ЛИТЕРАТУРА И ТЕАТР – ПОИСКИ ЧЕЛОВЕКА
2024 год стал юбилейным для многих русских писателей и поэтов. 90 лет отмечаем со дня рождения Кира Булычёва, 95-летие Василия Шукшина, 100-летие Виктора Астафьева, Бориса Васильева и Владимира Богомолова, 120-летие Аркадия Гайдара, 125-летие Владимира Набокова и Андрея Платонова, 130-летие Михаила Зощенко, 135-летие Анны Ахматовой, 140-летие Евгения Замятина, 210 лет Михаилу Лермонтову, 215 лет Николаю Гоголю, 225 лет Александру Пушкину.
Роман Леонов,
лауреат Рахманиновской литературной премии
Последние две даты, юбилеи Н. В. Гоголя и А. С. Пушкина, собственно, и станут поводом для следующего материала.
Юбилей Александра Сергеевича во всей стране отмечался с подобающим величине гения размахом. Юбилей Николая Васильевича состоялся более скромно, однако всё же не был забыт.
Но сегодня хочется поговорить не о личностях писателей или их литературном наследии, а о том, как произведения гениев русского пера обрели сценическое воплощение в Крымском государственном театре юного зрителя. Ведь, как говорил Вольтер, «театр поучает так, как этого не сделать толстой книге».
На сцене театра с успехом идут «Мёртвые души» Гоголя и «Маленькие трагедии» Пушкина.
«Мёртвые души»
Премьера этого спектакля состоялась весной 2022 года. Постановкой «Мёртвых душ» на сцене Крымского ТЮЗа занималась заслуженный работник культуры Республики Крым Ирина Фаустова.
Спектакль поставлен по пьесе Михаила Булгакова «Похождения Чичикова, или Мёртвые души». Михаил Афанасьевич переписывал поэму Гоголя для сценария Первой кинофабрики «Союзфильм», в целом повторяя сюжетную линию оригинала. Однако экранизации не получилось, но труды Булгакова стали наследством для последующих поколений.
Выходит следующее – взятый материал принадлежит перу двух главных мистиков отечественной литературы. Поэтому определение жанра не заставляет себя ждать. Постановка получает подзаголовок «мистическая поэма».
Безусловно, герои этого произведения хорошо всем известны – Чичиков, Манилов, Коробочка, Собакевич, Плюшкин. Мы хорошо помним ещё из школьной программы, что черты характеров главных героев «Мёртвых душ» представлены Гоголем таким образом, что в них находят своё отражение каждое сословие России ХIХ столетия и их пороки. А при внимательном рассмотрении мы сделаем выводы, что эти типажи, может, и видоизменились, но никуда не делись и из современного мира.
Но спектакль не навязывает нам давно всем известные и уже набившие оскомину истины. Они просто есть, потому что сам материал об этом. А вот благодаря оригинальному видению режиссёра мы понимаем, что через трагедию разрушения материальных ценностей, к которым так привыкло человечество, герои идут к обретению высших духовных смыслов человеческого существования. И с этой точки зрения спектакль, в общем-то, о том, как цель стать богатым может привести к потере души.
А за души героев действительно становится страшно. Те пороки, которые обозначает Н. В. Гоголь, – скупость, жадность, скудоумие, подозрительность, глупость, лицемерие и прочее – авторы постановки представляют не просто как умозрительные категории, а как явно вещественные. По большому счёту, эти пороки сопряжены с грехами. Да-да, Николай Васильевич, будучи человеком верующим, вероятно, так это и задумывал. Но, читая поэму, мы это должны осознать и домыслить. А в спектакле за всеми этими героями, подверженными греху, стоят тёмные сущности, в программке обозначенные как «Чёрные». Но, коль скоро мы взялись оперировать категориями религиозными, то в этих Чёрных явно читаются демоны, которые научают героев «делать своя хотения», жутким шёпотом подсказывая реплики или подталкивая к тому или иному действию.
Да и сами герои, пожалуй, кроме Первого (Автора) (лауреат Государственной премии Республики Крым Олег Погорелец), Чичикова (заслуженный артист Крыма Сергей Новиков) и его слуги Селивана (Владислав Шамрин), уже настолько привыкли к владычеству греха над собой, что давным-давно превратились в нежить. Живые тела, но уже погибшие, мёртвые души, не ищущие исправления или покаяния, не желающие бороться с Чёрными – полноправными хозяевами их бытия.
Здесь особенно хочется отметить оформление спектакля. Художником-постановщиком проекта выступил заслуженный художник Республики Крым Дмитрий Николаев, художником-гримёром – Ольга Луд.
И эта художественная команда создаёт атмосферные визуальные образы. Костюмы героев – живых мертвецов выглядят полуистлевшими, полными вековой пыли. Это уже печальные остовы нормальности, хотя сами герои этого и не замечают, потому что ослеплены страстями и пороками.
Ярчайшая находка сценографии – огромное колесо, установленное на заднике сцены. Это и символ движения, и символ быстротекущего, безвозвратного времени. Это и ось «золотого сечения», которое нужно не терять из внимания, идя по жизни. Это и дыба, на которую поднимают грешники того, кто грешит не как они. Это и «лествица» (путь борьбы со страстями, который должен пройти христианин, чтобы достичь Царствия Небесного), по которой трудно забираться наверх, к свету, но так легко скатиться вниз, ко всепоглощающей тьме.
История, показанная на сцене, учит зрителя не терять ориентиры, не поддаваться соблазнам, искать правильные пути и следовать им до конца.
«Маленькие трагедии»
Премьера постановки состоялась в ноябре 2023 года.
Спектакль основан на цикле коротких драматических пьес Александра Сергеевича Пушкина: «Пир во время чумы», «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери» и «Каменный гость». Все четыре сюжета разыгрываются как единое, целостное произведение, но при этом локальные сюжеты каждой пьесы сохранены в первозданном виде.
Постановщик, заслуженный деятель искусств Республики Крым, лауреат Государственной премии Республики Крым Андрей Пермяков, является также художественным руководителем театра.
В своих режиссёрских работах А. Пермяков не просто изящно воспроизводит выбранные пьесы, а старается исследовать непостижимые глубины человека и его жизни. Этот исследовательский подход проявляется и в «Маленьких трагедиях» и определяет жанр спектакля – «опыты драматических изучений».
Безусловно, пушкинский материал обладает огромным потенциалом познания человека и его сущности. Все четыре разыгрываемые истории разные, но они об одном и том же – на пике оказываются человеческие пороки и их разрушающая сила. Совершенно нет оправдания жестокости, предательству, зависти, лжи, скупости и бесчеловечности, но даже в самой непроглядной тьме этих пороков мы обязательно ищем свет. Свет истины непреходящий, он озаряет мир и отгоняет страхи. И всё действие на сцене направлено именно на то, чтобы подтолкнуть нас даже в самое сложное и тёмное время искать вечный неугасимый свет.
Красной нитью через всё сценическое повествование проходит и ещё одна важная мысль: всё земное – тлен, вечно только духовное.
Поэтому на сцене вместо еды, воды, денег – один лишь пепел. Актёры действуют в логике памяти физического действия, практически не имея реквизита.
Лишь золото в «Скупом рыцаре» представлено стальными цепями, сковывающими сребролюбца греховными оковами. Парадоксально и очень говоряще выглядит сцена, когда барон Филипп из «Скупого рыцаря» (артист Владимир Миллер), упиваясь своими богатствами, кричит: «Я царствую!», а в то же время руки и весь стан его замотаны цепями, под тяжестью которых он еле держится на ногах.
Ещё один режиссёрский ход оставляет в руках у актёров щиты и холодное оружие – клинки, мечи и шпаги. На первый взгляд, металл символизирует силу и мощь, но, будучи в руках земного (а значит, тленного) создания, указывает на явные функции сублимации героев, ведь в основном борются они с чудовищами вечными – грехами и пороками. И здесь мы можем видеть отсылку к «Посланию к Ефесянам» апостола Павла, где он даёт совет относительно того, как христианам следует встречать врага: «…укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его; облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней дьявольских; потому что ваша брань не против крови и плоти, но против <…> тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять». Также апостольское послание призывает взять «щит веры, которым возможно угасить все раскаленные стрелы лукавого», и «шлем спасения», и «меч духовный, который есть слово Божие». Поэтому именно мечи, щиты и шлемы зримо видимы залу, в то время как другие обиходные предметы хоть и мыслятся, но отсутствуют визуально.
Из этой духовной борьбы совершенно естественно вытекают и мотивы молитвы и поиска истины. Осевой направляющей действия становится крест, установленный на сцене. Именно крест, как один из главных символов веры, как инструмент спасения человечества, даёт надежду на исправление и отречение от пороков и грехов. И мы видим перерождение героев. Да, чаще всего это происходит через боль и утраты. Но, собственно, почему? Да потому что человек бросает вызов Богу или убеждает себя и других в том, что поступает по Божьему умыслу, а на самом-то деле тянет в глубокий смрадный омут и себя, и окружающих. Но именно их душевные метания приводят к вере, а та, в свою очередь, пройдя страшное горнило испытаний, претворяется в абсолютную безусловную любовь и истинный негасимый свет.
Спектакль призывает людей опомниться и посмотреть вокруг себя. Мы ежедневно видим и даже совершаем свои «маленькие трагедии» в семье, на работе, в обществе, загоняя себя в тупик. Порой нам может показаться, что всё, впереди только безысходность. Но постановка напоминает нам, что, даже упав на дно, нужно стремиться и идти к свету. Да, путь этот тяжёлый, но праведный.
Художественное оформление спектакля приняла на себя лауреат Государственной премии Республики Крым Ольга Долгова. Лаконичность сценографии дополняет сумрачную атмосферу и трагичность каждого из сюжетов. Внешняя кажущаяся простота профессионально размеренна и до удивления функциональна.
На сцене, по большому счёту, один только огромный стол. Исходя из уже сказанного, легко прочитать в этом месте символ длани Господней. Именно на этой длани и происходит действие всех трагедий. Но в спектакле много образного и метафоричного. Так, этот же стол по ходу действия становится престолом, гробом, могильной плитой, помостом, роялем, сундуками с сокровищами, брачным ложем. И каждое преображение неожиданно и вызывает яркие реакции зала.
Эффектны спецэффекты для эпизода «Моцарт и Сальери». Зал ахнул, когда Сальери (артист Дмитрий Афиногенов) поджигал ноты ненавистного конкурента Моцарта (лауреат Государственной премии Республики Крым Роман Рыжков), а те растворились в воздухе яркой вспышкой. Да, после мы понимаем, что в руках у актёра простая пиробумага, часто используемая иллюзионистами, но первое впечатление, заставшее врасплох, зритель сохранит надолго.
В спектакле, безусловно, очень много точных и удачных образов, поэтому говорить детально можно о многих, но позволю себе отдельно отметить филигранную работу Дмитрия Афиногенова, исполнившего роль Сальери (эпизод «Моцарт и Сальери»). Артисту удалось добиться парадоксального эффекта для своего героя. В основе этого сюжета явно лежит древняя история Каина и Авеля. Сальери – исписавшийся композитор, завидующий плодотворному и талантливому Моцарту. И эта зависть доводит до страшного греха – убийства. Но зритель жалеет Сальери в исполнении Д. Афиногенова, чувствуя горечь от невозможности исправить содеянное и видя ту бездну раскаяния, которая разливается в финале этой истории. И поистине становится страшно, ведь мы понимаем, что древний Каин может жить внутри каждого из нас.
Музыкально-шумовое оформление спектакля помогает максимально глубоко погрузиться в атмосферу происходящего на сцене. И это явная находка и заслуга Андрея Пермякова, которому помогал композитор Павел Гавронов.
«Маленькие трагедии» в исполнении Крымского государственного театра юного зрителя – стильная, атмосферная история о страстях и поиске человека. Это очень своевременное современное прочтение классики.