Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»

В феврале 1890 года оптинскому старцу Амвросию привезли икону Богоматери совершенно нового, нетрадиционного написания: Владычица мира изображена сидящей на облаках с поднятыми в благословляющем движении руками, внизу сжатое поле, а на нём среди цветов и травы стоят и лежат снопы ржи. По преданию, икона изображала видение, бывшее старцу во время молитвы близ Шамординской обители. Богоматерь явилась ему восседающей на облаках и благословляющей хлебное поле.
Прп. Амвросий дал новой иконе знаменательное имя «Спорительница хлебов», указывая этим, что Пресвятая Богородица – «помощница людям в их трудах по снисканию хлеба насущного». Но следует отметить и символическое значение пшеничного колоса как образа возрождения и воскрешения.
Изображение Богоматери было заимствовано с почитаемой иконы «Всех святых» из Болховского Богородично-Всехсвятского монастыря Орловской губернии. В Оптину образ доставила настоятельница этой обители игумения Илария (Козина). В январе 1894 года она сообщала в Оптину пустынь: «В начале июня 1889 г. казначея нашего монастыря монахиня Сергия была у старца отца Амвросия, при прощании с ним он ей приказал сказать мне, чтобы я приказала сделать список с Божией Матери, которая на иконе “Всех святых”, у нас местная, и подписать “Спорительница хлебов”, прислать ему, такую же оставить себе в монастыре и поставить в амбаре для того, чтобы не было оскудения хлеба. Мною исполнено все, как он приказал. В феврале 1890 г. я сама отвезла икону, подавая ему, вспросила, хорошо ли написана. Он ответил: “Хорошо, а я думал, что ты не исполнишь моего желания”. И вспросил: “А у себя оставила такую же?” Я ответила: “Да”. Но ни мне, ни казначеи нашей не сказал, с каким намерением и куда назначил эту икону. В это время старец жил в Оптине в скиту».
В последний год своей жизни прп. Амвросий во множестве раздавал и рассылал литографии и фотоснимки с этой иконы своим духовным детям и почитателям из мирян. Этим образом он благословил основанную им близ Оптиной пустыни Шамординскую женскую обитель. Незадолго до кончины для пения акафиста перед этой иконой он составил особый припев к общему Богородичному акафисту: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое!» – и указал праздновать ей 15 (28) октября. Первое празднование образу в этот день в 1891 году совпало с погребением святого старца Амвросия.
В статье Евгения Поселянина за 1891 год читаем: «15 октября, в тот же день, как батюшка установил праздновать иконе “Спорительница хлебов”, его похоронили. Об этом совпадении догадались только потом. Невольно думается, что, покидая своих детей, эту икону отец Амвросий оставил как знак своей любви и своей постоянной заботы об их насущных нуждах… и что, приносясь постоянно в жертву для всех без различия, для ближних и дальних, отец Амвросий оставил икону “Спорительница хлебов”… не для одного только маленького уголка в Руси, который был ему чрезвычайно дорог и на благо которого он положил свои последние заботы. Широко открытому для любви сердцу было бы тесно здесь. Широкое сердце простор любит».
Первое чудо от святой иконы засвидетельствовано в 1891 году, когда во всей России был голод из-за неурожая, а в Калужской области и на полях Шамординской обители хлеб уродился. В 1892 году, уже после кончины старца Амвросия, его послушник Иван Черепанов послал список с иконы в Пятницкую женскую обитель Воронежской области. В той местности была засуха, и ей угрожал голод, но после того как перед иконой «Спорительница хлебов» был отслужен молебен, пошёл дождь.
После кончины прп. Амвросия Оптинского растущее почитание иконы привлекло внимание Консистории. Как пишет отец Ераст (Вытропский), письмоводитель прп. Амвросия, сведения об иконе, «напечатанные в журналах и газетах, обратили на себя внимание Консистории, и она нашла, что иконе придано, по-видимому, значение явленной, или чудотворной, а потому она предписала: представить сию икону в кафедральный собор для хранения в ризнице, что и было исполнено в 1892 году». Кроме того, Святейший Синод постановил запретить распространение изображений Божией Матери нового извода и с необычным наименованием, так как это «может возбудить в народе неправильные и нежелательные толки». Но, несмотря на это, копии продолжали распространяться. В России, стране земледельческой, эта икона стала истинно народной.
Известный поэт-символист, литературный критик, один из идейных вдохновителей Серебряного века Вячеслав Иванов в цикле «Песни смутного времени» в 1918 году написал:

Есть в Оптиной пустыни
Божия Матерь Спорительница.
По видению старца Амвросия
Написан образ Пречистой:
По край земли дивное
Богатство нивное;
Владычица с неба
Глядит на простор колосистый;
Спорятся колосья,
И множатся в поле снопы золотистого хлеба…
Тайные церкви глубин святорусских
Затворница,
Руси боримой со светлыми духи Поборница,
Щедрая Благотворительница,
Смут и кровей на родимой земле Умирительница,
Дай нам хлеба вскорости –
Добрым всходам спорости,
Матерь Божия Спорительница!

В календаре Русской православной церкви день празднования иконы «Спорительница хлебов» – 28 (15) октября – присутствует с 1995 года (решение было принято Святейшим Патриархом Алексием II в ноябре 1993 года).
Судьба подлинной иконы прп. Амвросия, в 1892 году вывезенной из Шамординской обители по указу Святейшего Синода, сейчас неизвестна. Встречающееся во многих источниках мнение, что келейный образ старца находится в Скорбященском храме в литовской деревне Михново близ Вильнюса, ошибочно. Михновский образ, имеющий несколько иную иконографию, был написан незадолго до революции шамординскими монахинями в иконописной мастерской, основанной в обители иеромонахом Даниилом (Болотовым), родным братом настоятельницы Шамординской обители игумении Софии. (Дмитрий Михайлович Болотов (1837–1907), выпускник Императорской Академии художеств, в 1866 году принял иноческий постриг в Оптиной пустыни, остался там до конца своей земной жизни и немало потрудился над украшением обители. Его авторству иногда приписывают икону «Спорительница хлебов». Доподлинно принадлежат иноку Даниилу росписи трапезной.)
В возвращённой Церкви в 1990 году Шамординской обители почитается новый список иконы Богоматери «Спорительница хлебов». В Оптиной пустыни, на территории подсобного хозяйства монастыря, есть храм, освящённый в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» в 2000 году.
Татьяна Никитина

За советом в Оптину

Из наставлений преподобного Амвросия Оптинского (Гренкова)

Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, только чуть одной точкой касается земли, а остальными непрестанно вверх стремится; а мы, как заляжем на землю, и встать не можем.

Начало спасения состоит в том, чтобы оставить свои хотения и разумения и сотворить Божии хотения.

В том-то и вся ошибка с нашей стороны, что не хотим покоряться воле всеблагого Промысла Божия, указующего нам через обстоятельства душеполезный путь, а все ищем своего какого-то покойного пути, который существует только в мечтательности, а на самом деле его на земле нет. От скорбей никуда не уйдёшь, не уедешь. Тогда будет нам покой, когда пропоют над нами «со святыми упокой».

Есть мудрое старинное слово опытных людей: «Не живи, как хочешь, а живи, как Бог приведёт». Господь лучше нашего знает, что нам полезнее, и что можем вместить, и чего не можем вместить.

У нас много трудностей и от мудрёного нашего самолюбия, которое малодушно, любит отраду, и пространство, и покой, и желало бы легко наследовать Царствие Христа, Который и на Кресте молился за распинателей Своих. Мы все это забываем, потому и малодушествуем часто.

Креста для человека (то есть очистительных страданий душевных и телесных) Бог не творит. И как ни тяжек бывает у иного человека крест, который несёт он в жизни, а всё же дерево, из которого он сделан, всегда вырастает на почве его сердца. Много раз замечал я: всякий человек, имеющий какую-либо особо выдающуюся слабость в молодости, под старость ею же наказуется.

Когда человек идёт прямым путём, для него и креста нет. Но когда отступит от него и начнёт бросаться то в ту, то в другую сторону, вот тогда являются разные обстоятельства, которые и толкают его опять на прямой путь. Эти толчки и составляют для человека крест. Они бывают, конечно, разные, кому какие нужны.

Главное средство ко спасению – претерпевание многоразличных скорбей, кому какие пригодны.

У спасения три степени. Сказано у свт. Иоанна Златоуста: а) не грешить, б) согрешивши, каяться, в) кто плохо кается, тому терпеть находящие скорби.

Мы все путаемся, нельзя ли как устроиться в покое и на покое, и часто думаем: если бы не такое-то неудобство, и не такие-то обстоятельства, и не такой-то поперечный человек, то, может быть, было бы мне удобнее и покойнее, а забываем, что неудобства сии часто исходят извнутрь нас, как и злые помышления. Где лежат страсти, оттуда исходят и все наши неудобства, неладицы, неурядицы и неустройства. Но да упразднит всё сие Господь, если восхощем покаяться, смириться и покориться.

Старайся настоящие твои обстоятельства не очень принимать к сердцу, а жить подражая, как по нужде или по своей воле по лесу ходят некоторые: попадается корявое дерево – подогнутся или обойдут, а какая-нибудь назойливая ветвь хлестнёт в затылок – не очень на это смотрят.

Желающие спастись всегда должны содержать в памяти слова прп. Петра Дамаскина, что спасение христианина обретается между страхом и надеждою, и потому ни в каком случае не должно ни дерзать, ни отчаиваться. А желать видеть своё спасение ясно, как на ладони, – желание и мнение ошибочное. Ежели в видимой природе постоянная бывает перемена: то тихо, то ветрено и бурно, то ясная погода, то дождливое время, а иногда неожиданный мороз или град и подобное тому, – то кольми паче в духовной жизни бывают прилоги и неожиданные изменения. Преподобный Исаак Сирин пишет, что любовь христианина к Богу на всякий час испытывается разными переменами, приятными и неприятными, отрадными и скорбными. А желать всегда пребывать в неизменном состоянии есть путь волков, то есть мысленных, которые таковых благовидными предлогами и доводят до погибели, от чего да избавит нас Всеблагий Господь.

Когда тебе досаждают, никогда не спрашивай – зачем и почему. В Писании этого нигде нет. Там, напротив, сказано: если кто ударит тебя в десную ланиту (правую щёку), обрати ему и другую (Мф. 5, 39). В десную ланиту на самом деле ударить неудобно, а это понимать нужно так: если кто будет на тебя клеветать или безвинно чем-нибудь досаждать – это будет означать ударение в десную ланиту. Не ропщи, а перенеси удар этот терпеливо, подставив при сём левую ланиту, то есть вспомнив свои неправые дела. И если, может быть, ты теперь невинен, то прежде много грешил, и тем убедишься, что достоин наказания.

Если кто ударит тебя в правую щеку твою (Мф. 5, 39), то есть если кто оскорбит тебя или будет порицать за то, в чём ты совершенно не виноват, или в таком случае, где ты старался сделать какое-либо доброе дело ради Бога, – тогда обрати к нему и другую, то есть укори себя, говоря, что достойно тебе попущено это за то, что ты многократно оскорблял и прогневлял грехами твоими Всеблагого и Премилосердого Бога, и потому прими благодарно хотя терпкое, но действительное врачевство душевное, посланное Промыслом Божиим к очищению твоих грехов и страстей, и особенно к исцелению души твоей от тонкого и многообразного тщеславия, которое делает тщетным всякое доброе дело.

Как бы ни получить милость Божию: трудно ли, легко ли, лишь бы получить; а легко получают лишь одни смиренные.

Древние христиане по великой ревности духовной много подвизались в посте и во всенощных бдениях и упражнялись в продолжительном псалмопении и молитвах. Мы же в настоящее время, по слабости нашей и нерадению, чужды этих добродетелей. По крайней мере, позаботимся об исполнении самого необходимого, что заповедует нам апостол, глаголя: Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал. 6, 2). Но исполнение этой заповеди и совершение этой добродетели невозможно без смирения и терпения, потому что смирение подаёт крепость во всякой добродетели, а без терпения не совершается никакое доброе дело. Без смирения и исправные делатели не оправдаются.

Не отчаиваться и бесполезно не надеяться. Обе эти крайности душевредны и опасны. Господь через притчу о мытаре и фарисее ясно показал, как и повинные, и слабые грешники могут получать через смиренное покаяние не только спасение, но и оправдание, и как человек, по видимости безгрешный и с различными видимыми добродетелями, может быть отвержен Богом за горделивый образ мыслей.

Во Святом Евангелии Сам Господь глаголет: Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф. 10, 16). Мудрость змиина, по изречению толковников, состоит в том, что, когда бьют змию, она более всего хранит голову, так и христианин в напастях и трудных обстоятельствах должен более всего хранить веру; во-вторых, мудрость змиина состоит в том, когда змия хочет скинуть с себя старую кожу, то пролазит сквозь тесную скважину, а иначе с себя старую кожу скинуть не может; так и христианин, если желает совлечься ветхого человека, должен проходить тесный путь по евангельскому учению. Целость же голубиная состоит в незлобии и прощении обид или досад и подобного.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.