Икона Божией Матери «Одигитрия Выдропусская»

Икона Божией Матери «Одигитрия Выдропусская» – один из списков чудо­творной иконы Смоленской Одигитрии – находилась в храме во имя великомученика Георгия села Выдропужск Новгородской губернии (сейчас Тверская область). Празднование ей установлено 10 августа (28 июля по старому стилю). Не раз Господь являл через неё удивительные по силе чудеса и милости. Почитание её началось после того, как икона чудным образом уцелела после пожара, полностью уничтожившего храм Великомученика Георгия. Она была найдена под слоем пепла на месте алтаря лежащей ликом вниз, следы огня остались лишь на незначительной части тыльной стороны. К XV веку образ стоял у царских врат вновь отстроенного храма.
В 1471 году, когда великий князь Московский Иоанн III совершил завоевательный поход на Новгород, один из ратников его войска, муромский уроженец, боярский сын, вместе со своим отрядом участвовал в разграблении новгородчины. В селе Выдропужск он вошёл в Георгиевский храм, взял из него икону Божией Матери, унёс в свою вотчину близ ­Мурома, поставил в церкви Святителя Николая и в шутку называл ее Полонянкой. Однажды во время молебна перед «Пленницей» читалось Евангелие о пребывании Девы Марии в доме святой Елисаветы. При последних словах «и возвратися в дом Свой» (Лк. 1, 56) внезапно налетел вихрь, раздался гром, с храма сорвало крышу, икона невидимой силой была поднята в воздух и унесена прочь. Поражённые ужасом все присутствовавшие там люди упали на землю без чувств. В то же самое время около Выдропужска появился быстро приближавшийся к церкви Святого Георгия вихрь. Свидетелем этого явления стал местный крестьянин Флор, а пономарь храма Феодор обнаружил похищенную икону Одигитрии лежащей в алтаре на святом престоле. Узнав о дивном возвращении иконы, похититель глубоко раскаялся в своём грехе и совершил пешее паломничество в Выдропужск, где со слезами покаяния оплакивал свой дерзкий разбой и похищение святыни, три дня и три ночи не выходя из храма.
После этого поразительного чуда слава о Выдропусской Одигитрии распространилась далеко за пределы села. Широко разошлись списки повести о Выдропусской Одигитрии. В XIX веке в выдропужском храме хранились два списка этого повествования: один древний, а другой 1840 года. В одном из них подробно рассказывалось о том, что «эта святая икона ежегодно носима была с крестным ходом в город Торжок и вносилась в новоторжский соборный храм Преображения Господня; здесь она оставалась некоторое время, и усердные из граждан с верою и благоговением приходили в соборный храм и припадали с молитвою к образу Пречистыя, к другим в дома носили священники святую икону Богоматери и совершали там молебныя пения. Затем обратно относилась она с честию с молебным пением и крестным ходом в село Выдропуск». Жители Торжка хотели оставить икону в городе как можно дольше, и даже возник «спор и несогласие» о её постоянном местопребывании. Дело дошло до Москвы, икона была взята туда на некоторое время, и в 1630 году с неё сделали точный список для церкви села Выдропужск, а подлинник поставили в храме Преображения города Торжка (судьба этой иконы после 1917 г. неизвестна).
Список с Выдропусской иконы находился в Георгиевском храме Выдропужска до середины XVIII века, затем был перенесён в новопостроенную церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери. Смоленский храм в годы советской власти был закрыт (в 1931 г.), но не разорён, в нём сохранялись иконы и утварь, не была уничтожена и чудотворная копия XVII века с Выдропусского образа.
Во время Великой Отечественной войны в селе по домам были расквартированы лётчики и солдаты расположенного поблизости аэродрома, а в церкви разместили пленных немцев. Наступили холода, и командование отдало приказ отапливать храм иконами. Среди квартировавших в селе красноармейцев был механик Кронид Поспелов, сын умученного большевиками муромского протоиерея Николая Поспелова. Узнав о готовящемся кощунстве, он поспешил к своему квартирному хозяину, Степану Юрзову, отличавшемуся глубоким благочестием. Тот немедленно нагрузил телегу дровами и поспешил к храму. На этот воз дров ему удалось выменять древнюю святыню, чудотворный Выдропусский образ. Около пятидесяти лет Выдропусская икона Богородицы пребывала в семье Степана и его детей. Только в 1990-х годах, когда Смоленский храм в Выдропужске был возвращён Церкви, икона вернулась «в дом свой»; в 2000 году она была отреставрирована.
Спасший чудотворный образ от сожжения солдат Кронид Поспелов в 1947 году поступил в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, принял монашество с именем Нафанаил и подвизался в обители 55 лет, в основном на казначейском послушании. Иноческий путь он проходил под руководством будущего Патриарха Пимена и наместника обители архимандрита Алипия (Воронова).
Благодаря популярной книге архимандрита (ныне митрополита) Тихона (Шевкунова) «“Несвятые святые” и другие рассказы», где очень ярко представлен многолетний казначей Псково-Печерского монастыря, о «вредном» отце Нафанаиле узнали миллионы читателей.
Архимандрит Нафанаил (Поспелов) родился в 1920 году в селе Заколпье Гусь-Хрусталинского района Владимирской области в семье протоиерея Николая Васильевича Поспелова, священномученика, расстрелянного в 1938 году на Бутовском полигоне (причислен к лику новомучеников и исповедников Российских в 2000 г.). После окончания Ногинского механического техникума и службы в армии (с 1941 по 1947 г.) Кронид твёрдо решил идти в монастырь. На вопрос, по какой причине, он сказал замечательные слова: «Я увидел, что нет счастья на земле. Есть единственная цель – это стремиться к богообщению».
В послевоенное время полуразрушенная обитель бедствовала, братия жила в скудости и лишениях. Монахи и послушники работали по восстановлению монастыря от 7 утра до 7 вечера, с перерывом на обед на один час. Утром им выдавали три куска варёной свёклы и 500 грамм хлеба на сутки, в обед – одно первое, вечером – щи из хряпы (это зелёные листы капусты, которыми обычно кормят скотину). По воскресным и праздничным дням бывало второе, а по двунадесятым праздникам – стограммовая булочка и стакан киселя.
Отец Нафанаил вспоминал, как он изнемогал во время хозяйственных работ по 12 часов в день и даже падал в борозду от усталости. И вот его посетило некое сомнение, на правильном ли пути он находится, спасительно ли это для него. Он горячо помолился перед чудотворной иконой Божией Матери и по возвращении в келью увидел, что у его соседа раскрыта книга святителя Игнатия (Брянчанинова) как раз на той странице, где сказано, что в последние времена монахи будут спасаться скорбями. Тогда он успокоился и утвердился в мысли, что идёт по спасительной стезе.
Действительно, скорби, болезни и тяжёлые переживания не оставляли отца Нафанаила с первого и до последнего дня его пребывания в обители. Он вспоминал, что у него никогда не было спокойной монашеской жизни, – его направляли то составлять документы, то рассчитываться с бригадами реставраторов, то вести экскурсию по пещерам, то писать статью в защиту восковых свечей в храме Божием, и так далее, и тому подобное…
Известный печерский старец иеросхимонах Симеон (Желнин), ныне прославленный в лике преподобных, сказал об отце Нафанаиле: «Он имеет премудрость Соломонову и ревность Илиину».
Незадолго до кончины о. Нафанаила священноначалие предложило ему поставить электростимулятор, однако он умолял не делать этого: «Отцы, представьте – душа хочет отойти к Богу, а какая-то маленькая электрическая штучка насильно запихивает её обратно в тело! Дайте душе моей отойти в свой час!» Час этот настал в ночь на 9 августа 2002 года. Отец Нафанаил позвонил в колокольчик, предупреждая родную обитель о своём исходе в вечность; когда на звон пришла братия, старец уже почил. Отпевание и погребение архимандрита Нафанаила было совершено в день празднования Выдропусской иконы Божией Матери, чудотворный список которой был спасён им от уничтожения в годы войны.

Размышления и воспоминания архимандрита Нафанаила (Поспелова)
из книги «Богородичной обители послушник»

Нельзя говорить, что прошлые борцы с Церковью никак не меняются. Перемены на многих повлияли благотворно: люди, которые строили монастырю козни, теперь зачастую приходят, чтобы попросить у нас прощения. Самое главное – люди уже всерьёз задумываются о своей душе.
Мы видим во всех обстоятельствах Промышление Божие. Он, конечно, предвидел, что многие из тех, кто противостоял нам, покаются в своё время и исправятся. И мы не занимаемся злопамятством, а просто вспоминаем историю.
Мало того, из прошлого можно понять, вспоминая, как кто-то грешил перед Церковью Христовой, а потом покаялся, что Господь прощает и разрешает любые грехи – было бы твоё покаяние искренним.

* * *

Когда году в 1963-м монастырь собирались закрывать, отец Алипий, придя в отдел культуры, сказал:
– Имейте в виду, я знаю государственные законы, поэтому действуйте строго по закону. Но я знаю также и Божии законы, а они бьют гораздо сильнее.
Когда Псков уже собирался закрывать монастырь, открылась эпидемия ящура. Отец Алипий сообщил об этом начальству. Печорская санэпидстанция его поддержала. А во время эпидемии ни о каком закрытии речи быть не может, действует карантин.
А когда закончилась эпидемия, приехал посол Индии. Ему был оказан самый сердечный, тёплый приём. По своим дипломатическим каналам он передал своё восхищение монастырём. После этого закрыть обитель стало уже совсем неудобно…

* * *

В хрущёвское время как-то приехала к нам делегация из Москвы, с Главпочтамта. Экскурсовод, ведущая группу, сказала, что у нас в стране нет гонений на Церковь. Я подтвердил. Потому что когда в Римской империи были гонения на христиан, там на каждом перекрёстке висел указ, что христиан нужно хватать, судить, ссылать, казнить. У нас таких указов нигде не висит.
Но по слову апостола Павла: Все, желающие жить благочестно во Христе Иисусе, будут гонимы (2 Тим. 3, 12). И этот закон остаётся непреложным для всех стран, для всех времён, для всех народов. И это каждый из нас может легко проверить: поступите на ответственную должность, а при этом в кабинете у себя повесьте иконы, молитесь утром и вечером, обвенчайтесь с женой, окрестите детей, по воскресеньям ходите в храм. Очень скоро вы убедитесь в истинности слов апостола Павла.
Мы должны ясно понимать, что все века идёт борьба: «Диавол с Богом борется, и поле битвы – сердце человеческое». И если верующий человек служит Богу, то неверующий  – вольно или невольно – диаволу.

* * *

Посетители из министерства, переживавшие за состав братии и возмущавшиеся их образованностью, спрашивали отца Алипия о составе братии. Он ответил:
– Есть у нас врачи, инженеры, юристы… Вот только министра нам не хватает для полного комплекта. Уж вы бы какого-нибудь наркомишку-пенсионера нам сюда прислали…

* * *

Делали мне замечания по поводу отсутствия у нас телевизора. Я ответил, что если сравнивать учение Христа и средства массовой информации, то мы видим: апостольская проповедь была без средств массовой информации и всё же овладела всем миром. К тому же даже запись богослужения и показ его по телевизору есть некая подмена. Ведь благодать Божия во всей полноте действует именно во время богослужения в храме.

* * *

Монастырь всегда славился святынями. В нашей обители три чудотворных иконы Пресвятой Богородицы. Икона Успения 1521 года написана иноком Алексием Малым. Это был известный своей благочестивой жизнью иконописец Псковско-Новгородских земель. С 1523 г., за молитвы игумена Корнилия, Богоматерь от этой иконы подавала многочисленные исцеления, особенно – прозрение слепым.
Как-то псковские деятели спросили меня, бывают ли сейчас подобные исцеления. Я ответил, что исцелений очень много, но они не такие мгновенные и явные, как прежде. Ведь Всевышняя Власть знает, как могут поступить у нас с человеком, прозревшим у всех на глазах. Поэтому исцеления происходят постепенно, за некоторый период. Люди приезжают, помолятся, покаются, причастятся, отстоят молебен перед чудотворной иконой, их окропят святой водой. Потом уезжают домой, и заболевание постепенно расходится, чтобы человека не мучили экспертизами, как это было с исцелением слепорождённого, о котором мы знаем из Евангелия…

* * *

Однажды при отце Алипии один деятель позаботился, чтобы отца Илиана – проводника в пещерах – отправили из монастыря на приход. Это пожелание пришлось выполнить. Но вскоре этот же деятель приехал с кем-то на экскурсию и попросил провести его в пещеры. Отец Алипий ответил: «Не можем. Ключики от пещер в кармане отца Илиана. А где отец Илиан – вы сами знаете».

* * *

У нас – оглашенные, там – кандидаты приглашённые; у нас крестный ход, у них – демонстрация; у нас иконы, там – портреты; у нас хоругви, а там – знамёна; у нас – проповедь, там – доклад; у нас «многая лета», там – «да здравствует». Всё построено аналогично… У нас всенощное бдение, там – торжественное заседание с вечера. Но когда я спросил, почему с вечера, – мне не смогли ответить. Тогда я посоветовал открыть Библию на первой странице и прочитать: «И был вечер, и было утро – день первый…» Господь сотворил день с вечера. И праздник церковный в соответствии с творением мира начинается с вечера и даёт пример и основание для других устроений.

* * *

Некоторые посетители выражают удивление тем, что в нашем монастыре можно видеть женщин. Тут надо иметь в виду следующее. Если мы в осадное время не пустим женщин в стены монастыря и враг перебьёт их, оставшихся без защиты, – никакие наши подвиги Богом уже не засчитаются. Да и те, кто порицает нас за присутствие женщин в монастыре, укорили бы нас за то, что мы себя спасаем, а другим приют не даём.
Нынче время очень напоминает осадное. И хотя нет открытого вражеского нашествия, враг невидимый нападает со всей своей силой. А тем, кто нас не любит и смотрит на монастырь с неприязнью, мы никогда не угодим. Они будут обвинять нас за любые наши действия.

* * *

Как-то военные, приехав на экскурсию, заявили мне:
– У вас в Церкви женщина унижена.
Я ответил:
– Наоборот. В лице Пресвятой Богородицы женское естество в Православной Церкви вознесено превыше небесных чинов ангельских. А посмотрите на наши храмы – женщины их заполняют большей частью! Нет, у нас в Церкви женщина не унижена, а возвышена. А вот у вас, в военном устроении, их почти совсем не берут.

* * *

У некоторых вызывает иронию, что именно женщины по преимуществу заполняют наши храмы. А основания для иронии здесь нет. Достаточно вспомнить слова Спасителя из Евангелия: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всей крепостию твоею и всем помышлением» (см. Мк. 12, 30). Значит, возлюбить Господа всем сердцем – первая ступень и первое условие веры. У женщин же именно и преобладает сердце, поэтому их природа более способна к восприятию веры. А слова возлюбить Господа «всем помышлением» стоят на последнем месте. Мужчины же часто хотят начать именно с помышления, забывая о сердце, поэтому реже приходят к вере… У мужчин преобладает ум, вот почему их и меньше в храме.

* * *

Однажды один деятель мне сказал, что отец Иоанн Кронштадтский любил людей принимать. В его словах прозвучал некий упрек к батюшке Иоанну. Я заметил на это, что если какой-то начальник не любит людей – в его кабинете пусто, а если к кому-то идут беспрерывно – значит, надеются получить утешение и получают его. Он выслушал мои слова и одобрительно сказал: «Да, у вас на всё ответ найдётся».

* * *

Не раз мне говорили:
– У вас святая вода не портится, потому что она обеззараживается серебряным крестом.
Я всегда отвечал:
– Если вы вправду в это верите, то почему не внесете рационализаторское предложение? Ведь достаточно в местах общего пользования поводить в сосудах с водой серебряными палочками, и вода эта будет храниться вечно. Санэпидемстанции будет большая экономия, а вам – премия за ваше открытие. Но почему же вы упускаете момент?

* * *

Псковские посетители прибыли в монастырь. Увидели, что в монастыре люди разделывают клумбочки. Спросили отца Алипия:
– Это кто у вас работает и на каком основании?
Отец Алипий ответил:
– Это народ-хозяин трудится на своей собственной земле.
Ответ был настолько ясен, что его больше ни о чём не спрашивали.

* * *

Когда отец Алипий был на фронте, то, по его личным свидетельствам, его начальники говорили ему:
– Ты от самых опасных мест держись подальше. Нас-то убьют – ладно. А вот ты ещё нужен будешь.

* * *

Среди посетителей монастыря бывали, конечно, и люди сектантского склада. Они говорили, что Бога главное иметь в душе, а внешнее почитание никому не нужно. Таковым я отвечал:
– Вы говорите, что знаете Священное Писание, но вряд ли это так. Потому что апостол Павел учит христиан: Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии (1 Кор. 6, 20). Нужны и поклоны, нужны и иконы. Аминь.

* * *

Когда владыка Владимир (Кобец) был переведён от нас настоятелем Русской Духовной Миссии во Святой град Иерусалим, наместником монастыря стал архимандрит Пимен, будущий патриарх. Он сказал, что монастырь уже достаточно окреп и питание монахов можно улучшить.
– Но делать это будем постепенно, – заметил он, – чтобы не вызвать соблазна. Иначе будут говорить, что старый наместник кормил плохо, а новый стал кормить хорошо.
Отец Пимен рассказывал, как наместника Одесского монастыря стали допрашивать, почему он братию морит голодом. В это время как раз шёл Великий пост.
– У нас такой устав, – ответил наместник.
– А кто составлял ваш устав?
– Святые отцы.
– А где они сейчас?
– На том свете.
Вопрос, таким образом, был исчерпан…

* * *

Как грешный человек изучает математику, её четыре основных действия? Себе прибавлять, а у других отнимать. Своё умножать, а чужое делить. Другого извлекать с корнем, а себя возводить в степень…
Получается, что для некоторых даже и математику изучать не полезно.

* * *

Когда человек обращается к Богу с молитвой, то ему покровительствуют все, и даже бессловесные твари. Вот история.
За одним человеком гнались и должны были убить. И вот, забежав в какие-то развалины, он увидел отверстие, где можно спрятаться, и залез туда. И тут же паук натянул на этом отверстии паутину. Подбежали те, кто его ловили. Осмотрели отверстие и решили, что здесь его быть не может – натянута паутина.
Так и паутинка может спасти от смерти, если будет на то воля Божия…

* * *

Как-то посетители спросили меня, не желаю ли я перейти на другое место. Я ответил: «Если дерево постоянно пересаживать, ничего путного из него не получится».
Отец Алипий завещал нам: «Как можно дольше удерживайтесь на одном месте».

* * *

В праздник Пресвятой Троицы надо непременно быть в храме на коленопреклоненных молитвах. Священник читает: «Духом страха Твоего моя осени дела. Се бо страхом предстою, в пучины милости Твоея отчаяния души моея поверг…» С отчаяния в петлю лезть? Нет, надо своё отчаяние повергать в пучины милости Божией.
«Ангела мирна пристави людем Твоим, всех собери в Небесное твое Царствие, даждь прощение уповающим на Тя».
Эти Троицкие молитвы надо много раз в году прочитывать, потому что они имеют особую силу…

* * *

Никогда не надо за толпой повторять те слова, которые она говорит, потому что это может завести в погибель. Евангельская толпа сначала кричала: «Осанна, Сыне Давидов!»  – когда Господь входил в Иерусалим. Но уже через четыре дня она закричала другое: «Возьми, возьми, распни Его!» Неужели и мы будем это кричать?
Страшное дело – примкнуть к толпе. Поэтому там, где неправда, «ура» не кричи, в ладоши не хлопай. Спросят – почему? «У вас неправда». – «Откуда узнал?» – «Совесть подсказывает».

Татьяна Никитина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *