Последний Царь
Путь работы
Как-то случайно, будучи на приёме в кабинете архиерея Свердловской епархии архиепископа Мелхиседека, я увидела духовные книги необыкновенной величины, попросила разрешения их посмотреть. Он разрешил. Одну за другой я стала рассматривать эти книги и, подняв последнюю, увидела фотографию в коричневых тонах государя Николая Второго. Я еле выговорила: «А у вас, владыка, царь…» – «Да, – ответил он, – и я ему молюсь. И тебе пора заняться им». Я до такой степени растерялась, не зная, как к этому подступить. «Я же в филармонии работаю и читаю классику. Я даже не знаю, с чего начать». Хотя, надо сказать, опыт работы с эпистолярной литературой у меня был. «А я тебе помогу…»
А в 1986–1987-м, т. е. около года, я в Петербурге выполняла обязанности литературного секретаря вернувшейся из эмиграции писательницы Серебряного века Ирины Владимировны Одоевцевой. Тогда уже я ощутила эпоху Николая Второго. Это были ещё 80-е годы, когда мы, группа сподвижников, собирали подписи о передаче РПЦ православных храмов – собора Благоверного князя Александра Невского и церкви «Вознесения Господня». Тогда же я успевала и летать в Москву на молебен о восстановлении храма Христа Спасителя. Он проходил рядом с бассейном «Москва» на временно построенных сенях.
Потихоньку собирала материалы для будущей работы о последнем царе. В те годы о. Сергий Суханов с матушкой в сумочках привозили духовную литературу. В то время была связь с зарубежной православной церковью, я бы сказала, литературная связь. Ходила в архивы, библиотеки, музеи, что-то привозили из-за рубежа. Кое-что было и у владыки. Печатная машинка была роскошью. Всё переписывала. Работала не один год. Все нужные материалы для композиции владыка благословлял.
Когда композиция «Последний Царь» была готова, я предложила послушать её художественному совету филармонии. Композицию услышала ведущий литературовед Нина Николаевна Шубина. Она выступила с предложением сделать совместную программу «Два взгляда на Последнего Царя». У неё был взгляд современного человека, а у меня духовный, церковный. Как только работа была готова, мы снова представили её художественному совету и после одобрения выехали на маршрут. Мы сделали огромное количество выступлений, по 50 концертов и более каждый месяц. Интерес и спрос был невероятный, залы полные, просто ломились от желающих услышать. Тема оказалась чрезвычайно востребованной. Там были уникальные материалы: Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, «Коронации на Руси», материалы по книге следователя Н. Соколова, по книге С. Нилуса… и из многих других источников. Сразу начала работу с регентом духовного хора Свято-Троицкого собора Сергеем Цивилевым. Выстраивали партитуру работы. По этой партитуре работали все хоры, с которыми мне приходилось встречаться.
В 1993 году филармония становится организатором международного фестиваля «Дорога к храму». Выступления шли на многих площадках города. Открытие состоялось в Оперном театре. В программе три отделения, второе из них – балет, третье – симфонический оркестр филармонии (дирижёр Геннадий Рождественский). Я читала дневники государя в сопровождении шести профессиональных хоров г. Екатеринбурга. В зале было много почётных гостей: архиепископ Мелхиседек и рядом с ним потомки Романовых – великая княгиня Леонида Георгиевна и великая княгиня Мария Владимировна. После концерта они попросили меня записать эту работу на кассету и им прислать. Запись сделали на «Радио Урала». Очень удачно. Выпустили кассету, отправили в Париж.
При встрече со Светлейшим Патриархом всея Руси Алексием Вторым я преподнесла ему эту кассету.
А владыка Мелхиседек отвёз кассету в Синодальный совет и отдал в комиссию по канонизации, в работе которой он принимал участие.
Свердловская киностудия сделала видеофильм по программе «Последний Царь». Работу профинансировал фонд Бориса Николаевича Ельцина.
В 2001 году программа «Последний Царь» прозвучала на Международной конференции «Романовские чтения», проходившей в Детской филармонии.
В 2003 году программу «Последний Царь» исполняли на открытии Храма на Крови – «Приношение Романовым».
В том же году во время исполнения программы «Последний Царь» в «Царские дни» в музее замироточила икона Иверской Божией Матери афонского письма, миро текло по ручке Божией Матери. А в музее всех присутствующих накрыло белым омофором.
Много раз по приглашению читала в Даниловом монастыре фрагменты из композиции в присутствии митрополита Кирилла, которому тоже подарила кассету с записью программы «Последний Царь».
С московскими хорами прочла в Фонде славянской письменности и культуры у Вячеслава Михайловича Клыкова и в Российском фонде культуры Дмитрия Сергеевича Лихачёва, присутствовал заместитель Дмитрия Сергеевича Лихачёва Георгий Кириллович Мясников. На все выступления у меня хранятся отзывы.
Интересное выступление было в «Геликон-опере» у Никитских ворот для членов Российского дворянского собрания по приглашению князя Вадима Олеговича Лопухина. Тогда активное участие в оформлении этой программы как исторической принял главный режиссёр театра Дмитрий Александрович Бертман. Пел московский духовный хор, а сцена представляла анфиладу дворцовых комнат.
Затем была поездка в Сольбинский монастырь с хором (регент Сергей Цивилев). Программа «Последний Царь» ежегодно исполнялась в зале Храма на Крови и повторялась на Ганиной Яме. В программах «Последний Царь» принимали участие и дети лицея Дягилева. Номер назывался «Сёстры», к которым в финале выбегал братик в матроске. Балетмейстер номера – Наталья Павликова. Детей готовили, они стояли на службах, их водили в музей. Они со мной выступали на разных площадках, на открытии «Театра Слова» в актовом зале колледжа И. И. Ползунова, но самое сильное впечатление было, когда они появились на Ганиной Яме. У нас всё записано на дисках.
Программу «Последний Царь» прежде всего поддержали и поддерживают ныне здравствующие потомки Романовых, Российский императорский дом, Российское дворянское собрание, также поддерживали и Наталья Алексеевна Нарочницкая, и Николай Петрович Бурляев, и писатель Валерий Николаевич Ганичев, и Никита Сергеевич Михалков, и российские и зарубежные поклонники последнего российского государя. На последнем представлении программы «Последний Царь» в музее Романовых 19 мая 2024 года присутствовавшие в зале зрители осеняли себя крестным знамением, понимая и тонко воспринимая личность последнего царя. Духовная культура народа поднялась. Это работа и труды нашего президента и Русской православной церкви. Наш путь правильный. Работа сегодня актуальна.