Казак — учитель, наставник, воин

Игорь Мартынов
войсковой старшина, заместитель атамана Тамбовского отдельского казачьего общества

История тамбовского казачества связана с основанием двух крепостей на белгородской засечной черте – крепости Тамбов и крепости Козлов (современный Мичуринск). Со временем, особенно в период уничтожения казачества в 20–30 годах XX века, была убрана вся информация о роли казачества и подвиге казаков тамбовской области в период российской истории. Роль казачества в строительстве крепостей на территории тамбовской области до сей поры умалчивается или упоминается в короткой информации, вследствие чего у местного населения сложилось общее мнение, что казачество на тамбовской земле не имеет каких-либо корней и традиций.

Начиная с 90х годов ХХ столетия на территории Тамбовской области начался этап развития казачества, который продолжается и по сей день. Постановления правительства и различные документы являются одним из факторов, которые помогают взаимодействовать казачеству с муниципальными органами и общественными объединениями. Но на современном этапе, когда уже налажено взаимодействие тамбовского казачества с органами власти и различными организациями, включая силовые структуры и общественников, требуется дополнительная программа развития, которая могла бы не только использовать ресурсы и уже налаженные формы работы, но и восстанавливать и развивать традиции и культуру казачества как этно-социальной группы, имеющей богатые вековые традиции и обычаи. В процессе возрождения казачества на Тамбовщине открылся огромный потенциал культуры казачества, применяемый в педагогической и воспитательной деятельности как учебных заведений, так и различных спортивных и военно-патриотических объединений Тамбовской области.

Работа с молодёжью, развитие и популяризация казачьей культуры, традиций и обычаев стало одной из главных задач в деятельности тамбовского казачества. На территории Тамбовской области уже работают образовательные учреждения, направленные на внедрение педагогики казачества, её богатейшего опыта и практики становления личности на основе ценностей казачьей культуры, сформированной на традициях многовековой российской общинности.

kazaki_2

При встрече с учителями общеобразовательных школ и средних специальных учебных заведений мне часто приходится отвечать на вопрос: «Зачем нужно внедрять в воспитательный процесс казачью культуру?». Имея богатый практический опыт в педагогико-воспитательном процессе, учителя и так справляются с поставленными целями. Поведение учеников и успеваемость всегда на контроле. Работают социальные педагоги и школьные психологи, родительские комитеты, вожатые и другие штатные сотрудники, которые помогают вести постоянный «контроль» и балансировать учебно-воспитательный процесс в рамках «ученик – школа». Такая методика построена на том, чтобы школьник следовал программе учебно-воспитательного процесса, и какой путь он выберет по окончании учебного заведения – мало волнует кого-либо, за исключением семьи. К сожалению, на данный момент такое положение есть и в учебных заведениях казачьей направленности. Выпускники казачьих классов и колледжей, заканчивая обучение, не приходят в казачьи общины, а удовлетворяются только наличием формы в шкафу или фотками в соцсетях, говоря о принадлежности к казачеству. Личность, обучаясь в таком учебном заведении, не сформирована как казак, не становится носителем казачьей культуры, традиций, и, что самое главное, отсутствует любовь и ответственность перед казачьим родом, перед славой наших предков, передавших нам в Духе заботу о казачестве, его развитии и сохранении.

В процессе преподавательской и культурологической деятельности мы упускаем решение задачи, важной для каждого из нас, кто работает с молодым поколением, – зародить и взрастить в душе каждого казачонка или казачки любовь к своему роду, стать его правопреемником, почувствовать ответственность перед своими предками не только за сохранение, а также и за развитие той культуры, которая проникнута славой наших отцов и прадедов-казаков. Это относится не только к общеобразовательному учреждению. Такую задачу и ответственность перед своим народом должен держать каждый казак, показывая своим поведением, жизнью и образом истинную природу казака, чтобы в каждом из нас был виден Дух казачества и Сила воина.

К сожалению, действительность нашего времени показывает нам душевную смуту и неопределённое отношение подрастающего поколения к возрождающемуся казачеству. Мы всё чаще слышим слова «ряженый» или «самозванец» по отношению к казакам, особенно в тех регионах России, где казачество считается не традиционным, не коренным. К сожалению, можно видеть разделение на «реестровых» и «нереестровых» и среди самих казаков, забывших о том, что мы должны делать общее дело, а такое разделение только мешает казачеству в становлении и укреплении.

kazaki_3

Почему молодёжь не так активно идёт в казачьи общины, даже закончив учебные заведения казачьей направленности, особенно в регионах с «некоренным» казачеством? Первая причина кроется не в том, какую форму воспитания и педагогики выбрали в учебных заведениях, а в первую очередь в нас казаках. Многие могут возразить и выразить своё несогласие с моей точкой зрения, но жизнь говорит сама за нас. Давайте присмотримся внимательно.

Кто такой казак для подрастающего поколения? Это в первую очередь воин, необычный воин. Каждый казак несёт в себе не только историю своего рода, но и историю всего казачества. В глазах молодого поколения воины-казаки – это в первую очередь «православные воины», защитники Отечества и Веры, храбрые и мужественные, честные и справедливые. Верные сыны Отечества. Для современной молодёжи казаки могут стать источником вдохновения, стимулом к самопознанию и саморазвитию, опираясь при этом на богатый опыт казачьей боевой культуры и семейных традиций.

И этот образ должны дать мы, казаки современности, опираясь на опыт наших предков и славную историю казачества. Это должно выражаться не только в ношении формы или какой-либо традиционной казачьей одежды, не только криком «Слава Богу, что мы казаки!», а образом своей жизни, своим поведением и верой. Быть образцом для молодого поколения – это в первую очередь быть казаком по вере и душе. На своей практике я часто встречался с различными примерами. Во время одного из мероприятий в станицу, где проживают родовые казаки (со слов местных жителей), прибыл епископ местной епархии. За всё время пребывания владыки на мероприятии за его благословением не подошёл ни один казак. Но за это же время мимо меня «проплыло» немало «упиенных» казаков в традиционной казачьей одежде. О чём это говорит? Как сказано в Святом Писании «…Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Евангелие от Матфея, глава 6, стихи 1921). Такие случаи, когда казак ведёт себя в обществе неподобающе, являются примером неискреннего отношения к казачьей культуре. На полях Всемирной паутины встречаются фото казаков, где они представлены в смехотворном виде. Нам, казакам, не надо забывать, что мы, надев форму, не только олицетворяем казачество нашего времени, но также с формой и крестом берём на себя обязательство с ЧЕСТЬЮ и ДОСТОИНСТВОМ жить по казачьим законам наших предков. Не секрет, что некоторые вступают в ряды казачества ради личных амбиций или ради интереса. Это и есть «антивоспитание» будущих казаков и казачек. Такие «эгоцентричные» казаки несут в себе иную культуру и традиции, отталкивающие от казачества многих, кто искренне желает стать казаком или продолжить своё служение в казачестве на основе истории своего казачьего рода.

К сожалению, современная система вступления в казачью общину не имеет традиционного подхода, я имею в виду реестровое казачество. Вступают все, кто хочет быть казаком, временно или постоянно – не имеет значения. И это ведёт к тому, что вокруг представителей молодого поколения появляются не носители казачьей культуры и традиций, а «носители казачьей формы». Таких «представителей» можно встретить не только на улице, но и в учебных заведениях казачьей направленности в роли педагогов и наставников. Такое состояние дел в корне меняет представление о казачестве у молодого поколения. Наставник или учитель должен быть примером того, чему учит. Можно быть преподавателем, а можно быть Учителем. Только Учитель способен привести к познанию истинного пути казака, к пониманию ответственности перед своим родом, воспитать патриота.

Я пишу эту статью не в осуждение, а в рассуждение. Развитие казачества на тамбовской земле идёт правильным путём благодаря стараниям многих казаков и атамана, но нам надо улучшать ситуацию с самими собой. В настоящее время молодёжь стремится к познанию истории своего Отечества, поднимается дух патриотизма и идёт поиск той ниши в социуме, в которой каждый сможет не только найти себя, но и реализовать. Одним из путей такой самореализации может стать казачество. Но встретив на улице пьяного «казака» или выражающегося матерными словами, с сигаретой в зубах и руками в карманах, молодёжь не только не пойдёт в казачество, а резко будет относиться к нему отрицательно. Долго и безнадёжно мы уповаем на помощь государства и местной власти, а сами все потихоньку рушим. Рушим своим отношением и поведением, теряем не только время, данное нам Богом, но и достойных людей, которые могли бы сделать для казачества очень многое.

kazaki_4

Что нам делать? В первую очередь менять себя. Надо саморазвиваться, стремиться становиться лучше и совершеннее. Не просто ходить в храм каждое воскресенье, считая, что выполнил долг казака по отношению к Церкви, а молиться и преображаться, становясь ещё лучше. Не просто надевать форму на охрану общественного порядка и показывать, какой ты бравый, а жить в этой форме, быть на виду как казак. Не просто говорить: «Я казак!», а строить казачьи семейные традиции, чтобы каждая стена в доме напоминала всем, что здесь живёт казачья семья. Во вторую – менять других казаков, оскверняющих казачий дух, казачьи традиции и не имеющих ответственности перед всем казачеством. Безразличие и безнаказанность по отношению к казакам, которые позорят казачество, ведёт к тому, что в рядах казаков пропадает чувство соборности и ответственности за каждого и перед каждым. В Святом Писании сказано: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою ещё одного или двух, дабы устами двух или трёх свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:1517). Если молодёжь будет видеть дисциплину, ответственность и требовательность в казачьей общине – это станет одной из главных причин прихода в казачью жизнь. Чувство единства и взаимной ответственности – это потребность в объединении современной молодёжи. По моему мнению, к миссионерству в казачестве надо допускать искренне верующих и патриотичных казаков, имеющих не только знания по истории казачества, но и также личный опыт жизни в культуре и традиции казачества.

Для подрастающей личности начиная с младого возраста важно окружение и среда, в которой он растёт.

Не только семья или школа создают такое окружение, а в первую очередь каждый из нас, казаков, становится той Мерой, по которой судит о казачестве растущая Личность. Каждый из нас должен включиться в процесс воспитания казака, независимо от того, где находится. Нести в себе образ казака-воина, сильного и справедливого отца или брата, надёжного товарища и верного помощника в жизни. Каждый из нас должен включиться в процесс взаимной педагогики, формируя в подрастающем поколении любовь и гордость за свой народ, любовь к предкам, ответственность перед своим родом.

Если посмотреть в глубь казачьей педагогики, окинуть взглядом всю историю казачества, мы увидим, что основой системы воспитания и педагогики была сама жизнь казака. Такую среду жизни формировали станица или хутор, семья и войско. Большую роль в этом играло знание о своём роде и жизнь по православной вере, в служении Отечеству и ответственности перед каждым членом общины.

Кроме этого, надо внедрять казачью педагогику в казачьи общины и в данное время усиленно работать над личным составом казачьих обществ, чтобы сформировать такую атмосферу казачьего коллектива, которая будет притягивать к себе каждого, кто хочет посвятить себя служению казачеству, Отечеству и вере православной. Система «повышения квалификации» должна строиться на совместной деятельности Представителей православной церкви, традиционных казачьих организаций культурологической направленности и под руководством атамана. Изучение основ православной веры, паломнические поездки, казачьи воскресные школы для взрослых, се ей направленности, казачьи клубы, секции и другое. Традиции казачества, его культура и идеи должны идти в массы, особенно в наше время, когда не хватает идеологии в обществе. А кто должен идти в массы? Конечно же, сами казаки, являя обществу славу казачества и пример служения Отечеству.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.