О вымысле в истории казачества

История казачества – одна из самых загадочных глав отечественной истории. Возрождение государством казачества в 90-х годах XX столетия привело к тому, что общество раскололось на два лагеря. Одни считают, что казачество – это сословие и стать казаком может любой желающий. Другие утверждают, что казаки являются народом, этнической группой. В обсуждение происхождения казачества включились все без исключения. Психологи, социологи, филологи, культурологи, историки и в том числе те, кто о казачестве знает только по игре в казаки-разбойники.


О роли казаков в становлении Российского государства говорят нам не только страницы отечественной истории, но и сложившиеся в течение столетий народные предания и легенды. История воинской традиции Российской армии рассказывает об атаманах М. И. Платове, Я. П.  Бакланове, И. К. Краснове и других. Действия казачьих воинских соединений в годы Отечественной войны 1812 года, Первой мировой, Гражданской, Великой Отечественной и других войн изучаются до сей поры в военных учебных заведениях. Ф. В.  Токарев, В. М. Ткачёв, адмирал А. Г. Головко, генерал Д. М. Карбышев и многие другие в своей биографии имеют примечание «из казаков». Бесконечное множество представителей науки (русской, советской и российской), духовенства (в том числе святых), военных и деятелей культуры и искусства являются потомками казаков. О казаках писали великие писатели и историки, поэты и прозаики. Казакам посвящали свои произведения живописцы и композиторы. О казаках говорили, говорят и будут говорить во всех уголках мировой цивилизации как о силе и лице России.

Историческая подмена  – в чём причина?

Что же происходит сейчас, в наше время? Современный подход к казачеству сводится к противостоянию на исторической арене. Битва за самобытность казачьей культуры, традиций, обычаев и за этническую идентичность казаков происходит жёстко и беспощадно. Большую роль в этом противостоянии играют высказывания представителей исторической науки и историков-любителей. Одним из способов «борьбы с казачеством» становится историческая подмена и историческая ложь. Это эффективный путь борьбы с теми, кого не любишь, кого презираешь, на кого обиделся или кто мешает твоей политической или общественной карьере.
Основой для ненависти к казачеству может быть память предков или личный жизненный опыт. У каждого своя причина и проблема. Большую роль играет политический заказ или государственная идеология, которая преследует определённую цель, дискредитируя казачество. Примерами этого могут быть события после 1917 года, массовые расстрелы в станицах и хуторах на Дону, Тереке, Яике и на других казачьих территориях, постепенное изменение советскими историками роли казачества в общественном сознании. Строилась новая система, и нужен был новый человек, с новым мышлением и новым сознанием. «Гомо советикус» – человек советского периода. Новой республике нужна была иная история казачества. Время прошло, и мы сейчас живём в новом государстве, где снова меняется общественное историческое сознание. Появились новые требования к исторической роли казачества. Казаки как самобытный и особохарактерный этнос должны стать управляемы и объединены. Принимается множество законов о реабилитации казачества. В ходе такой «реабилитации» происходит не только историческая, но и культурологическая подмена в понимании казачьего традиционного образа жизни. Появляется потребность в новом подходе к взаимосвязи казаков с историей России.

Две версии, два пути, два исхода

На сегодняшний день в общественном сознании культивируется теория происхождения казаков от беглых крестьян. Корни такой теории уходят ещё в XVIII век, когда казаков решили усмирить и причислить к сословию. Позже эту теорию развили и поддержали большевики во времена строительства Советской республики. Казаки стали в исторической науке не просто сословием и царскими нагаечниками, но также потомками бежавших крестьян и холопов. Социалистическими темпами забыли, что казаки – это те, кто расширил и строил границы Российского государства. Именно «потомкам крестьян и холопов» воздавали честь в Париже. Султаны, короли и цари торжественно принимали у себя во дворцах «потомков крестьян и холопов». Им ставили и ставят храмы и памятники как великим воинам и освободителям во многих странах мира. Как вам, господа и товарищи? Только вот историки «от ума» не учитывают большое количество вопросов, возникающих к беглым крестьянам. Куда бежим? К кому бежим? Что и кто вас там ждёт?
Теория о происхождении казаков как сословия молода и не имеет под собой исторического крепкого фундамента. Сословное деление в Российской империи появилось только в XVIII веке по решению Петра I. В тексте одного и того же закона казачество называлось «казачьим сословием», местами «казачьим состоянием» или «казачьим званием» и даже «казачьим населением». Причисление казаков к сословию было упрощающим приёмом, чтобы легче было понимать их место в обществе. Декрет ВЦИК и СНК (РСФСР) от 11 ноября 1917 года «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» ликвидировал все сословные привилегии и ограничения. Следовательно, на законодательном поле казаки как сословие отсутствуют с 1917 года. Но всё равно казаки на страницах истории ведут свою деятельность как в советский период, так и в постсоветское время. Они никуда не пропали, а так же вместе строили и развивали новую республику. Воевали на полях ВОВ против немецко-фашистских захватчиков, ­формируя казачьи соединения. Отстаивали свою идентичность и хранили память предков в своём сердце. Казаки остались частью российского общества, приняв на себя ответственность перед будущим своего народа, несмотря на декреты и репрессии. В то же время современное общественное мнение устойчиво придерживается взгляда о сословном происхождении казаков. На это есть причины, но это отдельная тема.

Кем же были тогда казаки до причисления их к сословию?

Ещё один вопрос к тем историкам, которые стараются в угоду личным амбициям отстаивать «сословную теорию». Летописи, исторические документы, воспоминания современников и уважаемых историков однозначно говорят о казаках как о народе.
Таким образом, на исторической арене в противостоянии с «сословной теорией» о происхождении казаков выступает теория о казаках как о народе, этнической группе. Даже в современном, подписанном Президентом РФ законе о реабилитации казачества указывается, что казачество есть «исторически сложившаяся культурно-этническая общность людей». Государство подтверждает своими законодательными актами, что казаки являются этнической группой, имеющей свою культуру, традиции и формы местного самоуправления. Но закон закону рознь. Практика создания казачьих организаций, внесённых в реестр казачьих обществ Российской Федерации, привела к тому, что государство дало поддержку стороне «сословных теоретиков». Казаком теперь может стать любой гражданин Российской Федерации. Стали формироваться клубы по интересам и увлечениям серебряными погонами и георгиевскими крестами. Любой член реестровых казачьих обществ апеллирует к «сословному» происхождению казаков. Так удобней оправдать не только личный интерес, но и свои действия и поступки.
Такое положение дел усилило противостояние между «сословниками» и «этническими». Это противостояние происходит не просто на страницах учебников истории или интернета. Битва за казачью истину перешла в разряд межнационального и межэтнического конфликта. Это уже серьёзно и может повлиять не только на исторические исследования или очерки о казачестве. Именно в этой сложившейся ситуации историкам и этнографам, культурологам и социологам нужно стать честными не только перед самими собой, но также перед исторической наукой. Мы, в том числе и историки, должны принять ответственность за будущее России, за её единство и процветание.
Правда в истории казачества является важным фактором, который влияет на социальную стабильность в нашем обществе. Историческая правда – это основа истинного патриотического воспитания, формирования у молодого поколения любви к Отечеству, к своей традиционной культуре, к обычаям своего народа. Историческая наука должна строиться честно и правдиво, несмотря на личные амбиции историков или наличие у них «научного склероза».

Выводы: государство может потерять народ

Генезис казачества – одна из больших площадок исторических баталий, где правдами и неправдами идёт борьба за историю тех, кто стал объектом лженаучных спекуляций.
Какие цели преследуют те, кто подменяет историю казачества? Во-первых, это делается для того, чтобы настоящее и будущее поколение видело роль казачества в отечественной истории по-иному. Непонятная и сомнительная история страны, в которой ты живёшь, формирует отрицательное отношение к ней, безразличие к её настоящему и будущему. Создаётся другой тип личности, которая предстаёт как биологическое существо, не имеющее ответственности перед предками и потомками. Главная цель популяризации исковерканной отечественной истории – это формирование иного человека, который обязан будет влиться в глобальное человечество, стать таким, как все.
Во-вторых. Ощущение народом связи времён, осознание каждым гражданином нашего Отечества личной принадлежности к истории страны – это гарантия того коллективного бессознательного, которое формирует устойчивость «общественной психики». Кому-то нужно эту устойчивость расшатать, и историческая подмена является прекрасным инструментом.
В-третьих. «Поддельщики» от истории знают, что на базе исторической памяти формируется основа жизни этноса, основа жизни любого народа. Именно историческая память является корнем этнического древа. Уничтожив корни этноса, люди остаются без прошлого, общество – без корней. В конце концов государство остаётся без народа.
Современное состояние популяризации ложной и поддельной казачьей истории является продолжением уничтожения корней казачьего этноса, стиранием исторической памяти. Столетиями история казачества переписывается или по-иному преподносится общественному сознанию. Десятилетиями культура и традиции казаков подменяются и изменяются через организацию массового «оказачивания».
Таким образом формируется новая история казачества. В будущем эту «новейшую историю» представят обществу как «историческую память» казачьего сословия. Прошлое казачества будет выглядеть совсем иным, а не таким, каким оно было и каким его видим сейчас. Государство потеряет народ, силой и славой которого, по словам Л. Н. Толстого, была сделана история России.

Игорь Мартынов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *