Святитель Иоанн Тобольский

Епископ Мичуринский и Моршанский Гермоген
Епископ Мичуринский и Моршанский Гермоген

К 100-летию со дня прославления

В 2016 году состоялась юбилейная дата – 100-летие со дня прославления святителя Иоанна, митрополита Тобольского. Именно сейчас настало время не только вспомнить, но и благоговейно почтить память этого сибирского архипастыря, светоча духа, просвещения и культуры, который некогда поддерживал и наставлял сибирскую паству.

Святитель Иоанн (Максимович) родился в 1651 году на Украине и происходил из небогатого дворянского рода. Богословское образование получил в Киевской духовной академии, по окончании которой будущий святитель был оставлен при ней учителем латинского языка. В Киево-Печерской лавре он принял монашеский постриг с именем Иоанн, в честь святителя Иоанна Златоуста. Дальнейшее рукоположение молодого, хорошо образованного постриженика в иеродиакона, а затем иеромонаха произошло очень быстро. Он участвовал в важных политических событиях по обороне Украины от Османской империи. Царь Феодор Иоаннович назначил Иоанна архимандритом Свенского Успенского монастыря в городе Брянске [1]. В 1695 году будущего святителя перевели в Елецкий Успенский монастырь. В 1697 году архимандрит Иоанн был возведён в сан архиепископа Черниговского. Пребывая на этой кафедре, владыка активно занимался просветительской деятельностью: основал духовную семинарию, открыл типографию, в которой было издано немало его собственных духовно-нравственных сочинений [2].

Ещё будучи в Чернигове, святитель Иоанн обратил на себя внимание как истинный подвижник, стяжавший благодать Святого Духа. Именно он предрёк победу Петру Великому над Карлом XII.

Весной 1709 года, встретив Петра в 54 верстах от Чернигова, он пророчественно изрёк царю слова Священного Писания: «Поразит пред тобою Господь врагов твоих, восстающих на тебя; одним путём они выступят против тебя, а семью путями побегут от тебя» (Втор. 28, 7) [3].

В 1711 году Преосвященный Иоанн был назначен на кафедру Сибирской епархии с титулом «митрополита Тобольского и всея Сибири». Его обширная епархия нуждалась в миссионерской деятельности, которую он активно вёл, проповедуя и направляя своих миссионеров остякам, вогулам и другим сибирским народам. В 1714 году святитель Иоанн отправил в Пекин духовную миссию под руководством архимандрита Илариона (Лежайского) [4]. Владыка особенно заботился о славяно-латинской школе, основанной в Тобольске его предшественником, митрополитом Филофеем (Лещинским).

О четырёхлетней жизни святителя Иоанна в Тобольске в рукописной Сибирской летописи говорится: «Митрополит Иоанн был тих, смирен, благорассудлив, о бедных сострадателен и милостив» [5]. Владыка часто совершал Божественную литургию и поучал паству своими проповедями.

Святитель Иоанн отличался смирением и кротостью, оказывал тайную помощь вдовам и сиротам, помогал содержать богадельни, навещал каторжников в тюрьмах, молился за них и вразумлял [6]. 10 июня 1715 года, предчувствуя свою кончину, митрополит Иоанн отслужил Божественную литургию, а затем устроил трапезу для духовенства и нищих, за которой сам прислуживал гостям. После трапезы владыка ушёл в свои покои, где почил в молитвенном положении, на коленях перед Ильинской Черниговской иконой Божией Матери [7]. Святитель Иоанн был погребён в Софийско-Успенском соборе, в приделе преподобных Антония и Феодосия Печерских.

В 1826 году архиепископ Тобольский Евгений (Казанцев) писал: «Митрополиту Иоанну (Максимовичу) здесь так велика вера, что многие носятся чудеса, и что даже самый сей придел построен в честь его будто бы исцелившимися от него» [8].

Благоговейным почитателем святителя Иоанна был епископ Тобольский и Сибирский Варнава (Накропин), который неоднократно ходатайствовал перед Святейшим Правительствующим Синодом о причислении к лику святых угодников Божиих митрополита Тобольского Иоанна. Синод вынес определение, согласно которому епископу Варнаве поручалось образовать особую комиссию для исследования случаев чудотворений, совершаемых по молитвенному пред Богом предстательству святителя Иоанна. 16 октября 1914 года Преосвященный Варнава осуществил освидетельствование честных останков митрополита Иоанна. При пении «Святый Боже» мощи были переложены в серебряную раку, ещё в 1900 году сооружённую заботами епископа Тобольского и Сибирского Антония (Коржавина).

Святейший Синод всячески оттягивал прославление митрополита Иоанна Тобольского: назначал новые обследования места погребения и честных мощей святителя, направляя в Тобольск одну ревизию за другой, требовал допросить лиц, получивших исцеление. Многие члены Синода были настроены негативно по отношении к епископу Варнаве из-за его общения с Григорием Распутиным. Кроме того, их недовольство было связано с благоволением к владыке царской семьи. Настроение в архиерейской среде тех лет описывает митрополит Антоний (Храповицкий), приводя высказывание одного из иерархов на заседании Синода: «Нельзя же до бесконечности продолжать прославление святых» [9]. Необходимо отметить, что начало XX века было ознаменовано прославлением таких святых, как преподобный Серафим Саровский (1903 год), святитель Иоасаф Белгородский (1911 год), святитель Питирим Тамбовский (1914 год).

Вот в такой накалённой политической атмосфере, в стране, которая на огромном фронте вела напряжённую борьбу с внешним врагом, в Тобольске было пропето величание святителю Иоанну. Событие это произошло до его официального прославления, 10 июня 1915 года, когда исполнилось 200 лет со дня блаженной кончины святителя. Свершилось это благодаря личной настойчивости императора Николая II и императрицы Александры Феодоровны, чтивших Сибирского чудотворца. Митрополит Иоанн (Максимович) был последним царским святым, прославленным Церковью.

В декабре 1915 года по Высочайшему повелению в Тобольск прибыл архиепископ Литовский святитель Тихон (Беллавин), будущий Патриарх Московский. Он произвёл осмотр гроба, а также зафиксировал сообщения о случаях исцелений.

20 января 1916 года императору Николаю II был представлен синодальный доклад, на котором была начертана следующая резолюция: «Приемлю предположение Святейшего Синода с умилением и тем большим чувством радости, что верю в предстательство Святителя Иоанна Максимовича, в эту годину испытаний, за Русь Православную» [10].

10 июня 1916 года состоялось торжественное прославление святителя Иоанна Тобольского, совершённое выпускником Тобольской духовной семинарии митрополитом Московским и Коломенским святителем Макарием (Невским) и собором из двенадцати архиереев, среди которых были будущий митрополит Петроградский, священномученик Вениамин, епископ Гдовский, священномученик Сильвестр, епископ Омский, выпускник Тобольской семинарии епископ Забайкальский Мелетий (Заборовский). Среди почётных гостей были обер-прокурор Синода Александр Николаевич Волжин, Тобольский губернатор Николай Александрович Ордовский-Танаевский. Митрополит Макарий лично вскрыл гроб с останками святителя, омыл мощи, надел на них новое облачение и переложил их в серебряный ковчег, изготовленный на пожертвования москвичей и специально привезённый в Тобольск на канонизацию. Проповедником на торжествах был назначен священномученик протоиерей Иоанн Восторгов.

В день канонизации гроб с мощами святителя Иоанна был открыт и после крестного хода установлен на соборной площади Тобольского кремля для поклонения прибывшим на торжества более чем пятидесяти тысячам паломников [11]. Церковь установила совершать празднование памяти святителя Иоанна 10 июня – в день его преставления ко Господу. В 1984 году, в связи с подготовкой к празднованию 1000-летия Крещения Руси, по благословению Патриарха Пимена в день памяти митрополита Иоанна Тобольского было установлено празднование в честь Собора Сибирских святых.

После Октябрьских событий 1917 года последовали лютые гонения на Церковь. В марте 1922 года в Тюменской губернии началась кампания по изъятию церковных ценностей и вскрытию мощей. Было произведено вскрытие мощей святителя Иоанна. Гробницу со вскрытыми мощами вынесли из собора на площадь. Вскоре после этого богоборцы передали святые мощи в местный музей. Однако сразу, как только представилась возможность, священноначалие обратилось к мирским властям с просьбой возвратить святыню Церкви.

Архиепископ Новосибирский Варфоломей (Городцов) возбудил ходатайство об изъятии из музея мощей святителя Иоанна и перенесении их в собор. Это ходатайство поддержал Патриарх Алексий I. Перенесение мощей произошло 14 июня 1947 года. 16 июня того же года в Тобольском Покровском соборе состоялось торжественное прославление святых мощей святителя Иоанна. Службу святителю составил архиепископ Новосибирский и Барнаульский Варфоломей. День памяти святителя Иоанна считается особым праздником, когда многочисленные паломники съезжаются в Тобольск, чтобы поклониться святым мощам святителя Иоанна. Имя его одно из самых почитаемых в земле Сибирской.

Обширно литературное наследие святителя Иоанна Тобольского, который писал свои труды в первом десятилетии XVIII века. Творчество святителя расцвело в годы его служения на Черниговской кафедре. Собственно русская, оригинальная духовно-назидательная литература тогда только зарождалась, богословие преподавалось на латинском языке. Будучи преподавателем богословия, святитель Иоанн занимался переложением на славянский язык латинских текстов, имевших важное значение для русского читателя. Перевод лучших достижений западной духовной литературы и адаптация их к православному вероучению были необходимы для развития русской литературы. Святитель Иоанн перевёл с латинского языка следующие произведения: «Нравоучительное зерцало» (1703 год. Автор Амвросий Марлианус); «Алфавит святых» (1705 год), «Богомыслие» (1710-1711 гг.), «Илиотропион» (1714 год. Автор – немецкий богослов Иеремия Дрексель). Все переводы были выполнены с исправлениями, в соответствии с требованиями Православной Церкви.

Помимо переводов, перу святителя Иоанна принадлежат следующие сочинения: «Богородице Дево» (1707 год), «Толкование на 50-й псалом» (1708 год), «Размышления о молитве «Отче наш» (1709 год), «Восемь евангельских блаженств» (1709 год), «Синаксар 1700 года», «Царский путь Креста Господня» (1709 год).

Святитель Иоанн был не просто духовным автором, он был духовным поэтом. Некоторые его сочинения написаны силлабическими стихами, например, «Богородице Дево», где на каждое слово молитвы приводится стихотворное толкование.

Среди богатого литературного наследия святителя Иоанна особое место занимает сочинение «Илиотропион, или сообразование человеческой воли с Божественной» (1714 год, переложение с латинского на славянский).

«Илиотропион» представляет собой богословский трактат о Божественном мироуправлении, наставляющий читателя, как согласовывать свою волю с волей Божией, как утвердиться в последовании воле Божией во всех делах своих. «Илиотропион» в значительной степени отразил богословие святителя, основанное на творениях святых отцов древней Церкви.

Святитель Иоанн не просто перевёл этот труд с латинского языка, но переложил его для читателей, с тем чтобы они могли использовать его в своей духовной жизни. Автор комментирует название своей книги следующим образом: «Илиотропион – название иносказательное (образное), оно обозначает собственно растение подсолнечник и составлено из ἤλιος (греч. солнце) и ἄνθρωπος (греч. человек). Солнце – символ воли Божией, подсолнечник – символ человеческой воли» [12]. Подсолнух словно знает, что от солнца исходит живительный свет и следует за светилом даже тогда, когда в ненастные дни тучи закрывают его непроницаемой стеной. Человек тоже знает, что свет его жизни – Христос Бог, но почему-то не может также преданно и самозабвенно следовать за Ним. Душой он любит Бога, а на деле часто не находит в себе сил поступать по Его заповедям.

Благочестивый автор «Илиотропиона» знает психологические механизмы действия и развития воли, раскрытые богомудрыми святыми отцами, и он делится ими с читателем и отчасти даже использует их для нашего научения. «Как в золотой цепочке кольцо соединяется с кольцом, так из познания Божественного Провидения происходит упование на Бога, а из него – согласие воли человеческой с волей Божественной», – пишет святитель [13].

Как малым и капризным детям кажется очень обидным неисполнение их воли, так бывает и с нами – необходимость покорить свою волю воле Божественной кажется нам чуть ли не катастрофой и утратой нашей индивидуальности, нарушением свободы личности.

В книге объясняется, что это вовсе не так и что, напротив, только тогда можно стать свободным, когда познаешь истину и покоришься ей, и только таким путём можно обрести душевный мир. Самоотречение, совершенное предание себя воле Божией – это первая, начальная ступень, минуя которую, невозможно подняться по лестнице духовного совершенства [14].

В своём трактате святитель Иоанн затрагивает проблемы семьи, в частности в воспитании детей, когда необходимо наглядно, на простых, понятных читателям примерах, убедительно показать действие Промысла Божия. Рассуждая о проявлении воли Божией, автор проводит аналогию с отношениями родителей и детей в семье. Святитель обращает внимание на то, что в некоторых семьях упрямство и своеволие детей не были укрощены с малолетства. Поэтому такие дети в своём непослушании заходят так далеко, что побуждают родителей к их наказанию. Подобным образом и Бог с нами поступает, как родители с непослушными и строптивыми детьми.

По мысли святителя, иные дети тайком от родителей стараются увильнуть от занятий и ученья, упражняются в бесполезных разговорах или шалостях. Когда же родители строго вразумляют детей, они обижаются и отвечают на родительскую строгость плачем и жалобами.

Подобно им, считает святитель, бываем и мы, взрослые: как неразумные дети, мы проводим время в бесполезных забавах и увеселениях; часто противимся воле Божией, когда Господь расстраивает наши мирские удовольствия или возлагает на нас какие-либо затруднения. Подобно благоразумным родителям, полагает святитель Иоанн, Бог любимых чад Своих не балует, но испытывает их, смиряет трудами, нередко печалью и огорчениями, дабы приготовить из них достойных Себе служителей на общую пользу [15].

Большая часть наших недовольств и роптаний, по мысли святителя Иоанна, происходит от ограниченности нашего взгляда на Промысл Божий и непостижимые пути, которыми Бог ведёт как всё человечество, так и каждого из нас, к достижению наилучших для нас целей. Человек, наставляет святитель, должен принять, что всё происходящее есть веление Промысла Божия. Нам надо отбросить жалобы и сетования и следовать во всех наших помыслах, намерениях и делах воле Божией. «Положим себе непременным правилом поступать во всём не как приятно нам, но как Богу угодно» [16].

Все литературные труды приснопамятного святителя Иоанна Тобольского проникнуты глубоким благочестием и преисполнены назидательными мыслями. Святитель Иоанн, митрополит Тобольский, по праву считается выдающимся иерархом и просветителем Русской Православной Церкви.

 

[1]     Дмитрук Анатолий, протоиерей. Патерик Сибирских святых и подвижников благочестия. – Единец, 2006. С. 278-279.

[2]     Фомин С.В. Последний царский святой. Святитель Иоанн (Максимович) митрополит Тобольский, Сибирский чудотворец. Житие. Чудеса. Прославление. Служба. Акафист. – СПб., 2003. С. 20-24.

[3]     Нестор (Анисимов), иеромонах. Православие в Сибири. – СПб., 1910. С.24.

[4]     Софронов Вячеслав. Светочи Земли Сибирской. Биографии архипастырей Тобольских и Сибирских (1620-1918 гг.). Под ред. архим. Макария (Веретенникова). – Екатеринбург, 1998. С. 87-88.

[5]     Сулоцкий Александр, протоиерей. Тобольские и Томские архипастыри. – Омск, 1881, С. 6.

[6]     Поселянин Е. Русская церковь и русские подвижники 18-го века. С портретами и рисунками. – СПб., 1905. С. 167.

[7]     Фомин С.В. Указ. сочин. С. 51.

[8]     Поселянин Е. Указ. сочин. С. 171.

[9]     Фомин С.В. Указ. сочин. С. 117.

[10]   Там же. С. 303.

[11]   Там же. С. 434-435.

[12]   Иоанн Тобольский, святитель. Илиотропион, или Сообразование человеческой воли с Божественной волей. – М., 2013. С. 554.

[13]   Там же. С. 540.

[14]   Там же. С. 377-378.

[15]   Там же. С. 325.

[16]   Там же. С. 469.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *