Казаки и Пасха

Вот наступил для нас вожделенный, спасительный праздник, день воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Этот праздник есть залог мира, источник примирения, истребления врагов, разрушение смерти, погибель диавола. Сегодня люди соединились с ангелами, и обложенные плотию вкупе с безплотными Силами возносят хвалебные песни Богу. Сегодня Господь сокрушил врата ада и само лицо смерти истребил. Но что я говорю, лицо смерти? Даже само имя смерти изменил: она теперь называется уже не смертью, но успокоением и сном.

святитель Иоанн Златоуст

Христос воскрес, и ад Им побежден.
Христос воскрес, и мир Им искуплен.
Христос воскрес, и ангелы ликуют.
Христос воскрес, и люди торжествуют.
Христос воскрес, и рай открыт для нас.
Христос воскрес, и сила ада пала.
Христос воскрес, и стерто смерти жало.
Христос воскрес, и мир от муки спас.

В современных условиях всё больше возрастает интерес к культуре и традициям казачества. Возрождение этнокультуры казачьего народа идет параллельно с повышением роли казачества в жизни общества и влияния казачества на становление мировоззрения молодого поколения. В процессе этого возрастает роль казачества в развитии национального самосознания общества, особенно в регионах России, где присутствует историческое расселение казаков.

Важную роль в жизни казачьего народа всегда играла христианская православная вера, в особенности соблюдение православных праздников, совершение таинств и обрядов. Одним из важных праздников для казаков всегда была Пасха. Празднование Пасхи продолжается сорок дней, и в течение этого времени казаки и казачки обращаются с пасхальным приветствием «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!», желая друг другу Божьего благословения и благоденствия.

Празднование Пасхи проходило по-разному в различных регионах нашего отечества. Казачий народ имел различные традиции и обряды празднования Пасхи, в зависимости от местности, а что-то заимствовал из других культур при дальних походах. На порядок празднования Пасхи также большое влияние оказывала и оказывает местная «коренная», станичная или хуторская, семейная передача родовых традиций, связанных с жизнью предков. Такие традиции считаются святыми и нерушимыми, а новые, «пришлые», обряды пасхальных торжеств ассимилировались с традициями предков.

Традиции празднования Пасхи у казаков многообразны, их все нет возможности описать, так как, к примеру, донские казаки праздновали пасхальные дни согласно традициям Верхнего и Нижнего Дона, кубанские казаки имели свои особенные черты, не говоря уже о запорожских казаках, близких к культуре украинского народа. В данной статье рассматриваются общие принципы и традиции казацкой среды.

Период подготовки к Пасхе символизировал время духовного и физического очищения. К концу Страстной седмицы хозяйки-казачки пекли куличи, красили яйца, готовили творожные «паски» (пасхи), пекли поросенка, наводили в «курене» порядок и чистоту. Яйца красили в цвета, имеющие особое символическое значение. Красный цвет символизировал кровь, огонь и солнце; голубой был символом воды и неба; зеленый обозначал весь растительный мир. Согласно представлениям предков, яйца были символом новой жизни, «паска» – деревом жизни, а поросенок – символом плодородия. В пасхальную ночь все отправлялись на всенощное бдение, а рано утром, после освящения куличей и яиц, обменивались ими и «христосовались». В пасхальные дни замечали природное ликование, когда солнце играло новыми красками. Поэтому после прохождения пути Великого поста и встречи радостных дней Светлой седмицы старались надеть всё новое и светлое.

С наступлением Пасхи дарили друг другу «писанки» – сделанные из сахара или натуральные расписанные яйца. Красивые куличи и сырные пасхи были на каждом праздничном столе. Следуя старым традициям, переданным предками, казаки везли готовые блюда к храму для освящения их батюшкой. Кто приходил с корзинами, а кто и привозил целыми возами. Обратим внимание, как об этом писал современник: «А вот пасхальный стол зажиточного казака, где хозяйки тщательно придерживаются родной старины, отличался изысканным разнообразием блюд: два, три, даже четыре огромных сладких кулича с отборной крупчатой муки на коровьем масле, яйцах, сахаре и меде; одна или две кислых пасхи; творожная пасха, ягненок с сливочного масла; пара запеченных поросят – один без начинки, другой – начиненный гречкой с печенью, в зубах у них хрен; двое запеченных ягнят – одно без начинки, второй начиненный миндалем, изюмом с рисом; бедро вудженины (буженина) и бедро вудженины под сеточкой из бумаги; брюхо (зельц); жареный кабан в натуральную его величину с глазами из маслин; лук зеленый; ростки салата зеленого; миска пшена, на нем в солонке соль-крымка; немалые куски душистого сала с прорезью; несколько видов колбас: кровянка, колбаса простая домашняя, колбаса по-барски, печеночная и другие; коровье масло; сыр; сметана; венки лука; всё это обложено крашеными в синюю, желтую, мраморную и больше в красную краску яйцами; эти яйца были как гусиные, так и куриные. Наряду с этими яствами, в штофах и кувшинах стояли несколько сор­тов водки и наливок; здесь были и хреновуха, перчакивка, и калгановка, и кардамонивка, и кусака, и сливянка, и малиновка, и рябиновка, терновка и медовуха».

После возвращения из церкви и освящения пасхальной пищи для «разговения» умывались водой, освященной красной «крашенкой». Умывание такой водой давало красоту и здоровье.

Для казаков Светлое Христово Воскресение почиталось самым радостным и главным праздником в году. В первый день Пасхи был семейный праздничный обед с пирогами и мясом. Праздновали Светлую Пасху согласно общерусской традиции, но вносили и черты своей казацкой жизни. Станицы и хутора гуляли всю Светлую седмицу, в течение которой было запрещено работать, т.к. в эти дни надо было не только гулять и веселиться, но и проводить время в кругу семьи. Молодежь частенько собиралась на свои посиделки. Такая традиция семейного торжества была особенной в казачьей среде.

На Пасху казаки устраивали различные увеселения и празднования. Пасха является в казачьей культуре самым ярким праздником весеннего цикла. Празднование Пасхи начиналось с Вербного воскресенья, которое посвящалось детям и считалось важным для молодого поколения, связывая весенний цикл природы с жизненным ростом и укреплением молодого поколения. На «Вербную» устраивались праздничные ярмарки и представления, совершались долгожданные покупки и обновки для детей. В некоторых станицах и хуторах одним из традиционных действий в Вербное воскресенье было благословение вербой. Такой ритуал заключался в том, что детей легко шлепали по лицу пучком цветущей вербы, приговаривая при этом: «Верба из-за моря, дай, верба, здоровья!» Считалось, что это имело для детей целительную силу.

Общественные гуляния не были стихийными. Праздничные увеселения организовывались с соблюдением половозрастного принципа, согласно которому каждая группа имела свои места для увеселения. К примеру, семейные мужчины собирались своими компаниями и праздновали по-своему, молодежь собиралась подальше от старших, чаще на краю хутора или станицы, и устраивала свои карагоды. Каждая станица и хутор имели свои традиции и обряды празднования Пасхи, что можно увидеть и в наше время пасхальных торжеств на Дону и Кубани, Тереке и Дальнем Востоке, в Сибири и центральной России.

Особенно важным в праздник Пасхи считалось общение с предками. Казаки относятся к предкам с особым уважением и глубоким почтением. В разных регионах казаки в пасхальные дни почитали «родителей» по-разному, но одно является общим для всех – это слова «Христос воскресе!» на могиле предков. Во многих регионах среди казаков считалось, что в субботу перед Пасхой предки приходят к своим потомкам в гости и присутствуют до «проводов», которые совершались через неделю: во вторник, на «Радоницу», или в понедельник перед ней. В этот день в разных казачьих поселениях совершали поминальные тризны, шли на кладбище, раздавали «на помин» еду и сладости, провожая души усопших родичей со словами «Христос воскресе!».

Пасхальные традиции и обряды были, есть и будут всегда наследием наших предков и ярким примером богатства культуры казачьего народа, проявляющейся не только в различных праздничных мероприятиях и «культурно-познавательных» событиях, а в первую очередь в духе казачьего рода, преданиях и хранимых традициях, передаваемых из поколения в поколение.

Христос воскресе!
Воистину воскресе!

Игорь Мартынов,
войсковой старшина, заместитель атамана Тамбовского отдельского
казачьего общества

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *