Священномученик Владимир (Богоявленский)
Религиозное воспитание как условие нравственного развития личности
Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (в миру Василий Никифорович Богоявленский), имеет непосредственное отношение к Мичуринской епархии, поскольку родился 1 января 1848 года в селе Малые Моршки (современное название Малая Моршевка) Моршанского уезда Тамбовской губернии, в семье священника.
После обучения в духовном училище и семинарии в Тамбове он успешно окончил Киевскую духовную академию в 1874 году со степенью кандидата богословия и получил назначение в родную семинарию, где преподавал литургику и гомилетику. 30 января 1882 года Василий Богоявленский был рукоположен в сан диакона и на следующий день – во пресвитера кафедрального Покровского собора в городе Козлове (ныне город Мичуринск). Вскоре молодой священник был назначен настоятелем Троицкого храма и благочинным городских церквей. После смерти жены и ребенка священник Василий Богоявленский в 1886 году принял монашеский постриг с именем Владимир в Тамбовском Казанском монастыре. Уже на следующий день он был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Троицкого Козловского монастыря.
В октябре 1886 года архимандрит Владимир был назначен настоятелем Антониева монастыря в Новгороде Великом, а через два года, в 1888 году, состоялась его хиротония во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. По воспоминаниям современников, богослужения в храмах владыка совершал всегда с особым молитвенным благоговением.
В 1891 году епископ Владимир был назначен на Саратовскую кафедру, где он с великим воодушевлением занимался религиозно-просветительской и благотворительной деятельностью. Во время холерной эпидемии святитель стремился быть вместе с паствой: безбоязненно посещал холерные бараки, где кормил и утешал больных смертельно опасным недугом, совершал о почивших панихиды на холерном кладбище, служил на площадях города молебны об избавлении от бедствий. Самоотвержением и бесстрашием епископ Владимир снискал всенародную любовь.
В 1892 году преосвященный Владимир был назначен экзархом Грузии и членом Святейшего Правительствующего Синода. В Грузии ему удалось построить и восстановить более ста храмов, открыть более трехсот приходских школ.
С 21 февраля 1898 года владыка Владимир – митрополит Московский и Коломенский. На древней кафедре великих святителей Московских во всей полноте раскрылись его разносторонние дарования. Он открывает многочисленные просветительские курсы, общеобразовательные чтения для рабочих в народных домах, публичные богословские чтения для интеллигенции, устраивает благотворительные общества, миссионерские братства, богадельни и приюты. Именно в годы служения митрополита Владимира на Московской кафедре, при его содействии, состоялось прославление угодников Божиих: священномученика Гермогена, патриарха Московского и всея Руси, преподобного Серафима Саровского, святителей Питирима Тамбовского и Иоасафа Белгородского, благоверной княгини Анны Кашинской. Как духовный наставник святой великой княгини Елисаветы Феодоровны, владыка Владимир немало потрудился в устроении Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве.
В 1912 году высокопреосвященный Владимир был назначен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским с присвоением ему звания и прав первенствующего члена Святейшего Синода. Однако там он прослужил недолго: в 1915 году за открытое неприятие деятельности Распутина митрополит Владимир был переведен на Киевскую кафедру.
В 1917–1918 годах митрополит Владимир был избран почетным председателем Поместного Собора, а 21 ноября 1917 года он возглавил чин интронизации святого патриарха Тихона.
Октябрьский переворот вызвал нестроение церковной жизни на Украине. Там усилились раскольники и националисты, которые хотели разрушить на Украине каноническое церковное управление. Митрополит Владимир призывал пастырей и пасомых избегать вражды и препятствовать расколу, сохраняя Церковь в единстве и чистоте Православия. В адрес святителя сыпались оскорбления и угрозы, однако он, предвидя свою Голгофу, оставался непреклонен и говорил: «Я во всякое время готов отдать свою жизнь за Церковь Христову и за веру православную… я до конца жизни буду страдать, чтобы сохранилось Православие в России».
25 января 1918 года митрополит Киевский и Галицкий Владимир был арестован большевиками, вывезен за пределы Киево-Печерской лавры и расстрелян. Перед смертью архипастырь сотворил молитву, благословил своих убийц и сказал: «Господь вас да простит».
С 26 января наместник Лавры архимандрит Климент отслужил вместе со старшей братией панихиды по убиенному митрополиту как в самой Лавре, так и в приходских храмах Киева. 29 января тело убиенного митрополита Владимира было положено во гроб и перенесено в Великую церковь Лавры. Была отслужена литургия, которую совершил митрополит Платон (Рождественский) с епископами – Екатеринославским Агапитом (Вишневским), Черниговским Никодимом (Кротковым)и Балтским Пименом (Пеговым) при сослужении соборных старцев Лавры, священнослужителей – членов украинского церковного Собора и некоторых представителей киевского духовенства. После совершения отпевания гроб с телом митрополита Владимира был обнесен вокруг храма, крестным ходом перенесен в Ближние пещеры Лавры и погребен в Крестовоздвиженской церкви.
Когда завершились гонения на Церковь, длившиеся семь с половиной десятилетий, Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в 1992 году причислил митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского) к лику святых. 20 июля 1992 года его честные мощи были обретены и положены рядом с мощами преподобных в Дальних пещерах.
Память священномученика Владимира (Богоявленского) празднуется 7 февраля (25 января) и в день Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Литературная деятельность была одной из форм служения митрополита Владимира. Пользуясь ею, он получал возможность говорить с широкими кругами верующих, откликаясь на вызовы времени. Произведения святителя делятся на несколько групп. Это проповеди, беседы, статьи – сочинения на духовно-нравственные темы. Ряд прекрасных по изложению и глубоко назидательных сочинений владыка Владимир посвятил исключительно вопросам религиозного воспитания детей: «Архипастырское поучение детям о святой Библии», «Пастырские беседы с детьми», «Юношам», «Евангелие детства». Важное место среди педагогического наследия святителя занимает статья «Беседы о православном воспитании детей», основные положения которой звучат современно и в наши дни.
В этом сочинении митрополит Владимир проявил себя как выдающийся педагог, систематизировавший педагогические аспекты святоотеческого учения о воспитании детей.
Святитель твердо убежден, что за воспитание детей несут ответственность прежде всего родители, которые не должны эту ответственность перекладывать ни на Бога, ни на учителей, ни на дух времени.
Рассуждая о необходимости духовно-нравственного воспитания детей, владыка Владимир подвергает анализу и критике возникшую во Франции XVIII века теорию «свободного» воспитания Руссо. Несмотря на давность, теория эта и ныне популярна на Западе. Согласно Руссо, дитя появляется на свет совершенно добрым и ничуть не испорченным. Поэтому надо предоставить ребенка самому себе, ибо воспитание служит проводником всех дурных наклонностей и страстей в невинную и неиспорченную натуру ребенка. Возражая этому тезису, митрополит Владимир напоминает, что в соответствии с учением Божественного Откровения дитя появляется на свет не с совсем доброй и неповрежденной природой, но с испорченной и предрасположенной ко злу. Если ребенок будет предоставлен самому себе, в нем станет развиваться не доброе, более слабое начало, но более сильное – злое, подобно тому как в природе быстрее, чем пшеница, произрастают плевелы, тернии и волчцы. Сердце ребенка – это сад, а родители – садовники, поставленные от Бога, и сад сердец своих детей они должны с самого раннего их возраста очищать от плевел и сорной травы.
Особенно важно, считал святитель, приучать детей с раннего возраста к благоговению перед Богом и молитве, к послушанию и аккуратности, к справедливости и откровенности, к терпению и самоотвержению. Дети, совершая добро сначала бессознательно, впоследствии, в зрелом возрасте, будут уже сознательно продолжать то, в чем упражнялись в детстве.
Митрополит Владимир неустанно говорил, что основание благочестия закладывается в сердце ребенка с самого раннего возраста. Обращаясь к матерям, святитель призывал учить детей молитве и основным истинам веры православной прежде, чем они поступят в школу. Говоря о важности раннего научения детей молитве, владыка Владимир приводит наставление святителя Иоанна Златоуста матерям: «Учите вы, матери, ваших малюток изображать рукою крестное знамение… напечатлевайте это знамение на челе их вашими собственными руками».
Митрополит Владимир был убежден, что родители не должны прекращать религиозно-нравственное воспитание своих детей-школьников, ибо религиозное воздействие и наставление в духе христианского благочестия только тогда может увенчаться успехом, когда родители идут рука об руку с Церковью и школой, когда они поддерживают пастырей и учителей.
Святитель взывает к отцам словами апостола Павла: «Отцы, воспитывайте чад ваших в наказании и учении Господнем» (Еф. 6, 4). «Наставляйте детей ваших в истинах нашей православной веры, приучайте их к благочестию, к прилежной молитве, к ревностному и неопустительному посещению церковных богослужений».
В «Беседах о православном воспитании детей» владыка Владимир отводит важное место тому, какие именно свойства и качества следует развивать в ребенке. Главной и основной христианской добродетелью он считал послушание, которое необходимо взращивать в детях. Надо внушать детям, пояснял святитель, что Бог Сам заповедует почитать родителей и повиноваться им, что они, не повинуясь родителям, грешат против Самого Бога, навлекая на себя Его наказание; и, наоборот, оказывая родителям почтение, они привлекают этим к себе Его благоволение. Следует внушать детям, указывал митрополит Владимир, что через послушание своим родителям дети уподобляются отроку Иисусу, о Котором евангелист Лука говорит, что «Он послушен был Своим родителям» (Лк. 2, 51). На Этого Божественного отрока Иисуса нужно всегда указывать детям как на светлый образец, которому они должны подражать.
По мнению святителя, очень важно воспитывать в детях правдивость, или чувство любви к истине и отвращение ко лжи. Владыка Владимир наставлял родителей учить детей любить правду из любви к Богу. Дети должны избегать лжи не из боязни наказания, но потому, что Бог запретил лгать и каждая ложь – грех пред Богом. По словам митрополита Владимира, родители должны показывать детям собственный пример любви к истине во всех делах и словах своих.
Святитель считал необходимым приучать детей к самоограничению, или самоотвержению, подавляя в них неудержимую страсть к удовольствиям и наслаждениям. Он рекомендовал родителям физически закаливать детей, приучать их к трудолюбию, аккуратности и порядку, к умеренности в пище и питье.
В ряду добродетелей, которые должны быть присущи благовоспитанным детям, полагал владыка Владимир, важнейшее место занимает чувство стыда, или стыдливость. По мысли святителя, чувство стыда, так же, как и чувство истины, свойственно ребенку от рождения. Задача родителей – не дать погаснуть этому чувству, но воспитать его, развить и укрепить. Праздность, как известно, мать всех пороков. Поэтому митрополит Владимир советует упражнять детей в труде, предохранять их от изнеженности, приучать их переносить жар и холод, нужды и скорби. Святитель считал полезным напоминать детям о всеведении Бога и о святом Ангеле-хранителе, который всегда присутствует при них.
Взращивая в детях христианские добродетели, советовал митрополит Владимир, необходимо видеть в детях пороки и искоренять их. Зависть, по мнению владыки Владимира, опасный порок, распространенный между детьми. Наставляя родителей, как научить детей ненавидеть зависть, святитель называл ее «глупым пороком», не приносящим человеку никакой пользы и отравляющим ему жизнь. Дети должны избегать зависти, ибо она грех пред Богом. Сам Дух Святой устами мудрого мужа сказал, что «чрез зависть диавола смерть вошла в мир, и те, которые допускают ее в сердца свои, подражают ему» (Прем. 2, 24).
Митрополит Владимир обращал внимание родителей на то, что каждый ребенок имеет какой-нибудь один главный недостаток, одну главную страсть. Одно дитя от природы наклонно к гордости, другое – к скупости, третье – к чувственности, четвертое – к зависти. Главную страсть ребенка владыка Владимир уподоблял корню, из которого растут все другие грехи и недостатки. Если исторгнуть из сердца ребенка этот коренной грех, то и другие грехи засохнут и отпадут, давал он совет родителям.
Рассуждая о важной миссии по духовно-нравственному воспитанию детей, возложенной на родителей, святитель прибегает к образной символике. Родители, по мысли митрополита Владимира, суть Богом поставленные епископы-наблюдатели за своими детьми, и столь же бдительно они должны следить за ними. Спаситель говорил о Себе: «Я есмь пастырь добрый» (Ин. 10, 11). Христианские родители, утверждал владыка Владимир, являются пастырями, которым поручено пасти овечек – своих детей. Святитель напоминал родителям первый долг и главное условие пастырской деятельности – бдительность. Родители обязаны помнить, что за своих детей они должны дать отчет Богу, поэтому им следует заботиться о том, чтобы питать души детей своих здоровой, питательной пищей.
А такой пищей для детских душ служат христианское учение и Божественная благодать, изливающаяся на них в молитве и Таинствах Православной Церкви.
Сочинение священномученика Владимира (Богоявленского) «Беседы о православном воспитании детей» отличается простотой изложения, благоговейной серьезностью, проникновенным молитвенным духом. В этой работе содержится много нужного и полезного, взвешенного разумом и проверенного сердцем – всего необходимого для правильной постановки православного воспитания детей.
Мудрые наставления митрополита Владимира, глубокие, предельно ясные и четкие указания по духовно-нравственному воспитанию, безусловно, актуальны и в наши дни.
Гермоген,
епископ Мичуринский
и Моршанский
Новые статьи о сшмчч. Богоявленских: митрополите Владимире и архиепископе Василии:
•Лютова С.Н., Серженко И.И. К вопросу о родословии митрополита Владимира (Богоявленского) и архиепископа Василия (Богоявленского). // Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета. М.: ПСТГУ, 2017. Сер. II (История. История РПЦ): № 75. С. 11-21. http://pstgu.ru/scientific/periodicals/bulletin/II/archives/articles/75/
•Лютова С.Н. Святой Василий Черниговский. // Концепт: философия, религия, культура. М.: МГИМО-Университет, 2017. № 3 (3). С. 50-56. http://concept.mgimo.ru/images/issues/2017-3-3/005.pdf
•Лютова С.Н. Роль епископата РПЦ в культурном строительстве русского общества накануне 1917 г.: К 100-летию со дня кончины сщмч. архиепископа Василия (Богоявленского). // Концепт: философия, религия, культура. М.: МГИМО-Университет, 2017. № 4 (4). С. 89-103. http://concept.mgimo.ru/images/issues/2017-4-4/009.pdf