ПРАЗДНИК РУССКОЙ ПАРОДИИ К ИТОГАМ ГОДА 225-ЛЕТИЯ ПУШКИНА

Александр БОБРОВ,
председатель Совета по песне, сатире и юмору Союза писателей России

Сразу после Дня народного единства президент России Владимир Путин провёл заседание Совета по реализации госполитики в сфере поддержки русского языка и языков народов России. Прозвучало много конкретных предложений и пожеланий, к которым надо возвращаться каждому, кто работает с языком и с подрастающим поколением. Но особо сам президент подчеркнул значение словесности и литературных праздников и юбилеев: «В этом году по случаю 225-летия со дня рождения великого поэта, – заметил он, – состоялось много ярких форумов, акций, программ. Убеждён, что проекты, посвящённые творчеству гениев отечественной словесности, должны проводиться на постоянной основе, стать неотъемлемой частью культурной жизни общества».
Без ложной скромности скажем, что Союз писателей России, газеты и журналы, тесно сотрудничающие с ним, делают в культурной жизни общества (не относясь, по иронии государственного управления, к Министерству культуры) столь много, что порой сам диву даёшься. Зачастую безо всякого финансового вливания, на чистом энтузиазме.
На страницах «Александра» я рассказывал, что приближается 135-летний юбилей советского сатирика Александра Архангельского – классика жанра пародии, который, кстати, создал блистательную юмористическую пушкиниану и в прозе, и в стихах. Признаюсь честно: ещё в Литинституте, знакомясь с его творчеством, я был уверен, что это какой-нибудь филолог-космополит (мягко выражаясь) из Петербурга. Так нас тогда приучили: все пародисты – евреи, кроме Александра Иванова. С ним мне не раз доводилось выступать, и тёзка, Александр Александрович, часто получал вопрос: «А вы можете назвать вашу настоящую фамилию?» Видимо, для того чтобы сразу снять этот вопрос или завести публику, Сан Саныч стал начинать свои выступления так: «Добрый вечер! Я – Александр Иванов, юморист, но не еврей. Иванов – это моя настоящая фамилия». После этих слов в зале бурно аплодировали…
Так вот, русский мальчик из Ейска, сын швеи и парикмахера, с которым даже не разрешали играть соседским купеческим детям, стал знаменитым литератором, интеллигентным мэтром жанра. «Хороши пародии Архангельского, но их мало», – так отзывался о творчестве поэта классик Максим Горький. А литературных шедевров много и не бывает!
Благодаря Архангельскому и собрались мы, лауреаты знаменитого фестиваля «Русский смех» (который проходит в 15-й раз в Кстово, на берегах Волги), в тихом приазовском Ейске. Отдел культуры и лично Татьяна Бибикова подхватили идею провести Первый фестиваль пародии, посвящённый классику жанра – неповторимому земляку Архангельскому и 225-летию Пушкина. Но сметы все закладываются заранее, потому примчались мы за свой счёт, а Татьяна искала пути, чтобы разместить и накормить нас. Первый блин не то что не вышел комом, а лучился на позднем осеннем солнце, как и положено русскому кушанью. ­Воплотили идею и осилили всем культурно-музейным сообществом. Всех не перечислить – спасибо!
Когда мы, Олег и Марина Захаровы из Кстово, Николай Симонов из Нижнего Новгорода, Лариса Есина из Краснодара, шли по залитой светом главной аллее на улице Карла Маркса к памятнику и музею другого земляка – Ивана Поддубного, ведущий научный сотрудник историко-краеведческого музея Наталья Евко сказала мне: «Ну вы просто взорвали город своим фестивалем!» Я довольно засмеялся: «Спасибо. Если и не взорвали, то всколыхнули». Да, как это важно сегодня: всколыхнуть обыденность образным словом, вызвать неожиданный интерес, осветить зал улыбками.
Прошла целая череда встреч в библиотеке и музеях. Особо подчеркну: участники фестиваля посетили военный госпиталь и провели утренник «Сатира и юмор – в тылу и “за ленточкой”». Раненые мужики очень хорошо воспринимали, смеялись, фотографировали. В зале блеснул потомственный казак, ейский районный атаман, автор стихов, баек и песен Николай Глиняный, который и пикой владеет, и гитарой, и двумя шашками, а свистит так, что стены дрожат. Трижды я слышал выступления наставника Ейского казачьего кадетского корпуса, который окончил его младший сын, и снова вернулся к излюбленной мысли: наши писательские организации должны вот таких людей искать в городах и районах и принимать их в свои ряды не за выслугу лет, не за ряды мало теперь нужных, если честно, книжек, а за творческую энергию, умение выступить и написать в любом жанре. Потому на него и оперлась Татьяна Бибикова, когда не приехал известный в крае бард. Сама она прекрасно поёт, руководит народным вокальным коллективом «Престиж», который скрасил этот день для раненых. Мы наградили её медалью «Сказитель Руси».
В завершение пушкинского года хочу поделиться пародиями и юморесками тех, кто и сотворил I Российский фестиваль пародии имени А. Архангельского.



Николай СИМОНОВ

МЭТР ПАРОДИИ

Итак – о детстве. Я родился в Ейске
На Северном Кавказе. Мать моя
Была по специальности швея.
Отец был спец по части брадобрейской.

Александр Архангельский

Доносятся с моря Азовского плески.
Мы, полные творческих сил,
В гостях фестиваля пародии в Ейске:
Архангельский нас пригласил.

Большие поэты его не признали,
Мы помним все эти дела.
Но критика творчества в самом начале
Его в пародисты вела.

Не канули в Лету мамашины гены,
Не рвётся наследная нить,
И начал портнихи сынок постепенно
Пародии шить и кроить.

Архангельский не был натурой злодейской,
Но стал для поэтов как бич,
Поскольку он всё-таки – сын брадобрейский,
Любил он и брить их, и стричь.

Он в строфах любые освоил размеры,
И ритм в них уместен, и метр…
Так стал для других пародистов примером
Советской пародии мэтр.


Олег ЗАХАРОВ

ПУШКИН СЫН

Пусть тяжело!.. Года влача,
Любовь и юность не отпали.
Великий Пушкин, лист, свеча,
Вы в тридцать семь меня зачали.
Вы – это я…

Борис Андрианов,
Нижний Новгород

Мне Пушкин передал штурвал –
Вести народы. С этой целью
Он в тридцать семь меня зачал,
Перед самой, считай, дуэлью.

Я, как и он, – мастак пера,
Мне равных нет среди поэтов.
Поеду в Болдино. Пора.
Друзья, карету мне! Карету!

Карета подана без слов –
Везёт мой гений исполинский!
…Со мной в палате Пугачёв,
Наполеон и Папа Римский.

СИЛА ПУШКИНСКОГО СЛОВА

Сокрушить под Львовом где-то
Собрались в недобрый час
Бюст великого поэта
Пётр, Мыкола и Тарас.

Взяли лом с собой, верёвку
И, в порыве злобных чувств,
Обернув верёвкой ловко,
С постамента тянут бюст.

Тут, считай, конец рассказа.
Покачнулся бюст.
Летит…
Пётр с Тарасом насмерть сразу,
Кум поныне инвалид.

Всем хочу напомнить снова,
Сколь крепка доселе всё ж
Сила пушкинского слова –
Аж костей не соберёшь!



Александр БОБРОВ

ПАХНЕТ РУССКИМ…

Брожу по центру Будапешта,
И вдруг – готова заплясать:
Средь улиц малых и неспешных
Читаю: «Пушкин». Чудеса!..
Высокой нотой грусть и радость,
И русским пахнет от земли…

Елена Осминкина

Мне с ней никак не разминуться,
По ней шагается легко.
Есть в Будапеште Пушкин утса,
Она сегодня – далеко.
Не полетишь над Украиной,
Через Стамбул – нелёгкий путь.
Хочу по улице недлинной
Хотя бы мысленно шагнуть.
Восторг мой – венграми подарен,
И вот что чувствую вдали:
Наверно, плитку клал Собянин,
И – пахнет русским от земли!

НА ТРОИХ

Где терриконы, степи, хаты,
Быт, непонятный городским.
Где местный люд, порой поддатый,
Давно признал меня своим…

Александр Марфунин

За край родной стоят поэты,
Бывает – на передовой.
В России – общие приметы,
По ним я тоже всюду свой.

Не в пиве дело или в квасе,
А в том, что ищешь благодать,
И местный люд хоть на Донбассе,
Хоть в Кстове – не дурак поддать.

И надо по законам жанра
Придумать тост без лишних слов,
Коль собрались три Александра –
Марфунин, Пушкин и Бобров:

За НАШУ Победу!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.