ЗНАНИЕ ПРОШЛОГО
КАК ОРИЕНТИР В НАСТОЯЩЕМ

Инна Владимировна Дёмина, к. п. н., член Союза писателей России, поэт и прозаик, автор десяти литературно-художественных книг. Победитель Поэтического турнира – 2018, дипломант Академии поэзии 2019–2021 гг., дипломант литературно-общественной премии «Родина-мать зовёт» в честь 75-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне» с вручением медали «Родина-мать зовёт» МГО СП России. Работает в трёх литературных гостиных. Печатается в различных альманахах и журналах.

Жизнь сегодня как математическая задача со многими неизвестными, от решения которой не уйти. 30 августа 2022 года потрясло сообщение – умер Михаил Горбачёв. У меня и сейчас нет чёткого представления о том, кто же главный архитектор и несёт основную ответственность за развал Советского Союза. Но есть чётко доказанное другими знание, кто сыграл главную-первую скрипку в деле воссоединения двух Германий. Без чего, возможно, не было бы Европейского союза и новой холодной войны, перерастающей в настоящее время в горячую.
С марта 1985 года М. Горбачёв, генеральный секретарь ЦК КПСС, устанавливает личные тёплые отношения с двумя Германиями. До того тёплые, что 9 ноября 1989 года падает Берлинская стена. В феврале 1990 года на совместной конференции блока НАТО и государств Варшавского договора достигнута принципиальная договорённость, согласно которой державы – союзницы по антигитлеровской коалиции отказываются от своих прав победителей. М. Горбачёв не только не проголосовал против, но даже не воздержался. В июне 1990 года достигнута договорённость между М. Горбачёвым, уже Президентом СССР, и канцлером ФРГ Гельмутом Колем, открывшая путь к завершению переговоров об объединении двух Германий. Согласился. Сыграл первую скрипку! Одновременно президент М. Горбачёв даёт согласие на членство объединённой Германии в Североатлантическом альянсе и на размещение на территории бывшей ГДР сил бундесвера, не интегрированных в НАТО. Ослеп, оглох и обезумел президент! Делегация ФРГ получила согласие Президента СССР на полный государственный суверенитет объединённой Германии. Поклялся, положив руку на германскую конституцию? И 1 июля 1991 года в апогее триумфального шествия горбачёвских деяний был подписан протокол о прекращении действия Варшавского договора как «завершившего» свои функции. НАТО же и сегодня продолжает выполнять свои функции. Таковы фатально-преступные «ошибки» президента.
Щедрые уступки при решении проблемы объединения Германий, упразднение КПСС и целого государства в виде Советского Союза, вывод советских войск из Восточной Европы и другие допущенные им «ошибки», ставшие фатальными для советского государства, – всё это было воспринято Западом как позитив, а роль Президента СССР была признана «ведущей» в мировом процессе. За «безграничную щедрость» в октябре 1990 года М. Горбачёву была присуждена Нобелевская премия мира в размере 4 миллионов шведских крон и 500 миллионов итальянских лир. Как свидетельствуют историки, первый Президент СССР внёс премию в бюджет государства. От этого жеста весы истории с перетянутым минусом его деяний даже не вздрогнули. А обольщение Горбачёва Западом продолжалось, набирало обороты и было беспрецедентным. Его перестройкой, которая семимильными шагами приближала достижение цели коллективного Запада – упразднить, расчленить, уничтожить СССР, – «восхищались».
По мнению русского классика Василия Белова, Запад напирал на «фальшивые образы» свободы, демократии, гуманизма, которые не раз сыграли злую шутку в истории царской России, СССР, на которые попадались не только государственные и политические деятели (М. Горбачёв, Б. Ельцин), но и народные массы, пополнявшие собой пятую колонну. Названия улиц, магазинов, гостиниц, учреждений, фирм – иностранное нашествие. Товары в продовольственных и промтоварных магазинах на английском и др. языках, электроника, машины – иностранное нашествие. И несмотря на это, даже «самая размышляющая» часть русского общества делает вид, что до сих пор не видит нашествия. Зомбированная, она как бы лишилась памяти.
Перестройка М. Горбачёва и её роль в изменении жизни страны, сложение Горбачёвым с себя полномочий президента 25 декабря 1991 года до сих пор продолжают будоражить умы историков и простых людей. После его кончины эмоциональность оценочной полярности им содеянного ещё более активизировалась. «Человек средних способностей, а проблемы гигантские, титанические – не справился» (Д. ­Журавлёв). «Люди референдумом сказали: хотим жить в СССР – выполнить волю народа не смог» (Г. Бовт)… А мне думается, окрылённость своим авторитетом в отношениях с Германиями и одновременная неспособность видеть «на два-три шага вперёд» (А. Вассерман), к чему приведёт перестройка у себя дома, притупили, рассеяли чувство ответственности президента перед народом за судьбоносность своих действий. За объединение Германий заплатить ценою уничтожения своего государства! На объединение Германий льстивого «авторитета», созданного Западом, хватило, а уберечь свою страну от гибели – ума оказалось недостаточно.
Поэтической строкой своё негативное отношение к «деяниям» М. Горбачёва недву­смысленно высказал В. Иванов, советник РАН, член-корреспондент РАН, д. ф. н., профессор, член Союза писателей России:

С моей оценкой Горбачёва,
Уверен, согласится наш народ.
Нашёл я ёмкое и правильное слово:
Он абсолютнейший банкрот.
С такими же, как сам, друзьями
Набрался храбрости страною управлять,
А то, что влез в чужие сани,
Так, бедный, и не смог понять.

И появился Б. Ельцин, который, играя в «друзья» со льстивыми США, уничтожил то хорошее, что ещё оставалось от великой страны.
Б. Ельцин

Для мира был непостижим,
Для россиян – капризен и невнятен,
И созданный при нём режим
Имеет слишком много пятен. (В. Иванов)

Долгое время я была уверена, что Горбачёв, опасаясь народного гнева за содеянное, «убежал» в Германию. Оказалось, что он оставался в Москве. Пандемические годы уже больным провёл в Центральной клинической больнице, где и умер.
Более десяти лет назад как-то в интернете прочла информацию о смерти Горбачёва. Мне подсказали, что подобное сообщение не однажды встречалось в сетях. Потому, когда в «Вестях» 30 августа услышала сообщение о его кончине, подумала, что очередная утка. Нет, на этот раз не утка. Была рада решению Владимира Путина соблюсти в похоронах нужную «дистанцию», не вмешивать государство в ситуацию, отдать проведение погребения М. Горбачёва на «откуп» родственникам и его близким друзьям. Сам В. Путин как человек отдал дань уважения усопшему 1 сентября, положив букет цветов к его ногам в безлюдном морге Центральной клинической больницы, что и показали «Вести».
А температурные градусы горячего двадцать второго нарастали. 20 сентября – очередная сенсация: объявлена частичная мобилизация, поскольку альянс Евросоюза и США к этому времени приготовил и поставил против России огромные финансы и объединённую современную натовскую военную машину на линии соприкосновения с Россией протяжённостью в 1000 километров, приготовившись воевать с Россией до последнего украинца. 24–27 сентября в ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях прошёл референдум о желании населения этих территорий войти в состав России. Подавляющее большинство населения этих территорий сказали «ДА» вхождению в состав РФ. Зарубежные наблюдатели не зафиксировали серьёзных нарушений. 30 сентября в Георгиевском зале Московского Кремля прошла открытая для всего мира трансляция торжественной церемонии подписания исторических документов–договоров между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой, Луганской Народной Республикой, Херсонской и Запорожской областями о вхождении их в состав России и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
Мобилизация – это молодёжь. Это лакмусовая бумажка, это главный «тест» сегодняшнего дня на «качество» современной молодёжи, выросшей, сформированной и воспитанной окружающим обществом, приоритетами которого являются в основном «свобода» и потребление. Это современная школа, где в образовательном процессе нет гражданской, государственной идеологии, почти отсутствует одинаково значимое с обучением воспитание; митинговая тусовка за право личной свободы, в которой отсутствует понятия обязанности и ответственности; кино, телевизор, соцсети, пропагандирующие, несущие в молодёжную среду идеи и поступки вне понятия Отечества, Родины. Всё это вместе нередко оказывается намного сильнее влияния семьи, в первую очередь отца.
Вспоминаю своё школьное детство. 50–60 годы прошлого века. Александр Матросов, Алексей Маресьев, молодогвардейцы, Павел Корчагин… Беспримерный личностный пласт гражданского духа и совести каждого ученика и жителя села Любавичи Смоленской области, прочно сцементированный книгами писателей того времени.
Александр Фадеев, «Молодая гвардия». Из неё в школе учили наизусть большой отрывок «Руки матери», который до сих пор живёт в моей памяти. Моей любимой героиней была Любовь Шевцова. Я ещё ученица начальных классов, а моя сестра, старшеклассница, играла Любку Шевцову в спектакле, поставленном Г. М. Липкиной, учителем химии, со старшеклассниками. Я несказанно радовалась за сестру, в сердце благодарила Галину Моисеевну, что она открыла что-то общее в сестре и героине книги, что меня просто окрыляло. Ученик, игравший Олега Кошевого, ходил по школе героем! Прошло время, автора оговорили, роман из школьной программы исключили. Прошло ещё время, читаю в «ЛГ» № 39 за 2022 год: «Выжившие члены «Молодой гвардии» Василий Левашов, Анатолий Лопухов, Радий Юркин на открытии памятника Виктору Третьякевичу. 9 мая 1965 года». И тут же: «Этого пришлось ждать почти 80 лет. 22 сентября Президент России Владимир Путин присвоил звание Героя России члену штаба «Молодой гвардии» Виктору Третьякевичу за героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками». И почти робкий вывод Владимира Сухомлинова: «Может быть, роман «Молодая гвардия» вернётся в школу?» Если человек пера не уверен, чего ждать от остальных? Мне, кандидату педагогических наук, странно и непонятно, что происходит сегодня в педагогической науке, кто вершит учебно-воспитательную политику школы?
Далее Борис Полевой, «Повесть о настоящем человеке». В классе отдельные отрывки из книги читали как учителя, так и кое-кто из учеников. Каждый, кому доводилось прочесть, с сердечным трепетом ждал этого момента! Чувствовал себя счастливчиком! Однажды очень повезло: в Любавичи привезли фильм «Повесть о настоящем человеке». В селе ещё не было электричества. В клубе с помощью какого-то тарахтевшего на улице движка показали частями фильм. До слёз разбередила детское сердце история подвига. Особенно медсестра, которую играла Тамара Макарова, у меня долго хранился её портрет, высокая, статная, с чутким, преданно любящим сердцем! Беру ручку, лист бумаги. Что со мной? БУДУ ПИСАТЬ! БУДУ ПИСАТЬ О ПОДВИГЕ! «В морозном лесу тишина. Хрустнула ветка, как гром». Дальше в голове пустота, и только сердце колотилось, как тот движок!
Александр Матросов. Я пятиклассница. Из газеты «Пионерская правда» нам в классе зачитали рассказ о том, как Александр Матросов, закрыв своим телом амбразуру дзота, дал возможность воинам овладеть неприступной высотой. С этого момента слова «амбразура», «дзот» навечно пропечатались на моей tabula rasa. А эмоциональное воздействие услышанного вылилось в стихи:

Твой подвиг известен народу,
народ восхваляет тебя,
Любимые наши герои,
что родит родная земля!
Зелёную молодость отдал
за счастье советской страны,
Великие подвиги делал,
чтоб Родину нашу спасти!
За счастье не только один ты,
а вся советская молодёжь,
Которая жизнь не щадила,
а шла всё вперед и вперёд.
Простые люди мира
будут ваш прах охранять,
Вечная слава героям,
павшим за Родину-мать!

Пегас лишь коснулся тогда неведомой струны в моей душе и замолчал, набирая силы. Лишь с рождением третьего ребёнка стихами разразилась звонко.

Николай Островский, «Как закалялась сталь». 1955 год, 9-й класс, две параллели. В школьной библиотеке два экземпляра романа. В нашем классе через неделю открытый урок по этому роману. На класс дали один экземпляр с требованием всем прочесть книгу. В течение трёх дней мы, 15–17 человек, собирались в доме моей подруги и, попеременно меняясь, читали роман вслух. Война, холод, голод, разруха, ничего нет. А возведение Отечества  – ­превыше всего! Павка Корчагин – в первых рядах, являя собой сплошной, без устали трудовой энтузиазм! И мы, читая, напрягались, переживали. Степень напряжения доходила иногда до предела, требовалась эмоциональная разрядка. Потому взорвались хохотом, когда прочли: «…и пошёл, хлопая калошей». Т. е. на одной ноге ботинок, на другой – калоша. И чтение продолжалось. Никто не говорил нам: «Любите свою Родину». Вся жизнь была пропитана и звенела гражданственностью, понятием Родины, что незаметно, как воздух, входило в наши души и сердца, поднимая на трудовой героизм!
В 1989 году, во времена перестройки, нацеленной на отказ от всего советского, роман изъяли из школьной программы как идеологический манифест, славящий КПСС. В реальности же не только и не столько. Это эпическое полотно, написанное сердцем мужественного патриота, на котором сформировалась гражданственная зрелость целого поколения детей войны! Оно, это поколение, из руин и пепла войны подняло порушенную страну до масштабов великой державы! Своим романом Николай Островский дал грядущим поколениям образ героя-ПОБЕДИТЕЛЯ! А сегодня? Кто творит сегодня стратегию и тактику воспитания гражданина своей страны? Ведь у нас есть министерства образования, науки, культуры. Сформулировали они сегодня основы государственной образовательно-воспитательной политики? Нет! Ждут, когда президент сделает за них, сформулирует им одно из основных направлений их деятельности? Потому что они всё ещё не поняли, что без этих основ дальше нельзя. Учитель географии школы № 1811 г. Москвы Андрей Тимофеев понял: «Сегодня, когда на крутом повороте русской истории крикливая кучка «нет войне» с её молчаливой группой поддержки препятствует национальному сплочению, консолидации общества, вносит в нашу жизнь разлад, вызывает всеобщее возмущение».
Но лёд, кажется, трогается! Министерство просвещения ответило на запрос депутата Госдумы Ольги Казаковой о результатах обновлённых требований к освоению учебного предмета «Литература»: «А. А. Фадеев включён в перечень писателей XX века для изучения на уровне среднего общего образования, а роман «Молодая гвардия» – в перечень обязательных для изучения произведений». Рубим хвост кошки по частям? Вот такое дозирование. В. Сухомлинов задаётся вопросом, и я вместе с ним: почему обойдены Н. Островский и Б. Полевой? А учебный предмет «История»? Когда в нём обретёт своё достойное место объективно изложенная и представленная в учебнике тема «Великая Отечественная война в жизни народов СССР»? Почему так преступно долго созревают депутаты ГД, чтобы своевременно делать запросы, в нашем случае – в Министерство просвещения? Минпрос же ведёт себя так, будто этот вопрос вне его компетенции.
10 октября, после месяца оборонительных действий, российская армия массированно ударила по военной инфраструктуре многих главных украинских городов. То был ответ Генерального штаба России на террористические акты Украины последнего времени: взрыв на Крымском мосту, обстрелы Запорожской атомной электростанции, взрыв на трубопроводе «Северный поток – 2», удары по школам, детским садам…
Московская молодёжь сегодняшнего дня в большинстве своём, как мне представляется, не имеет личностного фундамента гражданственности, не готова выполнять священный долг и обязанность защищать своё Отечество. Потому и «нет войне». В картине мира, что угнездилась в их головах, по афористичному замечанию публициста Татьяны Воеводиной, нет понятия Родины, для них это не поднятая целина. А тест на гражданственную зрелость в связи с ограниченной мобилизацией идёт.
Своими соображениями делится политик, общественный деятель, председатель правления Российского союза ветеранов Афганистана Франц Клинцевич: «Нам противостоят незнакомые с честью и совестью негодяи, которые ни перед чем не остановятся. Самое печальное, что этими негодяями стали наши русские люди, которые называют сегодня себя украинцами. А мы – один народ. Нас, русских, украинцев, белорусов, искусственно разделили, теперь надо воссоединяться ради исторической справедливости». Нас разделили в годы перестройки и разлома жизни народа своими чудовищными «ошибками» наши слабые правители и неумные политики. Отмена патриотизма, гражданская незрелость, психология потребления «вымели» из страны в связи с частичной мобилизацией часть граждан, укрепив тем самым наши тылы.
17 октября Москва закончила частичную мобилизацию. 18 октября президентом были подписаны указы о создании Координационного совета, о дополнительных полномочиях глав субъектов Федерации применять необходимые меры по повышению безопасности гражданских объектов и объектов жизнеобеспечения. Без введения мер, ограничивающих обычный ритм жизни. Объявлено о введении военного положения трёх категорий: первая – в четырёх новых субъектах Федерации и ближних к ним областях РФ. И далее по степени удалённости от них – вторая и третья категории.
А коллективный военный Запад, проводя в Брюсселе одну за другой встречи контактной группы по «обороне» Украины, заявляет, что поддержка им Украины будет продолжаться (хотя альянс не считает себя стороной конфликта), потому что поддержка, как пишет политический аналитик, исследователь Вероника Крашенинникова, «играет ключевую роль. Всё это слишком важно для него, потому что победа России над Украиной станет ни много ни мало поражением НАТО», чего, по мнению коллективного Запада, допустить никак нельзя.
В настоящее время идёт массированная военная подготовка 300 тыс. мобилизованных к предстоящему ратному труду и подвигу. Как сообщает собственный корреспондент «ЛГ» по Хабаровскому краю Виктор Марьясин, не ожидая повесток и не нуждаясь в объяснениях, что страна в опасности и требуется суровая работа мужского молодого населения, своевременно создано Приамурское ополчение. Мирные граждане – мобилизованные парни – за короткое время превратились в стрелков, гранатомётчиков, снайперов, сапёров, разведчиков, механиков-водителей, артиллеристов, освоивших уже сегодня различные воинские специальности. Ядро созданного полка составляют опытные, некоторые с боевым опытом офицеры. Виктор Марьясин делает вывод: «Совершенно ясно, те, кто сражается на Украине, защищают и наш Дальний Восток. Сторонникам Бандеры отправка нынешних приамурских ополченцев не сулит ничего хорошего».
Депутат Госдумы Анатолий Вассерман говорит прямо: «Вопрос встал, повторяем, со всей исторической жёсткостью: «Быть или не быть войне?» Если сейчас гибнут десятки тысяч людей, то – не сделай мы этого шага – масштабы потерь станут просто гигантскими: буквально завтра погибнет полстраны, а остальная половина рухнет в нищету и рабство».
Трудно учиться на прошлых, умышленно запутанных и перепутанных «ошибках», но нужно идти, «дорогу осилит идущий»!

Рис. Илья Пожаров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.