раз признавался: «Я пишу искренне о виденном в жизни, о пережитом, о тех, с кем провёл немало дней и в совместной работе, и в беседах о смысле жизни и людском счастье…»


Обратите внимание при чтении произведений Ивана Захаровича: он не даёт развёрнутых портретных характеристик своим героям. Но сюжет, манера повествования, образный язык так ярко высвечивают действующих лиц, что они и не нуждаются в подобных описаниях. Автору помогают умелое использование символики, знание истории, жизни людей. Читаем ли мы книги о сибиряках, о людях государственного масштаба (например, о Державине), мы не можем не почувствовать глубокое проникновение в историю. «Залпом» книги Елегечева не читаются. Тут каждая страница, написанная вдумчиво, заставляет думать и читателя.
С особой любовью относится автор именно к простым людям. И как же они выигрывают на фоне, если можно так выразиться, высокопоставленных лиц! Помню, меня поразили два образа в романе «Мангазея» – Авдотьица и Вепрь. Благородство души, величие человека, его свободолюбие – всё это даётся через высокое чувство любви. В нём, в этом чувстве, оба обретают силу и смысл жизни. Авдотьица сравнивает Вепря, слывшего колдуном, с теми, с кем зналась когда-то. И ни один не выигрывает от этого сравнения: «Тот боялся, как огня, атамана, трясся, как стебель от ветра… Другой лизоблюдничал у царька-державца, ползал перед ним на карачках. А иной ночи не спит, придумывает хитрости, как товарищей сшибить лбами, чтобы заполучить от этого свои выгоды. Были и такие, которые мучались непомерной гордыней… А Вепрь не такой. Он по-настоящему гордый…»
Взаимное чувство облагораживает этих людей. Гулящая Авдотьица становится любящей и преданной женой; нелюдимый, «звероватый» Вепрь – соколом. И когда погибает Авдотьица, Вепрь тоже уходит из жизни – добровольно. Высокие чувства человека подчёркивает писатель, сравнивая своего героя с благородной птицей. Сокол, выбравшийся из неволи, со сломанным крылом, чудом оказывается на верху утёса. Туда же взбирается и Вепрь. Не хочет сокол жить в неволе и бросается с утёса вниз. Не видит смысла жизни без любимой Вепрь и делает то же самое. «Птица и человек лежали рядом на камнях, покрытых снегом. От удара о выступы скалы, когда Вепрь скатывался вниз, с него была сорвана меховая малица. Бездыханная грудь сияла, как у сокола, палом…» (Пал – знак бесценности птицы…)


У нас знают Елегечева больше как романиста. Но он прекрасный рассказчик. В предисловии к книге Ивана Захаровича «Троицкие вершины» писатель Илья Лавров заметил: «Елегечев пишет густо, не акварелью, а маслом…» С этим нельзя не согласиться. Но и акварель не хотелось бы исключать из творческой манеры этого художника слова. Если в повестях и романах акварель просматривается как кусочек голубого неба сквозь густоту деревьев, то в рассказах акварель широка, прозрачна и чиста.
Нельзя не отметить вышедшую в 1981 году в Москве, в издательстве «Современник», книгу рассказов Елегечева «В русском лесу». Читаешь и ощущаешь запах леса, который, как пишет автор, одинаково щедр для всех, стоит нараспашку, отдавая тень и прохладу, тепло и свежесть всякому, кто входил в него, – и доброму, и злому, щедрому и скупому, храброму и трусливому…
Много рассказов у писателя Елегечева. И в каждом – народный дух. И что-то сказочное есть в них, таинственное. И имена героев необычные – дед Пихто и бабка Никто, Гефест, Бархудар. Некоторые рассказы и написаны в форме сказов и сказок: «Откуда пошли комары», «Бабушкин остров», «Гиблый мыс».
В них – народная мудрость, сила и красота русского человека. Люди стремятся найти бесценный дар – див-корень, который приносит счастье. Этот корень у писателя символизирует отношение к жизни, к труду. Див-корень – счастье, путь к которому открыт для всех, но у каждого этот путь свой: у одних – гладкий, у других – тернистый. Писатель Елегечев утверждает: человек – сам кузнец своего счастья. И если он не ищет «лёгкую наковальню», то будет у него и див-корень. Иван Захарович Елегечев выбрал тяжёлую наковальню. И див-корень он нашёл…
В Тамбов писатель приехал в 1976 году. И сразу стал самым активным автором Центрально-Чернозёмного книжного издательства. В Тамбове им созданы произведения на исторические темы: романы «Мангазея», «Зима». Он первым из тамбовских писателей решился на разработку широкомасштабной темы – о пребывании в Тамбовском крае поэта и государственного деятеля Гаврилы Романовича Державина. Елегечеву удалось, на основе архивных материалов, силой своего таланта, создать истинно человеческий образ Державина. Роман «Губернатор», изданный в 1987 году, – это огромный историко-художественный, краеведческий пласт, поднятый сибиряком, не знавшим до 1976 года (времени приезда в Тамбов) об особенностях Тамбовской губернии, но сумевшего за очень короткий срок «войти в тему».
Позже Елегечев написал на основе романа «Губернатор» пьесу «Что есть истина», поставленную Тамбовским областным драматическим театром и имевшую огромный успех не только в нашем городе, но и в других регионах, куда театр выезжал на гастроли.
Через двадцать лет после написания пьесы «Что есть истина» у Ивана Захаровича Елегечева вышел в Тамбове под таким же названием однотомник-трилогия с подзаголовком: «Приснопамятный рассказ о России». В аннотации к нему говорится: «Книга Ивана Захаровича Елегечева “Что есть истина” была издана в Тамбове в 2003 году за счёт средств автора. Тираж её был всего 50 экземпляров. По этой причине трилогия, в которой с наибольшей полнотой раскрывается образ Г.Р. Державина, в библиотеки области не поступила. В вышедшем в 1987 году в Воронеже романе Елегечева “Губернатор” были сокращены несколько глав. В новом издании он опубликован полностью. Учитывая интерес к личности поэта и государственного деятеля, управление культуры и архивного дела Тамбовской области приняло решение издать тиражом в 500 экземпляров трилогию Ивана Захаровича Елегечева “Что есть истина”, которая поступит в библиотеки области».


И поступила – в 2008 году. Знаю, что эта книга и другие произведения Елегечева не простаивают на полках: их читают, по ним не раз проводились читательские конференции в школах, их используют на уроках краеведения. И тут я не могу не напомнить о том, что очерк о жизни и творчестве Ивана Захаровича Елегечева, фрагменты его произведений вошли в учебник «Литературное краеведение» для 8–9-х классов, а фрагменты произведений – в хрестоматию. Автор очерка о писателе – профессор ТГУ имени Г. Р. Державина, доктор филологических наук Лариса Васильевна Полякова – напоминает: «В мае 1988 года в Тамбове проходило выездное заседание совета по прозе Союза писателей РСФСР. Тогда в общем положительную оценку Сергея Есина получил роман Ивана Елегечева «Губернатор». Московский прозаик отметил, что произведение написано с любовью автора к своим героям, со знанием истории, что в романе господствует стихия просвещения, радуют этнография и язык текста. Вместе с тем московский писатель говорил и о некоторой эскизности характера Державина, о нарушении чувства меры в использовании языка отдалённой от нас эпохи, о приглушённости звучания наиболее актуальных сегодня вопросов чести, совести, нравственности, в силу чего роман, по его мнению, сохраняет лишь краеведческое значение. Со стороны присутствующих в зале были предприняты попытки оспорить последнее положение Есина. И, конечно, эти попытки небезосновательны…»
«Да, – продолжает Лариса Васильевна, – работа тамбовского прозаика вызывает споры. Ряд вопросов к автору можно выстроить достаточно внушительный. Надо ли было, к примеру, столь очевидно, как это сделано в романе, – и есть ли для этого бесспорные исторические основания, – раскрывать царистские иллюзии Державина? Куда девался купец Бородин, столь ярко заявивший о себе с первых страниц романа и появившийся вновь лишь к концу произведения? Можно ли «Губернатора» назвать «исторической хроникой», как он представлен в издательской аннотации? Как вообще можно написать исторический роман на основе столь ограниченного географического и хронологического отрезка и менее чем трёхлетнего пребывания Державина в должности наместника на тамбовской земле? Эти и другие вопросы – знак сложности, многомерности авторского замысла, но вовсе не слабости его художественного исполнения.
В том-то и особенность романа «Губернатор», что на делянке жизненного материала распахано романное поле, на сугубо краеведческой основе создано произведение о России 80-х годов XVIII столетия. Действие переносится в самые разные концы империи, вплоть до Сибири, прочные нити связывают «забытый богом» Тамбов со столицей, раскрыты нравы двора. Произведение явно написано с проекцией на современность.
В полный голос звучит тема истинного, действенного патриотизма. И здесь фигура Державина оказывается наиболее удачным материалом для писателя…»
Елегечев, писатель с историко-художественными пристрастиями, не мог не откликнуться на события, связанные с крестьянскими выступлениями в Тамбовском крае в период Гражданской войны. Им посвящены замечательные страницы романов «Голгофа», «Оккупация»; пьеса «Антонов» и другие. На страницах романа «Оккупация» рассказывается о подлинных исторических событиях, связанных с Гражданской войной на территории некоторых уездов Тамбовской губернии… Он откликался на современные события страны: в последние годы им, наряду с другими произведениями, написана драма «На дне» – о гибели подводной лодки «Курск»…
Иван Захарович жил и был счастлив творчеством. Как тяжело говорить о нём в прошедшем времени! На следующий год ему исполнилось бы 85 лет. И он, со свойственным ему неравнодушием, горением, заранее готовился к этому событию: хотел отчитаться перед собратьями по перу, а главное – перед читателями, о том, что сделано им за прошедшую долгую жизнь. Писатель был полон жизни, на здоровье не жаловался… И вдруг – 1 июля 2011 года – скоропостижно скончался. Осиротели родные, друзья, остались без хозяина его огромная библиотека, картины (Иван Захарович занимался живописью и создал несколько колоритных портретов исторических деятелей и наших современников). Остались рукописи, в том числе и незавершённые… Горько сознавать это… Но память о нём – с нами, в нас… Елегечев оставил очень заметный след не только в литературе, в культуре, но вообще в жизни.

Валентина Дорожкина,
член Союза писателей РФ

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *