Матушка Казанская

Если мы внимательно и непредвзято вглядимся в историю нашего Отечества, то увидим, что часто бедствия постигали русскую землю за беззакония и охлаждение веры, а великие и славные победы совершались по милости Божией, когда народ приносил покаяние и надежду возлагал на помощь свыше. «Богу молись – от Него победа», – говорил великий полководец Суворов. Не раз в минуты внешней опасности русские люди в едином сердечном порыве обращались с горячей молитвой к Заступнице усердной, и Матерь Божия спасала их от врагов.


В многочисленных чудотворных образах прославляется на Руси Пречистая Богородица. Но ни одна из икон не имеет такого количества списков, как Казанская. Вся православная Русь свято чтит Казанскую святыню, к ней чаще всего обращают взоры в бедах и болезнях, в честь неё построено множество храмов по всей России.
Казанская икона Божией Матери явилась в городе Казани через 25 лет после завоевания татарского ханства Иваном Грозным. Трудно шло дело проповеди Евангелия среди мусульман и язычников. И Пресвятая Богородица, покровительница проповедников Слова Божия, не замедлила послать Свою помощь. После опустошительного пожара вместе с другими погорельцами строил новый дом стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней дочери Матроне явилась в сонном видении Богоматерь и повелела достать из земли Её икону, ещё при господстве мусульман зарытую на месте сгоревшего дома тайными исповедниками православия. Девочка сначала никому не решилась открыть своего сна; после второго явления Богородицы поведала о нём матери, но та не придала значения рассказу ребёнка. Третье видение было грозным – от иконы Пресвятой Владычицы исходило пламя и был голос: «Если ты не поведаешь глаголов Моих, то я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь». На сей раз мать пошла с Матроной к воеводам и архиепископу Иеремии, но никто не хотел верить детским снам. Женщина сама взяла заступ и начала рыть в указанном дочерью месте, но ничего не нашла, поиски других тоже были безуспешны. Тогда девочка сама откопала сияющую чудным светом икону Божией Матери, завернутую в рукав полуистлевшей одежды, но без малейшей порчи, будто свеженаписанную. Священник ближайшего храма, будущий Патриарх Московский Ермоген, в сопровождении крестного хода на руках отнёс икону в свой храм, а затем в Благовещенский собор. При этом произошло множество исцелений, особенно слепых. Обретённая икона, как оказалось впоследствии, была копией Влахернского образа, написанного святым евангелистом Лукой. Царь Иоанн Грозный, получив известие о чудесном явлении иконы и списков с неё, повелел на месте обретения построить храм во имя Пресвятой Богородицы и основать женский монастырь, прислав на сооружение церкви значительную сумму из собственных доходов и определив выдавать деньги на содержание священнослужителей, игуменьи и сорока сестёр. Обретшая икону девица Матрона стала первой инокиней, а затем настоятельницей нового Богородицкого девичьего монастыря. В 1594 году здесь заложили обширный собор для пребывания Казанской иконы, в обитель делались богатые вклады, чудотворный образ был обложен царскими дарами – золотом, драгоценными камнями, жемчугом. Спустя два века, в 1768 году, императрица Екатерина II подарила Казанской новую ризу, главным украшением которой стала её бриллиантовая корона, снятая с себя земной властительницей ради Царицы Небесной. Чудесное явление образа воспоминается 21 (8 ст. ст.) июля.
Небольшая икона, обретённая на иноверной окраине Российского царства, стала вскоре всенародной святыней, знаком особого покровительства Богородицы нашей земле. Много раз «Матушка Казанская» спасала Русь и указывала путь к победе русским православным воинам.
В Смутное время, когда поляки заняли Москву, убивали жителей, грабили и жгли храмы и глумились над святынями, русский народ по призыву священномученика Патриарха Ермогена встал на защиту Родины. В ополчение, которое возглавил князь Дмитрий Пожарский, протопоп Благовещенского собора Казани привёз чудотворный список с явленного образа Казанской иконы Богородицы. Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ наложил на себя трёхдневный пост и с молитвой обратился к Господу и Его Пречистой Матери. В осаждённом Кремле находился в то время в плену у поляков греческий архиепископ Арсений. Ночью ему явился преподобный Сергий Радонежский и сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; завтра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена». Воодушевлённые этим известием, русские войска 22 октября (4 ноября нов. ст.) 1612 года освободили столицу.
По изгнании врагов князь исполнил данный им обет: в 1633 году построил на Красной площади церковь во имя Казанской иконы Божией Матери, где поставил защитивший Москву образ. После революции, в 1918 году, в Москве начались кражи икон из храмов. Из собора на Красной площади была похищена и московская Казанская икона Божией Матери. В храме остался почитаемый список, сделанный в XVII веке. Сейчас этот чудотворный образ, ставший одной из главных святынь Москвы, находится в Богоявленском Патриаршем Елоховском соборе.
Чудотворная Казанская икона Божией Матери – главная святыня Санкт-Петербурга. Этим образом святитель Митрофаний Воронежский благословил Петра I при основании Северной столицы, сказав пророческие слова: икона станет «покровом города и всего народа твоего». В 1811 году она была поставлена в построенном специально для неё Казанском соборе. Ко дню освящения храма чудотворный образ Казанской Божией Матери был украшен окладом из чистого золота с драгоценными камнями и жемчугом. В 1812 году М. И. Кутузов молился перед образом о победе над французами; после окончания войны полководец поднёс этой иконе серебро, захваченное у французов.
В 1932 году, после закрытия Казанского собора и размещения в его стенах атеистического музея, икону передали в Спасо-Успенский собор, затем в Андреевский, а после его закрытия – в Смоленский храм на Смоленском кладбище, захваченный тогда обновленцами. Когда наступило время закрытия и Смоленского храма, случилось чудо – в августе 1940 года, когда все храмовые иконы были приговорены к уничтожению, чудотворную Казанскую икону Божией Матери передали в кафедральный Князь-Владимирский собор. Историки отмечают, что перенесение Казанской иконы после стольких лет «обновленческого плена» в собор Ленинградской митрополии остаётся беспрецедентным случаем для того времени. Все 900 дней блокады Князь-Владимирский собор с хранившейся в нём чудотворной Казанской иконой Божией Матери составлял одну из главных духовных твердынь осаждённого города. Несмотря на блокаду, голод, отсутствие транспорта, богослужения в храме не прерывались ни на один день. После возвращения Церкви Казанского собора в июне 2001 года чудотворная икона вернулась в него.
Явленная же икона Казанской Божией Матери в 1904 году бесследно исчезла при ограблении Богородицкого женского монастыря в Казани; сохранилась лишь древняя точная копия с первообраза. Самый ранний из известных списков с чудотворного образа Богоматери Казанской (1606 г.) хранится в Третьяковской галерее.
7 апреля 2011 года космический корабль «Юрий Гагарин» доставил икону Казанской Божией Матери на Международную космическую станцию. Образ хранится в её российском сегменте. Вручая икону космонавтам после литургии в храме Христа Спасителя, Патриарх Кирилл сказал: «Пусть над нашим мятущимся, раздираемым противоречиями миром, в котором так много скорби и человеческого горя, простирается Покров Пречистой Царицы Небесной. В этом смысле российские космонавты, помимо своих очень сложных и важных профессиональных обязанностей, будут осуществлять и некую духовную миссию».

«Великая Гостья». Вышенская икона Божией Матери

Чудотворная Вышенская икона Богородицы – точная копия Казанской иконы – была особенно чтимой святыней Тамбовской епархии. О начале прославления этого образа сохранилось местное предание. Святая икона Казанской Божией Матери, украшенная золотым крестом-мощевиком, была родовой – ею родители благословили на брак московскую дворянку Марию Ивановну, в замужестве Аденкову. Через несколько лет её муж, богатый дворянин, умер, и молодая вдова поступила в Московский Зачатьевский Алексеевский монастырь, где прожила на положении простой послушницы-белицы более 20 лет. В 1812 году, спасаясь от французского нашествия, послушница Мария решила уехать в Тамбовский Вознесенский девичий монастырь. Торопясь с выездом и покинув своё имущество в обители, Мария не рассталась лишь с родительским благословением – Казанской иконой Божией Матери. Дорогою извозчик, пользуясь кажущейся беззащитностью женщины, задумал ограбить и убить её и, улучив удобный момент, свернул с дороги в лес. Проникнув в его злое намерение, Мария обратилась с горячей молитвой о спасении к Богоматери и услышала голос, исходящий от иконы: «Не бойся! Я твоя Заступница». И тут же извозчик ослеп. Видя в этом карающую десницу Божию, он покаялся перед Марией Ивановной и попросил её помолиться об исцелении, дав при этом обещание целой и невредимой привезти её в монастырь. После их совместной молитвы перед иконой Божией Матери ямщик прозрел и с чувством глубокой благодарности к Богу благополучно довёз послушницу до монастыря.
Благополучно прибыв в Тамбов, Мария определилась в Тамбовский Вознесенский женский монастырь, где в 1816 году приняла постриг с именем Миропия. Её монастырским послушанием была починка риз. Чудотворную икону она поставила в келье и ежедневно читала перед ней акафисты. Незадолго до смерти монахиня Миропия размышляла, кому передать свою святыню, и решила оставить её своей племяннице, которая вместе с ней подвизалась в монастыре. Однако в феврале 1827 года молодая инокиня внезапно скончалась. Вскоре Сама Богоматерь явилась Миропии в сонном видении и повелела отдать икону на вечные времена в Шацкую Вышенскую пустынь (место будущих подвигов свт. Феофана Затворника). Там образ прославился многими дивными знамениями и чудесами. Иногда ночью видели чудный свет, исходивший от иконы. Но особенно усилилось её почитание в 1861 году, когда она остановила эпидемию холеры в г. Моршанске, а через 10 лет по молитвам перед ней прекратился такой же мор в Тамбове. Для вышенской святыни соорудили киот из чистого серебра и украсили её золотой ризой, усыпанной драгоценными камнями. А на могиле монахини Миропии в Вознесенском монастыре вышенский настоятель в 1892 году устроил памятник в виде кувуклии с неугасимой лампадой.
Почитание иконы было настолько велико, что ежегодно целых восемь месяцев чудотворный образ с крестными ходами носили по городам и селениям Тамбовской губернии. Крестный ход прошёл через шесть городов, три монастыря, более ста сёл и несколько имений, оставаясь в местах остановок от нескольких часов до месяца. Некоторые богомольцы по обету шли «от Выши до Выши», то есть проделывали весь многомесячный путь от ухода из монастыря до возвращения.
Прибытие «Великой Гостьи» повсеместно превращалось в подлинное духовное торжество. К примеру, вот как очевидцы описывали встречу вышенской святыни жителями города Моршанска. Стечение народа как по всему пути, так и при встрече иконы в городе было очень большим. Её встречали у реки Кашмы, за чертой города. Иногда крестный ход по разным причинам задерживался (непогода, бездорожье и т. д.), и тогда особо благочестивые люди, бросив все домашние дела, один-два дня проводили в лесу. Обычно те, кто шёл встречать её сюда, брали с собой еду, тёплые одеяла, чтобы спать на земле. Людей собиралось очень много, женщины даже с маленькими детьми. Без перерыва соборный хор пел тропарь Казанской иконе Божией Матери «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго», читали акафисты. К месту встречи почти все приходы командировали своих священников. Кроме них и мирян здесь присутствовало множество монашествующих. Среди травы на аналоях стояли образа, перед которыми горели лампады и время от времени возжигали свечи. О приближении иконы узнавали от посланных вперёд богомольцев. Сразу же давался знак звонарю Кочетовской церкви, который начинал бить в колокола. Радостный праздничный перезвон подхватывали по цепочке звонницы всех городских храмов (звонари в это время дежурили на колокольнях), и над Моршанском начинался непрекращающийся радостный благовест. Жители оставляли свои домашние дела и спешили в Заречную слободу к Александро-Невской церкви. От неё шёл крестный ход с хоругвями, хором и с настоятелем в полном облачении во главе. Встречались обе процессии обычно там же, у реки Кашмы. Вышенскую икону в особом киоте несли монахи, все как на подбор очень высокого роста и крепкого телосложения. Их также окружала большая толпа богомольцев.
Соединившись общим крестным ходом, все шли к Александро-Невской церкви. Здесь образ уже ожидало почти всё священство города. Число встречающих во много десятков раз превышало вместимость маленькой церкви. Чудотворную икону вносили внутрь, и благовест прекращался. Если она оставалась здесь на ночь, то храм не закрывали – люди, днём занятые на работах, шли к ней до рассвета. Утром, также крестным ходом, под благовест, священники, духовенство, певчие, высокопоставленные лица и многочисленные верующие Моршанска под стройное пение сводного хора нескольких церквей препровождали «Великую Госпожу» в главный храм города – Свято-Троицкий собор. По пути её проносили над головами верующих. У собора образ с хоругвями встречала толпа в несколько десятков тысяч человек. Верующими была заполнена не только огромная соборная площадь, но нередко и прилегающие к ней улицы. За ночь в город подтягивалось огромное количество крестьян из окрестных сёл. Здесь же находились городской голова, дворянство, чиновники и купцы. Соблюдать порядок помогала полиция. В соборе совершалось всенощное бдение с чтением акафиста Пресвятой Богородице, а затем начиналось лобзание иконы и елеопомазание. На другой день совершалась Божественная литургия.
Для охранения города от болезней и различных напастей образ обносили вокруг него, затем переносили (заходя по пути в старый Софийский собор и Вознесенскую церковь) в Казанскую часовню на торговой площади, с аналоя убирали копию, находящуюся тут круглый год, и водружали Саму «Великую Госпожу». Как правило, здесь она ночевала, возвращаясь далеко за полночь, путешествуя с молебнами из дома в дом.
Шествие иконы по Моршанску было весьма торжественным. Медленно ехала открытая бричка, в которой была установлена икона в красивой ажурной ризе. На ризе висел золотой крест. Монахи ехали в другой повозке, рядом шли богомольцы и странники, пели тропари, молитвы. В каждом приходе, по заранее проведённой записи и установленной очерёдности, служились молебны на дому. Икону заносили практически во все дома. К этому дню хозяева наводили порядок, в красном углу под образами устанавливали стол, покрытый скатертью, приготавливали свечи и воду. Вместе с монахами приходили певчие, псаломщики местной церкви, священство. При входе в дом каждая хозяйка давала монахам по новому красивому полотенцу – «икону протирать». Сам молебен был кратким – минут 15; домочадцев помазывали освящённым маслом от иконы и кропили жилище святой водой. Во время молебна окна в доме открывали, чтобы могли молиться люди, стоящие на улице. Огарки свечей после молебствия хранились в доме как святыня. Молебны в домах служили и ночью. Люди стояли возле домов в кромешной тьме с зажжёнными свечами в руках и пели тропарь «Заступница усердная…». Монахи, державшие икону в руках, сменяли друг друга. Многие верующие провожали Заступницу от дома к дому. И так с раннего утра до глубокой ночи, с перерывом в назначенное время для установки иконы к поклонению в приходском храме. За десять с небольшим дней пребывания в Моршанске святыня успевала побывать и в богатых домах купцов, и у самых бедных прихожан, и вне очереди отслужить молебен у себя дома было практически невозможно, независимо от положения в обществе.
После революции, когда в Тамбовской области начались крестьянские восстания, ЧК и отряды латышских стрелков действовали здесь с особой жестокостью. В книге историка С. П. Мельгунова «Красный террор в России. 1918–1923» приводится поразительное свидетельство беззаветной народной любви к вышенской святыне. Осенью 1918 года во время одного из крестных ходов в Шацком районе чекисты разогнали людей, арестовали священников, а чудотворную икону конфисковали. Крестьяне узнали о глумлении, произведённом в ЧК над иконой – «плевали, шваркали по полу», – и пошли «стеной выручать Божью Матерь». По ним начали стрелять. Очевидец рассказывал: «Я солдат, был во многих боях с германцами, но такого я не видел. Пулемёт косит по рядам, а они идут, ничего не видят, по трупам, по раненым лезут напролом, матери – детей вперёд, кричат: «Матушка Заступница, спаси и помилуй, все за Тебя ляжем!» Страха уже в них не было никакого». Эта самоотверженность поколебала даже палачей, они сорвали с образа драгоценную ризу, а саму икону бросили верующим.
Образ был передан заштатному священнику Василию Яковлеву из села Шаморга и много лет бережно и тайно хранился в его семье. В 1946 году отец Василий был назначен служить в храм в честь преподобного Сергия Радонежского, открытый после войны, – в селе Эммануиловка Шацкого района Рязанской области. По просьбе прихожан после долгих колебаний он принёс святую икону в церковь. (В этом же храме с 1988 по 2002 г. пребывали и мощи свт. Феофана Затворника, теперь возвращённые в Вышенскую обитель.) В 50-е годы драгоценная святыня была украшена новой позолоченной ризой, изготовленной в Москве на деньги жителей окрестных деревень.
Разорённый в 1920 году Свято-Успенский Вышенский монастырь был возрождён как женский в 1990 году. В мае 1999 года в обитель была передана дореволюционная копия с чудотворной иконы Божией Матери Казанской Вышенской, которую в советские годы хранили у себя монахини. По их свидетельству, когда стали открывать храмы и монастыри, они долго молились, чтобы Матерь Божия указала им место, где должно пребывать Её образу. После чтения акафиста трижды выпал жребий «на Вышу», что было воспринято как воля Самой Царицы Небесной.
В 2001 году впервые за долгие годы по тамбовской земле вновь прошёл крестный ход с Вышенской иконой, а в 2004 году Святейший Патриарх Алексий II благословил возродить ежегодное принесение чудотворного образа в Тамбов.
В 2014 году состоялось долгожданное событие – в родную обитель вернулась подлинная икона Божией Матери Казанская Вышенская, которая до революции была главной монастырской святыней. 20 июля, накануне праздника Вышенской иконы, чудотворный образ был торжественно перенесён крестным ходом из храма села Эммануиловка в Вышенский монастырь.

Татьяна Никитина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.