Я поведать хочу
о Форосе…

Эльвира ШРША

Несомненно, Форос является самобытным, уникальным местом на карте Южного берега Крыма, это яркая, выдающаяся страница в истории Крыма с неповторимой, уникальной атмосферой и своим genius loci. Само выражение genius loci означает «дух-покровитель места». Концепт genius loci провозглашает, что некая местность обладает каким-то собственным гением, энергией добра, разума, красоты, потайной информацией, которая влияет на подсознание человека в виде образов, аналогий, метафор, проявляется в интуиции и творчестве. Считается, что незримый гений места воздействует на творческих людей, которые уловили сигналы, поступившие из неведомого, и их интеллектуальные, духовные, эмоциональные, креативные способности усилились при взаимосвязи с материальной средой данной местности.
Не секрет, что концепция genius loci не является строгим научным термином искусствоведческого характера. Но общепринятое понимание и устоявшееся в профессиональной среде содержание данного термина широко известны. Сегодня понятие гения места стало частью массовой культуры, одним из инструментов развития индустрии туризма и маркетинга мест. Обобщая выводы теоретиков, можно выделить несколько направлений содержательного концепта понятия «гений места», которое изучается в различных ракурсах, в том числе как влияние конкретной личности из данной географической местности на восприятие окружающего мира и творчество людей.
Как реализуется концепция genius loci в замечательном местечке Форос? Здесь жили и творили гении. Первыми жителями были греки, которые основали здесь поселение ещё в V веке до нашей эры. Тёплый климат, разнообразие растительности привлекало на эту территорию народы в различные исторические эпохи. Название поселения происходит от греческого phóros или phéro. Что значит «несу», «денежная подать», а также «парус», «обрыв», «дань», «попутный». Южное побережье 300 лет было личным владением турецкого султана. В результате русско-турецкой войны 1768–1774 годов, по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору, Чёрное море объявлялось открытым для русских торговых судов. Так Крымское ханство стало независимым от Турецкой империи. Екатерина II 8 апреля (ст. ст.) 1783 года объявляет Манифестом, что «полуостров Крымский, остров Тамань и вся Кубанская сторона приняты под Российскую державу». Через четыре года (1787 г.) после присоединения Крыма к России Екатерина II совершает путешествие в Крым. И в 1783 году Форос вместе с Крымом вошёл в состав Российской империи.
Посещая Крым, Екатерина II была впечатлена красотами этого края. А позже была потрясена красотой открывшейся с Байдарского перевала панорамы. Форосские земли за заслуги перед Отечеством императрица пожаловала князю Григорию Александровичу Потёмкину, который отныне именовался князем Таврическим, однако позднее (после смерти Потёмкина) Форос перешёл к обер-гофмаршалу К. А. Нарышкину, а имение Тессели возле Фороса – к генералу Н. Н. Раевскому-старшему, герою Отечественной войны 1812 года. Любопытный факт, что именно он, знаток садоводства, заложил знаменитый Форосский парк в 1834 году. В нём произрастает более двухсот видов деревьев и кустарников, в том числе экзотические породы. Позже великолепный парк стал относиться к памятникам садово-парковой архитектуры. И уже позже у графа Игнатьева эти земли покупает купец, «чайный король», внук А. Губкина, промышленник и меценат Александр Григорьевич Кузнецов, владевший в том числе чайными плантациями в Индии и на Цейлоне.
Форос прошёл множество испытаний, выстоял, окреп, не исчез, как многие греческие поселения, с приходом А. Г. Кузнецова для Фороса начинается новое время, ставшее страницами расцвета. Не вызывает сомнений, что для Фороса понятие genius loci неразрывно связано с именем Александра Григорьевича Кузнецова, выдающейся личности, замечательного человека, внёсшего огромный вклад в развитие этого «маленького рая», в его жизнь, культуру, искусство. Чаеторговец Александр Григорьевич Кузнецов вошёл в историю Российской империи не только как талантливый коммерсант, но и как щедрый меценат и благотворитель. Его имя было включено в известный энциклопедический словарь, издаваемый Ф. А. Брокгаузом и И. А. Ефроном. Думаю, что самое своё счастливое и плодотворное время Кузнецов провёл именно здесь, в Форосе.
Яркая, но непродолжительная жизнь Александра Григорьевича оказалась богата на события. Благодаря А. Г. Кузнецову чай из дорогого и экзотичного для россиян напитка не просто превратился в привычный продукт питания, но и стал символом русского гостеприимства. Кузнецов считал, что развитие русской торговли чаем – это дело всей его жизни. Александр Григорьевич был достойным преемником в делах благотворительности, эстафету он подхватил от своего знаменитого деда Губкина. Финансировал строительство храмов, учебных заведений, биологических станций. Занимался коллекционированием картин и издательской деятельностью. На Красной скале в Форосе на его средства был построен храм Воскресения Христова (в 1892 г.), ставший визитной карточкой Южного берега Крыма. За свою активную деятельность А. Г. Кузнецов был награждён орденом Св. Станислава II и III степени, а также орденом Св. Анны III и IV степени. Эти ордена вручаются выдающимся российским мужам за государственные заслуги и верность императорскому дому.
Кузнецов любил искусство, спонсировал многих художников. Картины, приобретённые им, представляли большую художественную ценность, многие были написаны его друзьями (Ю. Клевер, К. Маковский), особняк в Форосском парке украшали полотна Н. Сверчкова, В. Орловского, А. Риццони и многих других. Часть этих полотен вывозились на выставки, организованные Товариществом передвижных художественных выставок.
В территорию парка А. Г. Кузнецов вложил большую часть своего состояния, он не жалел средств на обустройство дворца и прилежащих территорий. Ему хотелось, чтобы Форосский парк был лучшим местом на земле. На вопрос, во сколько обошёлся этот райский сад, Кузнецов отвечал знакомым: «Во столько, во сколько сложится сумма всех радужных сторублёвых кредиток, если устлать ими поверхность этого сада».
Одним из важных факторов гармоничности и привлекательности Форосского парка оказался ансамблевый подход, который позволил создать цельный образ имения. Созданием Форосского парка руководил учёный и директор Императорского ботанического сада Эдуард Людвигович Регель. Он представил концепцию расширения парка и территории, прилегающей к дому Кузнецова. В создании парка принимал активное участие Фриц Энке, специалист по садово-парковому ландшафту, приехавший из Германии. Природа побережья располагала к созданию многоуровневого ландшафта, что характерно для того периода и моды в парковом оформлении (подобные структуры созданы в Ливадии, Алупке). Сам парк, эту новую жемчужину Крымского побережья, создавали садовод Э. А. Альбрехт, художник-пейзажист Ю. Ю. Клевер и кандидат агрономии И. И. Янин. Нижний и средний ярусы отводились под культурные насаждения (цветущие кустарники и плодовые деревья), а верхний предназначался для воссоздания типичного крымского леса. Аллеи парка были украшены статуями, нашлись места и для спортивных площадок. Посетители могли отдыхать на креслах и скамейках венской фабрики «Братья Тонет». Были завезены более 250 видов деревьев и кустарников, в том числе пальмы, магнолии, секвойи, кедры, пихты, появились великолепные розалии, растения из Африки и Азии. Так возник этот райский уголок, это место силы на Южном берегу Крыма.
Александр Григорьевич Кузнецов скончался 22 июля 1895 года. Но память об этом замечательном купце, меценате и благодетеле Форосской земли хранят его масштабные и великие дела. Его деятельность несла в себе столько добра, любви и усердия по развитию Фороса, что именно он может по праву считаться его вдохновителем и «гением места».
Сейчас Форос продолжает традиции прошлых времён, новые и новые люди приезжают сюда и питают «духа-покровителя». Несколько лет подряд здесь проходят академические Форосские пленэры, которые помогают увидеть Форос с разных ракурсов глазами художников. Работы всех этих мастеров на пленэрах создают новый образ Крыма, развивают неповторимый облик Фороса. Главной задачей пленэров, организатором которых является площадка санатория «Форос», является сохранение в произведениях живописи красоты уникального парка, отображение пейзажей Южного берега Крыма, великолепия Фороса как особого места силы. Это картины таких художников, как Николай Дудченко, Игорь Шипилин, Рамазан Усеинов, Алексей Петрухин, Бато Дугаржапов, Олег Калайтанов, Наталья Литосова, Ольга Кузьмина и др. Хочется верить, что подобные мероприятия найдут отклик в сердцах людей, позволят запечатлеть красоту пейзажей, глубину моря, высоту и величественность крымских гор.
Над Форосом пролетают эпохи, но прекрасная морская гладь до горизонта и целебное крымское солнце всё те же, что и много веков назад. В настоящее время Форос является известным курортом, который славится чистым и целебным воздухом, крымским средиземноморским климатом, поражает необыкновенной красотой крымских гор и чистых вод Чёрного моря, а также является всемирно признанным памятником истории. История Фороса неповторима и уникальна, как неповторимы люди, создававшие и украшавшие его. Среди них имя А. Г. Кузнецова занимает особое место и наполняет genius loci творческим содержанием и ценным смыслом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.