Под сенью святых

К 25-летию воссоздания домового храма Святых равноапостольных Константина и Елены при Государственном университете по землеустройству

Сергей ВОЛКОВ,
академик РАН, президент Национального
союза землеустроителей России, заведующий кафедрой землеустройства Государственного университета по землеустройству, г. Москва

В начале сотворил Бог небо и землю,
а в третий день явил сушу, которую назвал землею, и сделал ее плодовитой, производящей растения и душу живую.
(Бытие: 1, 1, 10–12, 24–31).

И говорил Бог: «Моя Земля», и даровал ее людям.
(Левит: 25, 23)
В декабре 2019 года исполнилось 150 лет со дня первого освящения в декабре 1869 года преосвященным Леонидом (Краснопевковым), епископом Дмитровским, викарием Московским, домового храма Святых равноапостольных царей Константина и Елены при Константиновском межевом институте (КМИ). После ликвидации храма в 1920-е годы он был воссоздан при Государственном университете по землеустройству (ГУЗ), берущем своё начало от Константиновской землемерной школы и Константиновского межевого института.
25 мая 1779 года (14 мая по старому стилю) Указом Правительствующего сената было объявлено об открытии при Межевой канцелярии Землемерной школы, которую назвали Константиновской в честь родившегося в тот год внука Екатерины II, великого князя Константина Павловича. Государство покровительствовало этому учебному заведению и брало на себя обязанность поддерживать его, придавая особое значение землемерному делу и специальному межевому (землеустроительному) образованию (1).
В первом тексте присяги членов Межевой конторы, который был утверждён в июле 1766 года [ПСЗ, № 12711, ч. V, прил. 4 к ст. 266], землемеры, приступавшие к Генеральному межеванию, клялись «…Всемогущим Богом, пред святым его Евангелием… поступать по чистой совести самою истиною», достойно выполнять порученное им дело устройства земли Российской.
Появление такой присяги объяснялось тем, что межевание (землемерие, землеустройство) в древности считалось действием по разделению и благоустройству земли. Земля же была одним из главных условий существования и основной сферой занятости населения.
Землемерие тесно связано с земледелием. Так, землемеры делили землю, указывали границы полей, садов, других угодий, прокладывали осушительные и оросительные каналы, дороги, устанавливали межевые опознавательные знаки, которые охранялись законом.
Землемерие и земледелие – это два взаимосвязанных вида деятельности людей, считавшейся священной и пользующейся всеобщим уважением в обществе. Ими занимались даже очень знатные и богатые люди. Именно поэтому даже сейчас, в условиях современной цивилизации, профессии землемера и земледела являются почётными и востребованными государством и обществом.
Упоминание о земле и землемерии есть в Библии. Сотворённая Богом земля, производящая растения и душу живую, освящена Господом. Так, в каноне покаянном ко Господу нашему Иисусу Христу есть такие слова: «Увы мне, великогрешному, иже делы и мысльми осквернився, ни капли слез имею от жестокосердия; ныне возникни от земли, душе моя, и покайся от злых дел твоих».
Господь Бог даровал землю людям и заповедовал любить, ценить и беречь её. В Псалтыри пророка Давида в псаломе Давиду (единыя от суббот, 23, 1) написано: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней».
Моисей, который был обучен всей премудрости египетской (Деян.: 7, 22), при занятии израильтянами Земли обетованной определил использование земли одним из оснований закона Моисеева. «Моя земля: вы пришельцы и поселенцы у Меня», – говорил Господь Моисею и повелел поделить её между людьми. При Иисусе Навине земля была разделена на уделы (участки), по которым устанавливались границы (пределы). При этом назначались представители, производившие землемерные работы. Иисус Навин говорил народу: «…дайте от себя по три человека из колена; я пошлю их, и они, вставши, пройдут ко мне».
Земля описывалась в специальных книгах и делилась по жребию (Нав.: 18, 4–9). Участки делились с использованием межевой верёвки («межевая вервь», Амос.: 7, 17).
В Священном Писании также даются наказы землемерам и всем правителям относительно справедливого перераспределения и использования земли, которые актуальны и в настоящее время.
Первая премудрость Соломона гласит: «Любите справедливость, судьи земли, право мыслите о Господе и в простоте сердца ищите Его» (Премудрости Соломона: 1, 1). В притчах Соломоновых также записано: «Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен» (12, 11); «Много хлеба бывает и на ниве бедных, но некоторые гибнут от беспорядка» (13, 24); «Не передвигай межи давней и на поля сирот не заходи» (23, 10).
В Библии также есть такие слова: «Не нарушая межи ближнего твоего, которую положили предки в уделе твоем. Доставшемся тебе в земле, которую Господь, Бог твой, дает во владение» (Вт.: 19, 14). А пророк Исайя говорил: «Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле» (Ис.: 5, 8).
Опиравшееся на православие межевое дело (землеустройство) в России всегда считалось священным, имело наивысшую государственную важность, так как люди понимали, что земельные богатства России – неоценимое достояние государства, прошлое, настоящее и будущее всей страны. Не случайно в первом межевом учебном заведении России – Константиновском межевом институте – ещё в XIX веке была открыта своя домовая церковь.
Замысел создания домовой церкви при Константиновском межевом институте начал осуществляться в середине 50-х годов XIX века под влиянием митрополита Московского и Коломенского Филарета, постоянно присутствовавшего в институте на экзаменах по Закону Божиему и встречавшегося со студентами в Николо-Перервенском монастыре, в окрестностях которого они проходили практику по геодезии и межеванию.
11 сентября 1850 года директор КМИ Николай Павлович Смецкий во время посещения института императором Николаем I представил ему на рассмотрение проект домовой церкви, который был одобрен.
С этого времени начался сбор пожертвований на строительство храма. Выпускники института, преподаватели, студенты и их родители, частные лица активно включились в этот процесс. Однако только через пятнадцать лет была собрана необходимая сумма, позволившая начать работы.
В 1869 году храм был построен. Он разместился во дворце князя Куракина на Басманной улице, где тогда находился институт, и был освящён викарием Московской епархии преосвященным Леонидом во имя святых равноапостольных Константина и Елены.
В 1873 году храм вместе с институтом переехал на новое место, в здание Школы межевых топографов по Гороховскому переулку, дом 4 (дворец Демидовых), где 24 марта 1874 года был вновь освящён во имя святых равноапостольных Константина и Елены.
При переезде храм был увеличен в два раза, приобрёл неповторимый вид и стал жемчужиной не только среди вузовских домовых церквей, но и среди православных храмов города Москвы.
В строительстве и обустройстве домовой церкви Константиновского межевого института участвовало большое число известных в России архитекторов, художников, резчиков по дереву, иконописцев и других мастеров. Среди них – архитекторы А. И. Вивьен, А. С. Каминский, художник А. Г. Горавский, резчик Г. Лебедев (2).
Храм постоянно украшался, реконструировался и улучшался. В 1888 году произошло его новое малое освящение.
За время существования церкви здесь священнослужительствовали выдающиеся деятели Русской православной церкви: викарий Московский преосвященный Леонид (Краснопевков); протоиерей Михаил Богданов – автор одного из самых распространённых в XIX веке учебников по Закону Божиему; протоиерей Михаил Иванович Гиляревский; протоиерей, магистр богословия Андрей Григорьевич Полотебнов – первый настоятель храма и законоучитель института, издатель журнала «Радость христианина при чтении Библии как Слова жизни». Широкую известность в Москве получил и церковный хор воспитанников Константиновского межевого института, которым в течение нескольких лет руководил Владимир Камерницкий, награждённый за свой подвижнический труд орденом Святого Станислава III степени.
Церковь Святых равноапостольных Константина и Елены имела значительный приход, до 750 человек, в основном из числа воспитанников, преподавателей и служащих института. Она всегда играла роль духовной опоры юношества, а в периоды тяжёлых испытаний оказывала и материальную помощь государству. В годы Первой мировой войны здесь проводился сбор средств и пожертвований на нужды воюющей России.
Церковь играла определяющую роль в формировании нравственных устоев, лучших моральных качеств молодёжи. Храм заслуженно любили все прихожане. Выпускник института, впоследствии его ректор (1908–1916) Иван Егорович Герман отмечал, что здесь ­­
«­…мы услышали голос положительной истины, который склонил нас на сторону веры, спас от продолжительных заблуждений, а может быть, и от крушений многих молодых жизней».
Главное направление деятельности храма, его священнослужителей, законоучителей института может быть определено словами апостола Павла из послания к филиппийцам, которые стали девизом церкви: «В нас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе».
Однако в начале XX века храм Святых равноапостольных Константина и Елены постигла участь многих других церквей. В 1922 году он был закрыт, а имущество конфисковано, несмотря на попытки религиозной общины церкви Московского межевого института (с 1919 г.) сохранить храм.
Своё благородное духовное дело храм проводил в жизнь более 50 лет, заложив у воспитанников института, специалистов по межеванию и землеустройству, мощный фундамент православной веры, дав им духовную опору в осуществлении земельных преобразований и благословив на честное исполнение своего служебного долга.
Воссоздание домового храма Государственного университета по землеустройству началось по инициативе и под руководством ректора С. Н. Волкова в 1997 году с поиска исторических документов, фотографий и других материалов. Через год были составлены архитектурно-планировочное решение домового храма и проект иконостаса. Работы начались с благословения Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
В связи с невозможностью разместить храм в старом помещении по Гороховскому переулку было принято решение устроить его на первом этаже главного здания Государственного университета по землеустройству (улица Казакова, д. 15).
Храм создавался «всем миром». В его строительстве и украшении приняли участие преподаватели, сотрудники, студенты и выпускники университета, другие люди, включившиеся в это святое и благородное дело.
К лету 2001 года строительство церкви было закончено, и 6 июня, на Троицкой неделе, в присутствии многочисленных гостей, профессорско-преподавательского состава, сотрудников и студентов произошло её освящение Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. В этот же день в актовом зале университета Его Святейшество Патриарх встретился с преподавателями и студентами вуза и напутствовал всех «устраивать землю Русскую» так, как это подобает любящим свою Отчизну людям.
8 и 9 июня в домовом храме прошли первые богослужения с участием священнослужителей Богоявленского кафедрального собора, его настоятеля протопресвитера отца Матфея – попечителей и благотворителей домовой церкви, а также представителей коллектива университета, выпускников вуза и гостей.
Таким образом, домовый храм Святых равноапостольных Константина и Елены при Государственном университете по землеустройству обрёл свою новую жизнь.
За 25-летнюю историю храм вошёл в повседневную жизнь коллектива университета, стал центром осуществления священных треб, духовного и нравственного воспитания ­молодёжи. Здесь сложился постоянный состав священнослужителей, полный круг храмовых служб и треб.
Благодаря настоятелям собора протопресвитеру отцу Матфею (Стаднюку), протоиерею отцу Александру (Агейкину), архиепископу Одинцовскому и Красногорскому Фоме (Мосолову) в Государственном университете по землеустройству систематически организуются Аксаковские образовательные чтения, Рождественские чтения Центрального викариатства г. Москвы, детские праздники и конкурсы: «В ожидании Рождества», «Аленький цветочек» – проводятся встречи студентов с видными учёными-богословами, педагогами, публицистами, священнослужителями (3).
Студенты и преподаватели вуза активно участвуют в восстановлении и реконструкции других храмов, проводят межевые работы по постановке церковных земельных участков на кадастровый учёт и межеванию земель, осуществляют благотворительные мероприятия в детских домах, приютах и др. В домовом храме университета проводятся также обряды венчания, крещения, миропомазания и др. (4).
Домовая церковь Константина и Елены, являясь частью музейного комплекса университета и находясь в ведении Богоявленского кафедрального собора г. Москвы в Елохове, способствует насыщению учебного процесса нравственной составляющей и укрепляет дух будущих землемеров.

Литература

  1. Апухтин А. Очерк истории Константиновского межевого института с 1779 по 1879 год. – СПб.: Типография В. С. Балашева, 1879. – 232 с.
  2. Волков С. Н., Широкорад И. И. Домовая церковь Константиновского межевого института: прошлое и настоящее // Очерки истории Государственного университета по земле­устройству. Том 2. – М.: ГУЗ, 2002. – 184 с.
  3. Под сенью святых. 3-е изд., доп. К 150-летию домового храма Святых равноапостольных Константина и Елены при Государственном университете по землеустройству / С. Н. Волков, И. И. Широкорад, Е. С. Киевская. Учебно-научное издание. – М.: ГУЗ, 2020. – 280 с.
  4. Государственный университет по землеустройству. История и современность. 1779– 2024: 245 лет со дня основания / [С. Н. Волков, Т. В. Папаскири и др.]; под ред. С. Н. Волкова, Т. В. Папаскири. Изд. 4-е, доп. – М.: ГУЗ, 2024.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.