Маленькая послушница Боголюбского женского монастыря

Семья Шершневых – Мария Ильинична, Семён Дмитриевич и Наташа. Фотография примерно 1910 года
Семья Шершневых – Мария Ильинична, Семён Дмитриевич и Наташа.
Фотография примерно 1910 года

Русская православная церковь принимала и принимает участие в просветительской работе, так как процесс образования и воспитания молодёжи всегда считался богоугодным делом. Каким он был на Руси? Что считать важнее для человека – его духовное и нравственное состояние или интеллектуальный багаж и практические навыки? Для древнерусского сознания цель образования была ясна: указать человеку путь, средства, условия очищения и восстановления в себе образа Божия. В монастырях формировалась наука, замечательная по своей неразрывной связи между теорией и практикой. Вся русская книжность шла из монастырей, в которых она формировалась главным образом на великой византийской книжности, несущей с собой высшую образованность того времени. Переводы здесь делались не случайные: брали лучшие книги, воспитывающие и ум, и душу человека.

Образование всегда было подчинено высшей цели – духовному и нравственному становлению человека. Его цель – укрепить веру человека, сделать его духовно богаче – находила отклик и с благоговением принималась во всех слоях русского общества. Она становилась достоянием всего народа и отвечала на самый главный вопрос человека – о смысле его жизни. Поэтому образование разных слоёв населения получало один и тот же целенаправленный духовный характер. Так воспитывался весь народ и постепенно созидался общий дух нации.

Со второй половины XIX века начинает активно развиваться и поддерживаться государством сфера образования, открывается масса новых начальных, средних и высших учебных заведений, и такая деятельность церкви стала ещё более популярной и востребованной обществом.

Самое активное участие в деле образования подрастающего поколения в XIX веке принимали женские монастыри. Женские общины первоначально возникали помимо воли государственной и церковной власти, по инициативе самих женщин. Жизнь в женской общине организовывалась по монастырскому уставу. Церковная реформа Петра I в отношении монастырей исходила прежде всего из их практической и социальной пользы для общества. В монастырях, как мужских, так и женских, должны были ухаживать за ранеными солдатами, лечить их, помогать устроиться в жизни. Чуть позже женским обителям было поручено содержать девочек-сирот.

Комната воспитанницы Боголюбского женского монастыря
Комната воспитанницы Боголюбского женского монастыря

В городе Мичуринске (до революции 1917 года – Козлове) в 1849 году заложен Боголюбский храм, который стал составной частью великолепного архитектурного ансамбля Козловского Боголюбского женского монастыря, созданного в 1867–1869 и упразднённого в 1917–1918 годах.

В 1914 году в монастырь попала Наталья Семёновна Шершнева. Она родилась 7 сентября 1906 года. Её мама – Мария Ильинична, отец – Семён Дмитриевич. Семья жила в Козлове на съёмной квартире. Мама была домохозяйкой, отец – военным, служил в полку города Козлова. Когда девочке было 6 лет, умерла мама, маленькую Наташу стал воспитывать отец.

Когда началась Первая мировая война, Семён Дмитриевич должен был отправиться на фронт. Свою дочь он вынужден был отдать на воспитание в детский приют Боголюбского женского монастыря: родных, кто мог бы взять на себя уход за девочкой, не было. За пребывание дочери в женском монастыре Семён Дмитриевич заплатил золотом.

Наташа осталась одна жить в монастырском приюте. Все девочки были старше неё, сверстниц не было. Маленькая послушница чувствовала себя одинокой. Монахини учили её чтению, письму, счёту. Учёба давалась легко. Кроме этого, девочку учили шить, вязать, плести кружева. С этим у Наташи сразу же возникли трудности. Монахини, собирая вокруг себя учениц, показывали приёмы вязания, шитья очень быстро, не утруждая себя многочисленным повторением. Маленькая Наташа не могла с первого раза запомнить эти правила. Однажды ей поручили плетение кружев. Показали образец, объяснили узор. Но восьмилетний ребёнок не смог запомнить, как следует выполнить это задание. Попытки повторить узор закончились неудачей. Тогда Наташа решила отмотать несколько метров ниток и запутать их. Когда пришли проверять работу, девочку наказали.

Семья Шершневых-Шестаковых. Фотография примерно 1936 года
Семья Шершневых-Шестаковых.
Фотография примерно 1936 года

День маленькой послушницы начинался рано. В шесть часов её будили. Она умывалась и шла на молитву в домовую двухпрестольную церковь в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» и святого великомученика и целителя Пантелеймона. Затем был скудный завтрак и уроки в церковно-приходской школе. После обеда – уроки домоводства, которые включали в себя обучение шитью, вязанию, плетению кружев. Девочки сами убирали свои кельи, помогали мыть посуду в трапезной, учились кулинарии в келарне.

Педагогической деятельностью занимались сами монахини и послушницы, а Закон Божий преподавали монастырские священники. В школе использовались разнообразные приёмы и методы обучения и воспитания. Акцент делался на понимание изучаемого, а не на механическое заучивание материала. Широко применялся принцип наглядности. Количество и продолжительность уроков (классных часов) было наиболее оптимальным (утром с 9 до 12 и после обеда с 14 до 16 часов). Умственный труд чередовался с физическим, во второй половине дня ученицы занимались рукоделием.

Все принадлежности для обучения и рукоделия, а также в некоторых случаях одежда, выдавались девочкам безвозмездно, поэтому бедным родителям было выгодно отдавать детей в школы при монастырях. Помимо приходящих учениц, в каждой женской обители обучались и жили по несколько сирот, которые содержались на полном пансионе монастыря.

 

Предметы обучения преподавались монастырским духовенством и монахинями под надзором игуменьи:
1. Для старших учениц – Закон Божий, краткая священная история «Ветхаго и Новаго завета», краткий катехизис и краткое объяснение богослужения православной церкви. Для младших – необходимые молитвы с объяснением.
2. Арифметика: вычисления на счётах, изображение чисел, сложение, вычитание, умножение и деление простых чисел, а для старших – преподавание именованных чисел.
3. Чтение и чистописание. Упражнение в чтении и пересказе по книге «Родное слово» Ушинского. На занятиях по чистописанию использовались прописи и письмо под диктовку с объяснением правил грамматики.
4. Рукоделие. Ученицы под надзором монахинь занимались вязанием чулок, плетением кружева и вышивкой гладью.

Наталья Семёновна Шершнева и её муж Василий Васильевич Шестаков. Фотография примерно 1927 года
Наталья Семёновна Шершнева и её муж Василий Васильевич Шестаков.
Фотография примерно 1927 года

Помещение, где проходили занятия, было удобным, комнаты светлыми и всегда опрятными, у каждой из воспитанниц была своя кровать. Одевались они просто, но прилично. Кормили воспитанниц пищей незатейливой, но здоровой и свежей, каждое утро и вечер давали чай.

Девочки-белицы носили обычные платья неярких и неброских цветов. Чёрные платья носили только те девочки, которые свою жизнь навсегда связали с монастырём, – сиротки, которых приютил монастырь под своим кровом. Они знали, что примут постриг, станут монахинями. Наташа не собиралась жить в монастыре всю жизнь – отец в письмах сообщал ей, что заберёт дочку из монастыря, когда закончится война. Когда он приезжал домой в отпуск, а это было в 1915 и 1916 годах, то забирал её из приюта. Они вместе гуляли в парке, катались на лодке по реке. Наташа любила папу, ждала его, писала ему на фронт письма.

Наталья Семёновна Шестакова и Константин. Фотография примерно 1934 года
Наталья Семёновна Шестакова и Константин.
Фотография примерно 1934 года

В 1917 году Семён Дмитриевич пришёл с фронта, купил дом на улице Тамбовской, в котором поселился вместе с дочерью. Вскоре женился второй раз. Прасковья Григорьевна стала второй матерью Наташе. Всё, чему научилась девочка в монастыре, пригодилось ей в жизни. Она стала швеёй-белошвейкой. Шила лёгкие платья, бельё, сарафаны, блузки, юбки, украшала их кружевами.

В 1928 году Наталья вышла замуж, её избранником стал Василий Васильевич Шестаков. В 1929 году у Натальи Семёновны родился сын Костя. Когда началась Великая Оте­чественная война, Василий Васильевич ушёл на фронт, а Наталья Семёновна шила шинели для солдат и офицеров, воспитывала сына.

Наталья Семёновна с правнучкой Оксаной
Наталья Семёновна с правнучкой Оксаной

Наталья Семёновна всю жизнь посвятила тому, чему её обучили в монастыре. Она чудесно шила, вязала, плела кружева, вкусно готовила и отлично вела домашнее хозяйство. Наталья Семёновна – это моя прабабушка. Я плохо её помню, но мне о ней много рассказывали мама и дедушка Костя.
Программа и качество обучения при женских монастырях, практические знания были достаточными для подготовки девушек к ведению самостоятельного хозяйства в замужестве.

К началу XX века образовательная деятельность женских обителей стала более активной, чем ранее. Монастырское образование оставалось популярным, по качеству знаний не уступало народным училищам, а социальное положение и материальные возможности не являлись препятствием для его получения. Активная образовательная деятельность Боголюбского женского монастыря оборвалась революцией 1917 года. После закрытия в 1918 году монастырь не возродился.

Оксана Гранкина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *