Преодоление

Из мира безмолвия – с верой в себя

Юля Мартынова живёт активной жизнью и занимается спортом, несмотря на врождённую глухоту

Наверное, редко когда мы задумываемся о том, что среди нас есть немало таких людей, которые чем-то отличаются ото всех. Кто-то из них, к примеру, не может полностью ощутить красоту внешнего мира, почувствовать её, увидеть или услышать. Кому-то такая судьба уготована с рождения, кто-то теряет способности со временем. И тем оно ценнее, когда люди, лишившиеся возможности жить и чувствовать её краски полноценно, не опускают руки, учатся, работают, занимаются спортом, общаются с друзьями и радуются каждому прожитому дню.

Внешне ничем не отличающаяся от друзей 13-летняя Юля Мартынова жила в абсолютной тишине с самого рождения. При этом жизнерадостная  и улыбчивая, она просто излучает позитив, добродушие и поразительно сильную, недетскую волю к жизни…

Не беда горе

Счастливые молодые супруги Светлана и Сергей Мартыновы с нетерпением ожидали появления на свет первенца. Юля с рождения была активной, неутомимой, энергичной девочкой и внешне ничем не отличалась от других малышей.

– К полутора годам мы стали замечать, что Юля не агукает, как другие детки, не пытается повторять какие-то звуки, не откликается, если её зовут, а для того, чтобы обратить внимание ребёнка, нужно обязательно её тронут., – рассказывает мама Юли Светлана. – Медицинское обследование – специальный скрининг показал, что у Юли всего 15 процентов слуха, а это значит, что девочка не слышит ни одного звука из окружающего её мира.

Специалистами областной детской больницы был поставлен диагноз «сенсоневральная тугоухость 4-й степени». Узнать такую новость про малышку – трагедия для любых родителей, но Светлана и Сергей взяли себя в руки и настроились сделать всё возможное, чтобы не просто облегчить существование дочки, а максимально адаптировать её в современном мире и обществе. И с этого дня жизнь молодых родителей изменилась.

Терпение и труд

Врачи не исключали надежду если не вернуть девочке слух, но хотя бы помочь ей преодолеть сложности недуга. Медики рекомендовали Юле обширный и продолжительный комплекс специальных упражнений, подобрали слуховой аппарат. Светлана и Сергей приняли решение, что будут заниматься с Юлей. Ради дочери Светлана оставила карьеру, глава семейства обеспечивал семью.

Звуки окружающего мира через слуховой аппарат – общие и резкие.

– Как объясняют специалисты, это можно сравнить с тем, как мы смотрим телевизор, — рассказывает Светлана. – Обычные люди видят полноценную картинку, а люди с нарушением слуха – её черно-белый аналог. Через аппарат доносятся звуки не естественные, а электронные, не такие многогранные, иногда в речи «проглатываются» окончания, но главное всё же, что есть связь с окружающим миром.

– Помню однажды пошли гулять с Юлей, она только начинала носить слуховой аппарат, – вспоминает бабушка Юли Лидия Васильевна. – Где-то недалеко от нас заголосила ворона. У Юли было такое недоумение: «Бабушка, что это за странный крик? Откуда он?» Пресловутый вороний крик стал для Юли чем-то диковинным, интересным и неизведанным…

Обычные люди в большинстве своём не просто не ценят того, что им дано от природы, а даже не замечают этого – часто ли мы в делах насущных и вечной спешке прислушиваемся к пению птиц, шороху листвы, шуму дождя, тиканью часов?

– То, что обычным детям казалось простым и обыденным и приходило само собой, нам давалось с большим трудом, – делится Светлана, – каждый звук мы заучивали, сопровождали его выполнением упражнений, движений, которые Юля помнит до сих пор. К примеру, «мама» мы начинали говорить, поглаживая щёчки ладонями.

Упорные, настойчивые занятия по нескольку часов в день. Маленькой Юле хотелось посмотреть мультики, поозорничать с друзьями, побегать на улице. Но мама расслабляться не позволяла, и вместе они добивались результатов.

В четыре года я всё-таки стала мамой 

С некоторым запозданием по сравнению со сверстниками Юля начинала говорить. Речь девочки тогда была похожа на несвязанные, «оторванные» друг от друга слова. Звуки она произносила с ошибками, бывало, ударения в словах ставила неправильно. Каждую неделю родители возили Юлю в областной центр на занятия к дефектологу. На правильное проговаривание некоторых, казалось бы, простых звуков, уходило по несколько месяцев.

Научиться проговаривать некоторые звуки – это первая сложность, с которой приходится сталкиваться ребёнку с нарушением слуха.

– Самыми труднопроизносимыми для нас были такие звуки, как н, л, м, – вспоминает Светлана, – но мы не опускали руки, занимались… так хотелось услышать из дочкиных уст «мама». И вместе мы справились – нам удалось! В четыре года я-таки стала мамой!

Так Юля заговорила…

Своя среди своих

Несмотря на то, что Юля находилась на домашнем воспитании, её записали в группу детского сада «Колокольчик». Садик она посещала вместе с обычными детьми, участвовала в мероприятиях, выполняла задания, единственное – разве что стихи не рассказывала на утренниках… В садике у неё были подруги, с ними она играла и вне сада, на выходных. Педагоги так находили подход к особенной девочке, что детская братия не акцентировала внимание на её недуг.

Дома Светлана давала ей ответственные поручения – отправляла за покупками в магазин, что недалеко от дома. Вместе  они проговаривали, что необходимо купить, и Юля со всем справлялась.

Пришло время идти в первый класс. Юля пошла в специальную школу-интернат в Рассказово. Светлана поехала с дочкой. С утра и до 6-7 часов вечера Юля была на занятиях. Сначала они снимали квартиру, позже приобрели своё жильё в городе. Учились, продолжали заниматься, интегрировать в общество.

Когда Юля училась в третьем классе, у неё появилась надежда слышать. Собственный слух восстановить уже невозможно, но появилась возможность провести операцию по имплантации электронного прибора в слуховой аппарат девочки. Операция сложная, делается она в нескольких специализированных клиниках страны. Цена вопроса – более миллиона рублей. Но счастливая звезда улыбнулась нашей маленькой героине, в больнице были квоты на операцию в воронежской больнице.

– Нам приходилось проходить отбор, количество квот, конечно, было меньше, чем нуждающихся в операции, – рассказывает Светлана, – при нас в операции было отказано пятнадцатилетней девочке. Нам же повезло – мы прошли!

martynovy-2В десять лет Юле ввели электронный чип. И она стала слышать. Теперь она практически не отличается от остальных детей. Особенно важно для неё было то, что после операции можно было продолжать заниматься спортом, физической активностью. У девочки в комнате установлена шведская стенка, летом она любила погонять на велосипеде, повисеть на турниках, побегать и попрыгать…

После операции на семейном совете решили рискнуть и сменить специализированную школу на общеобразовательную. Конечно, это было бы непросто и для Юли, и для родителей, но так хотелось жить нормальной жизнью, общаться с людьми… За считанные дни собрались и переехали в родной Первомайский, и в разгар учебного года Юля пошла в третий корпус школы.

Одноклассники дружелюбно приняли новую, не совсем обычную  девочку-новичка. Каждый хотел сесть за одной партой с улыбчивой и открытой Юлей, познакомиться, в чём-то помочь, подсказать. И Юля тоже потянулась к ребятам, стала более открытой и общительной.

Сейчас она уже перешла в пятый класс, оценки в её дневнике хорошие – четвёрки, пятёрки. По основным предметам учителя занимаются с Юлей индивидуально, но по общей программе, а  остальные уроки проходят вместе со всем классом. Больше всего, как признавалась наша героиня, ей нравится английский, литература, рисование. Так, недавно в школьном конкурсе ко Дню посёлка рисунок Юли занял третье место.

После уроков Юля с подругами ходит на танцевальный кружок к Г. Алымовой, с удовольствием выступает на праздниках. Сразу Юля начала ходить на спортивную секцию к Б. Кинжалову. Зимой она рассекает на лыжах снежную гладь коньковым ходом, в остальное же время занимается бегом. Сначала Юлю на секцию провожала мама.

– Сперва я сидела на лавочке и смотрела, как дочка бегает, делает первые успехи, – признаётся Светлана, – даже завидовала. А потом присоединилась, теперь тоже и бегаю, и на лыжах катаюсь. И очень нравится регулярно заниматься – и силы появились, и позитив от тренировок. К слову, папу мы тоже на лыжи поставили!

Юля говорит, что ей уже нормально живётся в современном обществе, учиться в общеобразовательной школе, а не в интернате. Признаётся, что тяжело было сначала, когда приходилось много учиться, получая не только школьные знания, но и навыки поведения в обществе.

Несколько лет назад Юля неплохо читала по губам, но после операции навык стал ослабевать. – – Значит, так нужен, – не жалеет мама Юли.

Пример для сверстников

– Юля – большая молодец, – рассказывает тренер, педагог творческого объединения «Олимп» Дома детского творчества  Б. Кинжалов, – когда она пришла ко мне на секцию, она бегала неплохо, но главное, была видна её неподдельная увлечённость спортом, большое желание тренироваться и не останавливаться на достигнутом. Юля не пропускает ни одной тренировки, упорно идёт к достижению целей, но при этом всегда прислушивается к советам тренера. И это приносит хорошие плоды: за пару лет тренировок Юля неоднократно становилась победительницей и призёром школьных и районных соревнований, участницей областных соревнований, даже в областной «Лыжне России» Юля вошла в десятку лучших. Не каждая здоровая девочка сможет показать такие результаты!

Летом, весной и осенью Юля приходит на стадион, разминается и становится в один ряд с друзьями и тренером и отсчитывает круги…Здесь она ничем не слабее, если не сказать сильнее, чем все остальные. Дисциплинированная, упорная, энергичная, сильная… Здесь она пример для своих ровесников.

– Буду тренироваться и в дальнейшем. Я хочу быть сильной, хочу быть самостоятельной, – говорит Юля маме и ставит перед собой новые цели.

После трёхкилометровой пробежки Юля не успокаивается: ей ещё нужно подтянуться, пресс покачать… Удивляюсь: подтянуться?..

– Запросто, – и тринадцилетняя девочка улыбаясь, демонстрирует рельефные руки и не по-детски твёрдые мышцы, – раз 10-3 спокойно подтянусь.

Идём на вышку. Пока мы беседуем со Светланой, Юля разбегается и лихо исполняет акробатическое колесо. Светлана не удивляется: это не показательное выступление перед объективом  фотоаппарата, это обычный путь до вышки, – и тут же Юля, выдаёт три «колеса» подряд…

Уже на перекладине сосредоточенная девочка подтягивается обещанные десять раз и после этого ещё выполняет упражнения на пресс. Соскочив с перекладины, вприпрыжку она уже спешит на стометровку…

… С Юлей, её мамой и бабушкой мы расположились на лавочке у трибун. Юля скромничала, про свои успехи рассказывала сдержано, но когда речь шла о спорте, тренировках, она просто расцветала на глазах. Интересно было наблюдать, как рассказывая о школе и внешкольных  увлечениях, Юля переключилась на «паузу», когда увидела спортсмена-одинадцатиклассника, идущего на финишное ускорение.

– Какой он молодец, и я тоже так хочу, стоит попробовать, – заворожено произнесла Юля, кажется, забыв обо всё на свете…

К сожалению, нередко, когда перед нами человек с ограниченными возможностями, мы видим только эти ограниченные возможности. не стоит забывать, что нужно видеть в первую очередь человека, а не на ограниченные возможности. Ведь они – это только сопутствующий фактор. Зачастую он, конечно, усложняет достижение целей, но для сильного и целеустремлённого человека, даже такого юного, и с малых лет столько повидавшего, пережившего и поборовшего, как наша Юля, это препятствие преодолимо. Большое желание жить и добиваться поставленных целей что называется в крови у нашей героини. Волевой, мужественной, целеустремлённой, сильной не по годам. Ведь сама судьба ещё с рождения предъявила к ней более высокие требования, нежели к остальным. Ни одно из испытаний, выпавших ей, не сломало ни саму Юлю, ни её близких. Все они сделали их сильнее и сплочённее, это их общая победа, общее преодоление. Эта девочка – достойный пример для многих таких же, как и она, лишённых возможности чувствовать мир полноценно. А потому ценить и любить жизнь и преодолевать её испытания.

Ирина ПАРИНОВА
Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *