В СЕРДЦЕ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА

Памяти протоиерея
Виктора (Шальнева)

Будущий священнослужитель родился 17 октября 1954 года в селе Паревка Инжавинского района Тамбовской области. В этом благодатном месте находится удивительный источник, освящённый в честь преподобного Серафима Саровского (Ключевской родник). Особенностью источника является то, что он вытекает из холма на большой высоте, что необычно для источников. Паломники удивляются мощному потоку воды, что тоже очень большая редкость.
Здесь двенадцать струй чистейше-вкуснейшей воды сливаются в один мощный ручей, устремляющийся вниз с середины Ключевской горы. А внизу, под горой, находится глубокий колодец.
Кроме того, село Паревка знаменито тем, что является родиной архиерея, который прославлен в лике святых, – это известный святитель Афанасий (Сахаров), исповедник, епископ Ковровский. Большую часть своей архиерейской жизни, а она пришлась на 20–30-е годы прошлого века, провёл в ссылках, лагерях и тюрьмах.
Непростой путь пришлось пройти и Виктору Шальневу, детство и юношество которого пришлись на богоборческие времена. Несмотря на противодействие окружающих, дети семьи Шальневых регулярно посещали церковь. Радовались всем православным праздникам, особенно Пасхе. Запомнилось, что именно к этому празднику детям постоянно покупали новую обувь. А на Благовещение всегда рано вставали, чтобы видеть, как радуется солнышко, а оно действительно переливалось и ласково смотрело на детей. В Чистый четверг поднимались пораньше и умывались холодной водой, а затем мыли холодной водой ноги, что детворе казалось очень необычным.
Всё детство Виктора Шальнева проходило в Покровском храме села Ольховка, в этом храме его и крестил дивный батюшка Николай (Троицкий), прошедший семь лет лагерей. Вернувшись из лагеря с подорванным здоровьем, потерянным зрением и трясущейся головой, отец Николай напутствовал детей, исповедовал и благословлял. В это же время глава семейства Иван Шальнев сам учился у отца Николая и первоначально принял сан дьякона, а через некоторое время был рукоположён в сан священника.
Священники принимают покорно место служения, и, когда Виктору было 13 лет, вся семья переехала в село Лядовка Моршанского района, где его папа, а к тому времени уже протоиерей Иоанн, стал настоятелем храма. В селе была восьмилетняя школа, и получать среднее образование Шальневу пришлось уже в Моршанске, вдали от дома. Мальчику не было ещё и 15 лет, когда он самостоятельно уехал от родителей, Виктор понял, что такое ответственность и что значит быть сыном священника среди атеистической пропаганды.
Молодёжь подвержена желаниям попробовать запретное, вино, сигареты, а Виктор знал, что не имеет права подвести папу-священника, и, чтобы при этом не быть среди друзей белой вороной, мальчик придумал себе алиби – усиленные занятия спортом. Кроме того, подросток с детства любил автомобили, и при этом проявились черты, присущие деревенским ребятам, – трудолюбие, смекалка и сила воли. Как и все деревенские, Виктор умел и лошадь запрячь, и трактором управлять, и машину ремонтировать, и сено косить. Так что зарекомендовал себя в автомобильном уже училище с наилучшей стороны, да и в армию пошёл прекрасно подготовленным физически, профессионально, имея специальность автомеханика и водительские права, за что и был востребован «покупателями» из различных частей.
Служба новобранцу Шальневу была не в тягость, но, будучи всегда на хорошем счету за исполнительность, солдат столкнулся с одной проблемой. К удивлению многих командиров, справный солдат не желал вступать в ВЛКСМ. И командиры постоянно спрашивали: «Ты не подведёшь?» Такой вопрос для Виктора был непонятен: как строчка «не член ВЛКСМ» могла повлиять на несение службы в армии и наводить ужас на замполитов? Не видя другого выхода, молодой солдат с долей сарказма рапортовал: «Конечно, не подведу».
Когда же Виктор приезжал домой – летом, на майские праздники или осенью, – то всегда с большим удовольствием помогал своему папе в храме. С особым трепетом готовились к Пасхе, в Чистый четверг отмывали все сосуды с содой, ополаскивали раствором нашатыря, делалось это особенно торжественно и трепетно. А ночью совершали богослужение. Всё это впитывалось и ложилось на сердце молодого человека, так и создавался прочный фундамент будущего служения.
Отслужив в армии и имея хорошие технические знания, Виктор Шальнев устроился на работу инженером-конструктором, черчение было сильной стороной молодого специалиста. Наладил быт и внезапно в 30 лет круто (по советским меркам) перевернул свою жизнь.
17 января 1984 года Виктор Иванович явился к архиепископу Тамбовскому и Мичуринскому Михаилу (Чубу) и написал прошение стать послушником. Владыка Михаил был старой формации, аристократического склада, печатался во многих богословских изданиях, поэтому те полтора года, которые молодой послушник провёл с архиереем, стали временем духовного возрастания и учёбы. Кроме того, поручения, которые давал архиепископ, позволяли осуществлять переписку со всем миром, что в середине 80-х годов XX века было недоступно простому обывателю, но в то же время несло некую опасность, так как каждое послание было под особым надзором компетентных органов.
На плечи Шальнева легли заботы по содержанию гаража, обязанности келейника, старшего подьячего, эконома – словом, был незаменим во всех ипостасях. Сложилось так, что Виктор стал последним послушником у владыки Михаила и последним получил архиерейское благословение. У архиепископа Михаила было большое сердце, все об этом знали, смерть духовного наставника стала для послушника внезапной, он испытал растерянность и горе от утраты своего учителя.
При следующем архиерее Валентине (Мищуке) старательный послушник также исполнял широкий круг обязанностей, от келейника и эконома до водителя, при этом особенно частыми были поездки в Москву, по 2–3 раза в неделю. Но в преддверии празднования тысячелетия Крещения Руси, в 1987 году, епископ Валентин перешёл на Владимирскую кафедру, и на Тамбовскую кафедру был направлен епископ Евгений (Ждан), на долю которого выпал один из самых сложных и интересных периодов российской истории – распад великой страны и формирование, определение места Православной церкви в новых реалиях жизни.
Православная церковь была обескровлена, в Тамбовской епархии было всего 37 храмов и 50 священников. В Тамбове действовал только один Покровский собор (бывшая солдатская церковь). И тогда, как и святой Лука, епископ Евгений стал просить власти о возвращении зданий храмов Православной церкви, активным участником этой работы стал Виктор Шальнев. Следует понимать, что в коммунистическом крае было большое противостояние с Церковью и непонимание со стороны органов власти необходимости данной передачи, и только благодаря мудрости владыки Евгения и сплочённости и авторитету его братии процесс сдвинулся с места. Сложный период жизни страны, который требует особого переосмысления, может быть, стал предпосылкой духовного возрождения России.
Именно в этот период Виктор Шальнев епископом Евгением был рукоположён в сан иерея. Несмотря на это, он продолжал выполнять все обязанности епархиального секретаря, а основной заботой стали восстановление Казанского монастыря города Тамбова и организация, под личную ответственность, православного училища.
15 лет пребывания с владыкой Евгением стали самыми плодотворными годами деятельности о. Виктора. В это время массово передавались храмы, активно начиналось строительство новых, ощущался небывалый подъём православной веры русского народа.
Какое бы послушание ни поручалось протоиерею Виктору, он успешно выполнял его. За батюшкой на каждое новое место тянулись его прихожане, верные помощники своего пастыря, и результат всегда достигался – восстанавливались храмы, строились новые церкви, создавались общины и учебные заведения. Вокруг него всегда были люди с богатым духовным внутренним миром, нацеленные на созидание и укрепление православной веры.
С особым удовлетворением о. Виктор вспоминает, что, когда рухнул Советский Союз, страну наводнили проповедники всех мастей, со всего мира, которые думали, что Русь погибла, её надо спасать. К великому своему удивлению, приехав на Тамбовщину, они увидели строящиеся храмы, людей, которые хорошо знают слово Божие. И в изумлении задались вопросом:
– Как же вы веру сохранили?
– В сердце русского народа, – получили ответ.
– У вас же был сплошной атеизм! – удивлялись «спасители».
– Так атеисты тоже крестили детей, только тайно.
– Как это так? – совсем запутывались приезжие.
И получали ответ, который понимает любой православный:
– Вера насильно не прививается, но и не исторгается. Она в русской душе. Душа по своей природе христианка.
После многих лет плодотворной работы внезапная смерть владыки Евгения стала ещё одним испытанием для протоиерея Виктора, который все эти события пропускал через своё большое сердце.
Новый архиерей, прибывший из Иерусалима архиепископ Феодосий, направил о. Виктора на новое поприще, наставничество, поручив наладить работу в Котовском патриотическом центре «Спас», где была необходимость сбалансировать педагогический коллектив и наполнить классы обучающимися, так как воспитывалось всего 100 ребятишек. И эту работу батюшка выполнил прекрасно – наладил регулярные богослужения, духовное окормление, подобрал профессиональных педагогов и, создав четыре смены, довёл численность обучающихся до 600 чел.
До самой кончины отец Виктор являлся директором гимназии имени Святителя Питирима, наставником педагогов, учащихся и их родителей. Свои обязанности он исполнял ответственно и с радостью, много внимания уделял духовному возрастанию молодых людей. Протоиерей Виктор воспитал двоих сыновей-священников.
Последние годы отец Виктор был настоятелем Свято-Троицкого храма города Тамбова, куда к нему стекалось множество духовных чад за благословением и молитвенной поддержкой. Обладая духовным опытом, он располагал к себе людей, со всеми находил общий язык, имел неустанное попечение о душах пасомых. Его отличали житейская мудрость, пастырская забота, сердечная теплота, глубокая вера, душевная чистота, отзывчивость, духовная рассудительность, но вместе с тем и разумная требовательность.
– Гимназия стала особой заботой отца Виктора, развитию которой он отдавал много сил и времени, – сообщает Управление образования и науки Тамбовской области. – Благодаря ему здесь реализуются множество разносторонних образовательных программ, от спортивно-оздоровительных до духовно-нравственных.
Похороны отца Виктора прошли на территории кладбища при Петропавловском храме, где похоронены родители покойного, протоиерей Иоанн Шальнев и матушка Анастасия. Кончина отца Виктора стала для тамбовского духовенства и многих тамбовчан тяжёлой утратой. Вечная ему память!

Анатолий ТРУБА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.