ПОЛОВИЧОК

Дорожите своим прошлым!
Помните: мы оттуда!

В последнее время в социальных сетях я часто вижу фотографии красивых, в полоску половичков, которые ткали в деревнях. Наверное, люди с тоскующей любовью вспоминают об ушедшей в прошлое неповторимой красоте самобытного искусства и культуры. Эта домотканая радужная полоска вызывает чувство ностальгии о прошлой жизни и хранит в себе огромный пласт исторической семейной памяти.
В моём доме на полу уже много лет лежит небольшой половичок. И всякий раз, когда наступаешь на него, то как будто от этого включается кнопка памяти, и встают перед глазами лица родных, родной дом, наш семейный быт и ещё много-много чего из той далёкой безвозвратной жизни и детства. Но в первую очередь сразу же предстаёт картина создания этого, без преувеличения будет сказано, уникального шедевра культурного наследия русской деревни.

Как это было

Подходят к концу осенние хлопоты: завершена уборка урожая, убраны в погреба картошка, соленья, сложено в стога сено, заготовлены дрова. Утеплены двойными рамами окна в домах. С наступлением холодов затапливают печи. Тепло от печки, отбеленные выбитые шторы на окнах, разноцветные в полоску половички на полу создают уют и покой на душе, когда за окном уже властвует зима. В это время крестьянин свободен от полевых, луговых и огородных работ. Наступают продолжительные зимние вечера. Но не будет русский крестьянин всё время лежать на печи. В эти вечера много работы, которую можно делать в доме. Мужчины ремонтировали обувь, подшивали валенки, налаживали хозяйственный инструмент. Женщины собирались у кого-то в доме и занимались вышиванием, вязали кружева, шили одежду, стегали одеяла, пряли шерсть, вязали носки, варежки и ткали половики. В эти вечера можно было услышать много разных песен, рассказов из их жизни. И ведь, как я теперь вспоминаю, пели-то они не просто, а их пение было разноголосое. «Во ку… во кузнице, во ку… во кузнице, во кузнице молодые кузнецы…» В словах тех песен был глубокий смысл, отображающий исторические факты из жизни наших предков. Теперь этот наш местный фольклор навсегда утрачен.
В эти же вечера и обсуждался вопрос, кому нужно было ткать половики. У кого-то половики были ещё не так давно сотканы, а у кого-то уже поизносились. Договаривались, в чьём дому будут устанавливать ткацкий станок. Ткать определялись на два, а то и на три двора.
Настало время заготовки материала на половики. Женщины, которые собирались ткать, обращались: «Бабы, посмотритя по своим углам, у кого там валяются ненужные тряпки, а то уж надо рвать чечки (чечки – это полоски, на которые рвали ненужные, уже поношенные предметы одежды). Знакомые, соседи, родственники ­приносили старые вещи, которые теперь назывались тряпками. Долгими осенними вечерами также собирались женщины в одном доме, в котором намечалось ткать, рвали или резали ножницами на узкие полоски тряпки и сматывали их в клубки. Если тряпки были цветными, то сразу же и превращали их в клубки, а если тряпки были однотонные или некрасивые по цвету, то их необходимо было красить. Тогда в больших чугунах кипятили воду, сыпали в неё красящий порошок нужного цвета, закладывали тряпки и долго кипятили. Затем просушивали и резали на полоски, сматывая их в клубки. Когда это происходило в нашем доме, то и нам, детям, доставалось поучаствовать в этом. Мама нарезала целый ворох этих разноцветных тряпичных полосок, а мы сматывали их в клубки. Таких клубков набиралось очень много, целые корзины стояли, наполненные ими.
Вот наконец закончена заготовка материала (клубков). Мама в магазине покупала много-много ниток № 10 в катушках .
– Бабы, надыть становить стан и сновать. Приходитя завтра, кто смогёть.
Сновать – это значит собирать станок и натягивать нити – основу. Делать основу не каждый мог, в этом деле нужен знающий человек. И такая женщина приходила на помощь. На эту кропотливую работу уходил целый день. После этого освобождалось множество деревянных катушек от ниток. Для нас, детей, эти катушки были невероятным подарком для игры. Из них можно было делать бусы или колёсики для самодельных машинок.
Ткацкий станок на всю округу был всего один, и принадлежал он Фунтятовым. Каждый двор в селе назывался не по фамилии, а по по­дворью. Наша фамилия Чербаевы, а в селе назывались Федоскины (моего деда звали Федос), а Фунтятовы по фамилии были Обидины. За время моего детства я помню, как ткацкий станок устанавливали в нашем доме. Станок в разобранном виде по деталям переносили от Фунтятовых. Нам, ребятишкам, тоже приходилось переносить детали, которые полегче.
Станок имел внушительные размеры и занимал значительную часть в доме. Все детали станка изготовлены были из дерева. Некоторые его детали держались на верёвках, концы которых цеплялись за гвозди, вбитые в потолок. Посередине станка натягивались нити во множество рядов, как струны на арфе, и проходили они через бёрдо, похожее на частый деревянный гребешок. Ткали целыми днями и те, кому нужны были половики, и другие женщины приходили помогать. Интересно было наблюдать, как ложились между нитями полоски, из разных клубочков превращаясь в красивое полотно. Полотно накручивалось на деревянный барабан. В те моменты, когда станок был свободен, мы, дети, садились за него и тоже ткали. Нажмёшь на левую педаль – нити раздвигаются, вложишь между ними полоску и прижимаешь бёрдом (гребнем), затем нажмёшь на правую педаль, и зажимается эта полоска нитями крепко-накрепко. Только меняй разные полоски, и перед глазами появляется красивое полосатое полотно. Времени на изготовление половиков уходило много. Когда работа заканчивалась, полотно разрезалось на половики нужной длины. Станок разбирали, относили хозяевам, и после этого в доме становилось необычно просторно. На этом изготовление половиков заканчивалось.
Готовые половики хранили до Пасхи. С наступлением Пасхи в доме наводили порядок: выставляли двойные рамы из окон, мыли потолки и окна, белили стены, по необходимости красили пол, на окна вешали свежие занавески и стелили на пол новенькие, необыкновенной красоты половики.
Шло время. Менялись вкусы и нравы. На смену экологически чистым половичкам пришли искусственные ковры и паласы, склеенные вредным для здоровья клеем. Следуя вредным влияниям моды, люди «набросились» на ковры и паласы, выбросив половички в лучшем случае на порог, а то и на свалку. Так прекратило своё существование исконно русское ремесло по изготовлению половичков. Да и людей теперь тех нет, которые могли бы это делать. И станки вряд ли уцелели.
Сейчас, понимая ценность старинных половичков, многие бы хотели приобрести их. Но где же их взять?!
Лежит в моём доме такой коротенький половичок, и хранит он в себе память о семье и огромный пласт деревенского быта и богатой культуры нашего народа.

Николай ЧЕРБАЕВ,
Сосновка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.