ВЕРА И НАУКА

ВЕКТОР НИКОЛАЯ БОГОЛЮБОВА

Свою первую работу, имевшую научное значение, Николай Боголюбов написал в 15 лет.
Он происходил из семьи протоиерея Николая Боголюбова – незаурядного православного богослова. (О пышные словесные цветники богословия… Соответствуют им полноценно разве что величественные иконописные сады!)
Вера как основа, прочная и незыблемая, знание древних и новых языков, постоянное упорство, кропотливость труда – таков был благоуханный букет, переданный отцом сыну. И Николай Боголюбов превратил этот букет в пример необыкновенной жизни.
…Квантовая статистика и теория поля как проявления высших воль, как передаточные механизмы управления реальностью. Разве можно не чувствовать универсальный дух, пронизывающий величественный свод мировых математических и физических законов?
Список научных трудов Николая Боголюбова очень длинен, как велик список и его великолепных учеников. А то, как вера совмещалась в великом учёном с научным знанием, свидетельствует, насколько близкими могут быть эти понятия.

ОБРАЗ МИРА АЛЕКСЕЯ УХТОМСКОГО

1

Можно ли рассматривать принцип доминанты, разработанный Ухтомским, как часть его великого пастырского служения?
Сила, глобально определяющая всё, и силы, работающие над созданием передаточных механизмов, тех, что, в частности, исследовал Ухтомский, создавая теорию, нисколько не противоречащую огромности космической воли.
Ухтомский принял монашеский постриг тайно под именем Алипий. Он был старостой и клириком единоверческой церкви в Петрограде и много сделал для воссоединения староверов-­единоверцев в Русской православной церкви.
Также тайно был хиротонисан в епископство и скончался от голода во время блокады Ленинграда, тело его было обнаружено лежащим на давно не топленной плите, одетым в липовый подрясник, с Евангелием в руках.
Ухтомский подвергался гонениям, и благородство и стойкость, с которыми держал себя во время оных, не могут не вызвать восхищения.
Как и вся жизнь его кристальной силы движения: избыточно щедрая, великолепно устроенная вектором, ведущим к свету.

2

В переписке с В. Платоновой А. Ухтомский много анализировал социум, идя вглубь, используя православный взгляд на вещи и предрекая «нравственное падение и растление общества…»
Ухтомский больше мыслитель, нежели физиолог, вернее – труды его: на стыке физиологии, философии, психологии…
«Доминанта» как универсальный человеческий принцип, общебиологическая основа всех живых систем – труд, предвосхищающий многие направления грядущей мысли…
Как сочеталась теория доминанты с личной, судя по всему, огненно-обжигающей верой Ухтомского?
Доминанте подвержен биологический человек, детерминированный физиологией, монашеское служение подразумевает иное: не подлежащее исследованью инструментарием доминанты…
Ухтомский перешёл после окончания Духовной академии в единоверие, на что получил разрешение Святейшего Синода. Был старостой единоверческой церкви, тайно принял монашеский постриг как православный старообрядец.
Он остался в блокадном Ленинграде, участвовал вместе с учёными в организации работ на нужды обороны и умер, не успев прочитать за неделю до смерти подготовленный доклад…
«Доминанта» – сия теория, казалось, жила своею жизнью – верной и не слишком привлекательной для церковного человека, тем более монаха: принцип любви, очевидно, не слишком распространялся на эту сугубо физиологическую теорию.
Она верна. Она просвечивает жизнь отдельных, любых существ и существование изрядных систем, социума например…
Может быть, именно оттого, что она верна, Ухтомский и уходил – глубже и глубже – в служение…
Он участвовал в Поместном соборе 1917–1919 годов от единоверцев.
Он искал идеального, казалось, в отличие от природной доминанты, идеальному противоречащей.
Возможно, нашёл – в себе, в тех центрах, что не определяются работою нервных волокон.
Выплеснувшись за рамки физиологии, учение о доминанте стало направлением философской антропологии, а также используется в психологически ориентированном литературоведении.
Он утверждал, что религией улавливается одна из сторон действительности, недоступная научному изучению…
Совмещая в себе разные стороны реальности, Ухтомский подтверждает, как могут уживаться в одном – выдающемся сознании – вера и научный поиск, и подтверждает блестяще.

СВЯТОСТЬ И ХИРУРГИЯ ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКОГО

1

Хирург, автор классических трудов по гнойной хирургии, учёный, доктор медицинских наук и… архиепископ православия…
Порою кажется, что одним из косвенных доказательств бытия Божьего может служить истовая вера учёных мужей: анатомирующих и изучающих мир, данный окрест, и человека как его часть. Вероятно, только кажется.
…Отец будущего архиепископа Луки был убеждённым католиком, но взглядов своих не навязывал, и домашнюю духовную атмосферу определяла мать, растившая детей в православном духе.
Он учился на юридическом, брал частные уроки живописи и всегда мечтал приносить пользу обществу. Став студентом медицинского факультета Киевского университета, Войно-Ясенецкий учился прекрасно, был старостой группы, концентрируясь всё же на интересах, которые и составили в грядущем ядро его медицинской деятельности.
Работая в земствах, столкнулся с опасностями применения наркоза и задумался об использовании местной анестезии – ряд трудов его посвящён именно этой тематике, и труды были революционными.
Жизнь круто солила его метафизическую тропу: на истовую медицинскую работу наслаивалась прорастающая вера, вернее – убеждённость, что оную можно выразить только через церковное делание. Неожиданно для ассистентов он стал креститься перед операцией.
Он познал репрессии и ссылки, трижды находился под следствием, всё вело к укреплению его взглядов, и крутые орнаменты жизни не мешали видеть истинное её зерно: яснее становилось, что внешний мир, который надо исследовать, изучать, погружаясь в него, как в бездну, подлежащую разъятию на элементы, только следствие миров невидимых.
…Он рассматривал движения, соединения и свойства элементарных частиц в человеческом организме, обосновывая, что они могут составлять человеческую душу.
Его душа была огромна. И образ его остаётся примером беспрецедентного служения: науке и Богу, слову и людям…

2

«Куда меня ни пошлют – везде Бог…»
Редчайший дар подобного мировосприятия и мироощущения декларирован Войно-­Ясенецким кротко и со светом: с той потаённой радостью, что определяла суть его исполненной трудами жизни.
Он спасал чужие жизни и вынужден был преодолевать столько преград, как будто эти спасения ничего не значили.
Обладая верой горячей, как расплавленный металл, он знал, чётко ведал, что всё ложится в опыт, всё для блага души, и никакие варианты бытия не считал кромешностью.

Его учебник «Гнойная хирургия» стал классическим, а доскональное знание анатомии и физиологии не помешало ни в коей мере видеть в человеке те высоты, что заложены Господом. Искривлены, поражены грехом – но заложены.
Его автобиография называется «Я полюбил страданье…», даже уже названием свидетельствуя о глубине проникновения в сущность веры, укреплённой в нём после кончины любимой жены. Тогда же и начинается его пастырское служение.
Евангелия есть безграничная жизненная ёмкость. Лука ведом светом их; в трактате «Дух, душа и тело» он излагает взгляды на уникальное триединство человека, совмещая евангельские истины и научные выкладки; в книге Лука многократно апеллирует к выдающимся умам…
Для него наука и религия – два параллельных потока, точно совмещающихся часто, вливающихся один в другой и один не могущий без другого…
Красота и свет, исходящие от образа святителя Луки, как свидетельство истинной высоты, к которой должен стремиться человек…

Александр БАЛТИН

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.