Ангел небесный, или Пасхальная радость

Мы никогда не поймём, куда нам идти,
пока не уясним, как мы здесь оказались.
Патриарх Кирилл

В каждой христианской семье благословением хранится родовая старинная Библия, написанная на церковнославянском языке.
На первый взгляд, она необычная, с совершенно пожелтелыми от времени листами. Древо прадедов и родители Ирины – люди верующие, и детей своих держали строго, в соблюдении заповедей Божиих. Тятя Лукьян, так называли отца, почти никогда не пропускал раннюю обедню и не позволял до молитвы приступать к делам домашним. Конечно, бывало, что если в село Новогригорьевка заходили нищие, то крестьяне на их просьбу о ночлеге указывали на домик Лукьяна, говоря: «Лучше ступайте к тому домику, там завсегда нищих накормят и обогреют. Да и переночевать на русской печи дадут».
Особенно готовились к Пасхе Христовой. Гавриил, дед Ирины, сказывал: «Кто грамотен, должен вооружаться псалмами, неграмотный – Иисусовой молитвой. А если кто разбойник – да отстанет от того; кто грабитель – да отторгнется того; кто лихоимец – да отрешится от всего; кто блудник – да отринет от себя скверну сию; и спасутся, и обратятся к Богу, и исцелятся. Вот ведь оно, оружие православия, вот сопротивление по вере. Значит, в этом проявляется устав Закона». Вот это-то лечебное средство против общественных бед и оставлено ныне в наследство святым угодником Божиим. Русский народ получил это известие три столетия назад тому назад с амвона Успенского собора. В христианской семье учили жить по заповедям Божиим, несмотря на испытания мирской жизни.
Ангельский образ Ирины всегда пред очами. Она, как олицетворение русской души, христианки, продолжает утверждать в вере православной.
Как особое торжество встречали Пасху Христову. И видится тот заветный портфель в её натруженных руках и как раскладывает перед собой фотографии, читает сокровенные поздравления своих чад – пятерых сыновей и младшей дочери. Рано овдовев, она сохранила к своему единственному мужу Павлу все чувства, нежность и преданность. Вместе провожали и встречали всех сыновей и внуков из армии, радовались любой живой весточке из горячих точек, с афганской границы.
Испокон веков в самое горячее время перед Пасхой и Рождеством Христовым паломники храма Вознесения и Андрея Первозванного выезжали в Верхотурье, где мастерицы выпекали тысячи просфор на предстоящие две недели – Страстную и Светлую, когда все работы в монастыре откладываются для глубокой, проникновенной молитвы и праздника: его преддверия и встречи. Ещё нужно было испечь артосы – особые большие пасхальные хлебы, которые требуют много усилий и, главное, умения. Причём изготовить их не только для Свято-Николаевского храма и ближних монастырей, но и для всех отдалённых селений и храмов. И, как правило, требовалось великое множество куличей на всю Светлую седмицу – и тоже не только для монастыря, но и для архиерейского стола, общего для всех прихожан, иноков православных и пришлых. Завсегда в храмах и в домах накрывался праздничный стол с куличами, пасхой, золотистым красочным яйцом и многочисленными яствами. Для христиан пост – это источник милости к окружающим, т. е. особенный отпечаток на самом бытии.
Одно из таких пасхальных сокровищ Ирина сохранила до конца своих дней на этой земле. Почти в 97 лет, отходя к Господу, произнесла тихие слова: «Спаси и помилуй, Господи, люди Твоя».
Светлым было отпевание в присутствии многочисленных односельчан, детей, внуков, правнуков и праправнуков. Верилось, что с молоком матери они впитали красоту веры, прочувствовали силу молитвы. Со звоном колоколов замирало сердце. Открывались бескрайние небесные просторы, и приближающийся звон верхотурских монастырей переливался, как от трепетного голоса той маленькой Ирины – певчей девочки на клиросе.
Со всею силою возникает вопрос: «Что такое истинный смысл бытия?
Самое существенное в христианском учении не заповеди, не учения, а сам Христос. И. Тургенев писал: «Лик Христа был похож на все лики».
Самая значимая неземная сила, особенно в преддверии Светлого Пасхального Воскресения, – на зло отвечать добром. Ведь Христос общался и с праведниками, и с неправедниками. Вспомнить хотя бы мытаря, блудницу. Главное – всем помогать и проявлять милость к ближнему, прощая грехи.
Высочайшее смирение духа мудрости проявляется у Ефрема Сирина, наиболее глубоко среди великих пастырей.
Главное – принять опыт наших святителей веры, прийти в новом качестве и более глубинном осмыслении, даже пройдя через подвод­ные рифы, невероятные испытания. И главное всё-таки – остаться верным тому единственному в жизни – чистоте научных помыслов с христианскою верою.
Душа ищет, что более возвышенно на земле. Смириться и искать, что, вероятнее всего, может проявляться с позиции гармоничного поиска импульса верности родовым православным святыням.
Русского человека беспокоит происходящее с Родиной, некогда православной державой мира. Такое осмысление волнует как крупных политиков, экономистов, социологов, так и обыкновенных граждан России. Без этой потребности в понимании нельзя уяснить, куда и каким путём нужно идти дальше в части формирования гражданского общества и в восстановлении православных традиций.

Галина БУТКО

Галина Павловна Бутко – д. э. н., главный научный сотрудник Уральского аграрного университета, профессор Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, автор научных работ в области управления конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью в формате государственно-частного партнёрства. Участвовала в поэтических марафонах г. Екатеринбурга, Санкт-Петербурга.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *