Икона Божией Матери «Млекопитательница»

«Жизни нашей Питательница…»

«Млекопитательница» (греч. «Галактотрофуса») в иконографии – Пресвятая Богородица, кормящая грудью Младенца Иисуса. Древнейшее изображение с таким сюжетом и одновременно самое древнее известное на сегодня изображение Девы Марии – фреска в римских катакомбах Присциллы (вторая половина II века). В начале II тысячелетия там находилось семейное кладбище знатных римлян. Представительница этого рода Присцилла Глабария, тайная христианка, была казнена по приказу императора Домициана; на стенах катакомб в память о ней изобразили Божию Матерь с Младенцем и пророком и поклонение волхвов.
Первообраз иконы Божией Матери «Млекопитательница» некогда хранился в основанном преподобным Саввой Освященным монастыре близ Иерусалима – единственной лавре на Востоке. Савва Освященный (†532), один из основателей общежительного монашества и составитель известного иерусалимского устава, перед своим исходом из временной жизни оставил удивительное завещание-пророчество. Он открыл братии, окружавшей его смертный одр, что их обитель со временем посетит паломник царского происхождения, также по имени Савва, и ему должна быть дарована в благословение чудотворная икона «Млекопитательница». Со времени этого предсказания монастырская святыня ещё более шестисот лет находилась в Лавре св. Саввы Освященного. Слова преподобного сбылись лишь в XIII веке. Обитель посетил сербский подвижник святитель Савва, первый архиепископ Сербии, сын основателя сербской королевской династии Стефана Немани, ради монашеской жизни отказавшийся наследовать отцовский престол. Когда он молился у гроба св. Саввы Освященного, своего небесного покровителя, стоявший тут игуменский жезл преподобного неожиданно упал на пол, а икона Пресвятой Богородицы вдруг несколько раз сама собою наклонилась. Расценив это как знак исполнения древнего пророчества, монахи отдали свт. Савве Сербскому и завещанную ему «Млекопитательницу», и игуменский жезл, и другую чудотворную икону Божией Матери – «Троеручицу».
Возвращаясь из Палестины на родину, святитель Савва посетил монастырь Хиландар на Святой горе Афон, который он основал вместе со своим отцом, в монашестве Симеоном. Для монахов, желающих подвизаться в одиночестве, ими была построена отдельная от Хиландарской обители келлия в центре Афона – Карее. В храме при Карейской келлии свт. Савва Сербский поставил полученную в дар икону «Млекопитательница». В знак особого почитания чудотворная иерусалимская святыня была помещена им в иконостасе не по левую сторону от царских врат, а по правую, где обыкновенно располагается образ Спасителя.
Для устроения монашеской жизни в Карейской келлии святитель Савва написал особый устав («Типик»), ставший образцовым для сербского скитского монашества. Согласно ему, монах, подвизающийся в келлии, должен был прочитывать каждый день всю Псалтирь и принимать пищу в течение пяти дней лишь один раз в день, причём по понедельникам, средам и пятницам без растительного масла. Впоследствии церковь при Карейской келлии была названа Типикарницей, так как там хранился устав святителя Саввы, так же стали называть и икону «Млекопитательница». Святыня и по сей день чтится в церкви Карейской келлии, принадлежащей Хиландарскому монастырю.
Дивный Промысел Божий даровал этой сербской обители на Святой горе и другую святыню, полученную святителем Саввой от иноков Великой лавры Саввы Освященного, – икону «Троеручица». Чудотворный образ был перенесён им из Иерусалима на родину. При нашествии на Сербию турок православные, желая спасти святую икону от поругания, положили «Троеручицу» на осла и пустили его на волю Божию. Животное с драгоценной поклажей без погонщика дошло до Афонской горы и остановилось перед воротами Хиландарского монастыря. С благоговением, как великий дар приняли монахи святой образ и поставили в алтаре соборного храма, где он пребывает и поныне.
Икона «Млекопитательница» редкая, мало распространена в списках. Чудесное обретение российской «Млекопитательницы» состоялось в 1650 году – её обнаружили на высоком дереве в урочище Крестогорск, в двадцати верстах от города Минска. На месте её явления был построен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, в котором её поместили над царскими вратами. Чтобы верующие могли приложиться к образу, был устроен особый механизм для спуска его вниз. Известно много преданий о чудотворной силе этой иконы, она избавляла от различных бед и недугов, спасала людей во время нашествия шведов.
В XIX веке в России побывал наиболее известный список «Млекопитательницы» – чудотворный образ из русского Свято-Ильинского скита Святой горы Афон. Этой иконой настоятель скита отец Паисий в 1848 году благословил схимонаха Игнатия на сбор пожертвований в России. В Харькове Пресвятая Богородица явила первое чудо: руки столяра, без благоговения исправлявшего киот, были поражены болезнью, но после молебна перед иконой исцелены. Чудесные события сопровождали образ Матери Божией в Ельце, Задонске, Туле, Москве и других городах России. Благодарные богомольцы украсили икону серебряной позолоченной ризой и драгоценными камнями.
Во время двухмесячного пребывания образа в Москве в Богоявленском Елоховском соборе перед ним молился преуспевающий московский купец Василий Иванович Макарухин, владелец мастерской по изготовлению церковных предметов, – будущий преподобный Варсонофий Щегловский. Он решил употребить свой немалый капитал на создание в России обители в честь этой иконы. Новый Богородичный Щегловский монастырь в Туле был учреждён в 1868 году, после того как построили собор в честь иконы Пресвятой Богородицы «Млекопитательница»  – единственный в России. В этой обители её основатель принял монашеский постриг и схиму с именем в честь прп. Варсонофия Великого. В год тысячелетия Крещения Руси схимонах Варсонофий (Макарухин) был прославлен в Соборе Тульских святых. После десятилетий поругания в годы советских антицерковных гонений тульский Щегловский монастырь был возвращён Церкви – в 1990 году, ровно через 100 лет после кончины её благотворителя.
Написанная для монастыря по заказу Василия Макарухина икона «Млекопитательница» в серебряной позолоченной ризе с бирюзовыми и красными украшениями была утрачена после революции. Сейчас в возрождённой Щегловской обители особо почитаются два списка – малый образ в серебряной ризе, написанный ещё при жизни основателя для монастырского храма Никандра Псковского, и более поздняя копия иконы из Елоховского собора. При поклонении этим иконам совершаются чудеса исцелений от болезней и бесплодия, подаётся помощь при родах и вскармливании младенцев; матери молятся перед ними о здоровье своих детей, невесты – о богоданных женихах. В Щегловском монастыре ведётся летопись чудотворений.
С афонским Свято-Ильинским скитом связано и происхождение наиболее известных чудотворных списков «Млекопитательницы», находящихся в Москве и Одессе. В 1893 году настоятель скита архимандрит Гавриил, причисленный ныне к лику святых, привёз чудотворный образ Божией Матери «Млекопитательница» – одну из афонских копий византийского письма – в Одессу. Его попечением к 1896 году на Ильинском подворье был построен трёхпрестольный собор в византийском стиле с главным престолом во имя иконы «Млекопитательница» (сейчас здесь покоятся мощи преподобного Гавриила Афонского). Первоначально в нём, кроме чудотворного образа, пребывали часть древа Креста Господня и левая стопа апостола Андрея Первозванного, также привезённые прп. Гавриилом с Афона. Сейчас все эти святыни находятся в Свято-Успенском Одесском монастыре. В киоте иконы хранятся части ризы Спасителя и хитона Пресвятой Богородицы.
В 1894 году преподобный Гавриил Афонский преподнёс копию «Млекопитательницы» афонской работы «в дар и благословение в храм Богоявления, что на Елоховом поле», в память о двухмесячном пребывании здесь чудотворного образа из Ильинского скита; сейчас эта святыня, как и прежде, доступна для поклонения. В Москве как чудотворный чтится также список «Млекопитательницы» в храме Воскресения Словущего.
Празднование в честь образа Пресвятой Богородицы «Млекопитательница» установлено в день памяти святителя Саввы Сербского, 25 (12) января.

Татьяна Никитина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *