Пейзажи Виктора Курьянова

В Доме творчества Московского союза художников в городе Тарусе Калужской области открылась персональная выставка известного художника Виктора Васильевича Курьянова.
На ней представлено 56 пейзажей средней полосы России – эта тема является главной в творчестве Курьянова. Основная часть полотен создана в 2024 году. Это связано в первую очередь с тем, что все работы «первого ряда» с предыдущей персональной выставки, проходившей в октябре – декабре 2023 года в Центре Ле Корбюзье, были переданы Курьяновым в Литературно-музыкальный музей города Мичуринска Тамбовской области, а незначительная часть – в одну из московских галерей на реализацию. Таким образом, художник вынужден был выставлять работы, написанные в течение последнего года, хотя некоторые и были созданы ранее.
– Пейзаж средней полосы России мне наиболее близок и понятен, однако, работая над ним, я помимо чисто живописных решений и эффектов стараюсь внести в работу нравственно-философскую составляющую, без которой невозможно представить образ России, его место в жизни и творчестве, ту нравственную основу, которая включает в себя любовь к Родине, – признаётся Виктор Курьянов.
На открытии персональной выставки ему вручили почётный знак «За заслуги перед городом Мичуринском». Для этого специально приехала директор Литературно-музыкального музея Мичуринска Елена Полякова. К слову сказать, награда очень почётная, её присуждает администрация Мичуринска по одной-две в год. Поэтому я попросил Виктора Васильевича поделиться впечатлениями.
– Присуждение мне почётного знака было приятной неожиданностью, я не думал, не мог представить, что заслуживаю столь высокой оценки, – признаётся Курьянов. – Конечно, я прекрасно понимаю, что это своего рода «аванс», и считаю своим долгом продолжать начатое. Когда-то я работал в литературном музее и обещал тогдашней директрисе Наталье Муляровой, что обязательно буду пополнять музейную экспозицию, когда сочту, что стал писать более-менее прилично. Как мне представляется, это время пришло.
Какие впечатления от Мичуринска? Родина есть Родина – этим сказано всё!
Я считаю, что Литературно-музыкальному музею очень повезло, что его возглавила Елена Владимировна Полякова. Мне довелось побывать во многих музеях и галереях и работать с их коллективами, но ни в одном из них я не наблюдал такой творческой, доверительной атмосферы. Я считаю великой заслугой Елены Владимировны создание климата, основанного на взаимном уважении и доверии, а не субординации.
– Мичуринск не только город садоводов, но и художественный город, он славен художественными традициями. Кого вы могли бы выделить из художников? С кем-то связывают дружеские отношения?
– Только благодаря московской живописной школе (в Мичуринске её основы были заложены великим Александром Михайловичем Герасимовым, к сожалению, в настоящее время недооценённым, и блистательно продолжены такими выдающимися педагогами-художниками, как Аркадий Васильевич Платицин и Пётр Кузьмич Фролов) я, да и не только я, состоялся как художник. Они научили меня не только рисунку и живописи, но и самому главному в искусстве – смотреть на мир как художник. А мастерству мы учимся всю жизнь. «Не бойся совершенства, тебе никогда не достичь его», – говорил Сальвадор Дали. Выделять кого-то из ныне здравствующих художников, думаю, будет не совсем корректно. Хорошие отношения стараюсь поддерживать со всеми, когда-то получается, когда-то не очень, тут ничего не поделаешь, меняются люди, меняюсь я! Жизнь есть жизнь!
– Вы автор герба Мичуринского района Тамбовской области. Причём вы сами долгое время работали в коллективах Мичуринского района. Расскажите о создании герба.
– В коллективах Мичуринского района я проработал с начала 1980-х годов до начала 2000-х. За это время мне посчастливилось встречаться со многими прекрасными людьми, много мне давшими как в нравственном, так и в профессиональном плане.
Перечислять их всех очень и очень долго, так судьба была щедра ко мне. История создания герба Мичуринского района Тамбовской области описана в статье Вадима Гранитова «История на щите». Многими советами мне помогли тогдашние работники районной администрации Давыдова, Михин, Аверочкин.
– Вы избраны членом Международной академии современных искусств, получили бронзовую медаль на XII Международном конкурсе «Искусство. Совершенство. Признание», заняли второе место на «Неделе искусства во Франции», победили на «Российской неделе искусств». Причём побед в художественных конкурсах у вас много. Как вы считаете: самому художнику помогает участие в конкурсах и выставках и как относятся к российским художникам за рубежом?
– Участие в выставочной деятельности не только даёт возможность заявить о себе зрителю, но и в значительной степени способствует творческому росту и развитию, так как художник может сравнивать свои работы с произведениями коллег и получать таким образом объективное представление о них. Безусловно, каждый автор стремится выставляться на площадках, наиболее отвечающих его профессионально-нравственному самосознанию, из-за чего и происходит отъезд некоторых художников за рубеж. Однако тот вид искусства, которым занимаюсь я, по объективным причинам невозможно развивать в другом климатическом поясе. Я убеждён, что пейзаж как жанр может быть только глубоко национальным, что, кстати, и было продемонстрировано такими выдающимися художниками, как импрессионисты!
– Вы очень активно работаете, особенно в пейзажной живописи. Почему выбрали это направление?
– Пейзаж как жанр является самым «молодым» видом искусства, что в значительной степени и определило мой выбор. Мне кажется, что именно в нём я сумею максимально выразить свою нравственно-философскую составляющую, донести до зрителя те или иные проблемы современного мира, места в нём человека, пути развития искусства.
– Мичуринский педагог и художник Аркадий Васильевич Платицин воспитал много учеников, у него учились и вы. Не пробовали вы передавать свой опыт молодёжи?
– Преподавание (в моём понимании) – это не только искусство, но и огромные энерговременные затраты, которых я в силу творческих планов позволить себе не могу, а делать что-то вроде «учим рисовать за два урока» или «как написать картину за вечер» не могу, да и брезгую!
– Были ли у вас задумки, которые пока не удалось воплотить?
– Много. Иногда мне на какое-то время кажется: «Вот оно, получилось!», а в следующее мгновение понимаю, что это не так. Виктор Васильевич Воробьёв, прекрасный педагог и художник, говорил: «Если законченная работа нравится тебе больше трёх дней и ты не видишь ошибок, это зловещий признак. Ты прекратил профессионально расти».

Беседу вёл Андрей ОБЪЕДКОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.