Дедушка научного флота

И вымпел гордый пусть «Персея» –
Рой звёзд и неба синева –
Над всем полярным морем реет
Сегодня, завтра и всегда…
С. В. Обручев

Мурманск

21 июня 2023 года. Низкое небо. Кажется, протяни руку – и достанешь до неба рукой. Вековые валуны, как мудрые старцы, лицезрят наш путь в столицу Заполярья – Мурманск. Здесь мы узнали, что такое белый день, северный зной и, как ни странно, угольная пыль. Составы со стратегическим сырьём без перерыва отправляют в Соединённые Штаты. Фактически врагу. Не могу представить, чтобы в годы Великой Отечественной войны наши деды отгружали уголь в Германию.
А ведь завтра памятный день – 22 июня. Все мысли так или иначе касаются событий 82-летней давности, и сами собой вырисовываются параллели великого времени и сегодняшнего дня, тоже не менее великого.
Мы прибыли сюда с почётной миссией – увековечить память о первом научно-исследовательском судне Советского Союза на месте его героической гибели – полуострове Рыбачий. Легендарное судно исполнило свой долг до конца, доставив жизненно необходимый груз защитникам воспетого в песнях острова, и даже после смерти послужило Родине, став причалом для других кораблей, снабжающих отважных советских воинов.
Сосредоточенные, мы не чувствовали себя первооткрывателями, так как в память о первом «Персее» уже давно многие флагманы рыбохозяйственной науки носили его название – были и «Персей-2», и «Персей-3» под славным семизвёздным флагом, – а на месте его постройки в Архангельске ещё 21 июля 1979 года был торжественно открыт обелиск. Надпись на мемориальной доске гласит: «Здесь в 1919 году спущен на воду «Персей» – первое в СССР научно-исследовательское судно».
22 июня в 8 часов 25 минут гидрографический катер «Николай Тимошенко» с научными сотрудниками Института рыбного хозяйства и океанографии вышел из военного порта Мурманска.

Северное колено

Интерес к морским исследованиям на севере России возник давно. Да и как иначе, ведь русские поморы с начала XVII века бороздили Белое и Баренцево моря. И недаром можно было слышать поморскую присказку «море нас кормит, поит, море и погребает».
Надо сказать, что Белое и Баренцево моря планомерно изучались с 1881 года, когда на Соловецких островах профессором Н. П. Вагнером была организована биологическая станция. В 1889 году она была переведена на побережье Екатерининской гавани, где после достройки и оборудования лабораторий возобновила работу в 1904 году и стала называться Мурманской биологической станцией. Параллельно, ещё с 1898 года, изучением Баренцева моря около десяти лет занималась Мурманская научно-промысловая экспедиция под руководством Николая Михайловича Книповича. Однако все эти исследования имели узкую биологическую направленность, они не касались физических и динамических процессов в толще моря и не затрагивали геологии морского дна.
Но в марте 1921 года Совнарком подписал декрет об учреждении Плавучего морского научного института, задачей которого было всестороннее и планомерное исследование северных морей, их островов и побережий. Директором Плавморнина (так сокращённо его называли) стал Иван Илларионович Месяцев, гидробиолог, профессор Московского университета, а по существу – главный организатор Плавучего института, его душа.
Для первого научного рейса Плавморнина Месяцев добился разрешения использовать ледокольный пароход «Малыгин». Но поскольку главным его делом было осуществлять проводку судов Сибирской хлебной экспедиции, то исследования, естественно, велись лишь попутно. Стало ясно, что для Плавморнина требовалось специальное судно. Тут, к счастью, помог случай. Обследуя затоны на Северной Двине, неутомимый Месяцев обнаруживает недостроенную бесхозную шхуну со звучным именем «Персей».
Судя по всему, архангельский промышленник Епимах Васильевич Могучий был неравнодушен к героям греческой мифологии: одна из принадлежавших ему шхун называлась «Андромеда», а перед самой революцией он заложил в Онеге новый корабль, который нарёк именем «Персей». Ведь, согласно древнегреческой мифологии, Персей, сын Зевса и Данаи, избавил Андромеду от опасности быть растерзанной морским драконом и, очарованный её красотой, женился на ней.
«Персей», кстати сказать, был, возможно, не так уж красив, но зато сработан очень прочно и по всем статьям вполне подходил для института. Однако пока это был только корпус «Персея», почти однотипный с прославленным «Фрамом».
И вот с невероятным трудом, порой держась на одном энтузиазме, сотрудники института (всего-то шесть человек) начали сами строить свой корабль.
Годы спустя Всеволод Аполлинарьевич Васнецов, один из первых «персеян», вспоминал: «Постройка «Персея» была не только нашим делом, нашим увлечением, она стала смыслом и целью нашей жизни. Мы демонтировали старые корабли, странствовали по различным учреждениям и предприятиям Архангельска, требуя, убеждая и выпрашивая… Вся эта затея с достройкой и оборудованием корабля казалась порой неосуществимой. Только страстное желание, неукротимое стремление могли заставить человека взяться за такое дело. Профессор Месяцев взялся! Он вдохновил и нас!»
Со старых, отслуживших свой век пароходов «персеяне» снимали брашпили и лебёдки, кнехты, компасы и тросы – десятки необходимых на судне вещей. Паровую машину подняли с затонувшего буксира, а рулевую забрали со списанного миноносца. Огромную помощь оказали рабочие архангельских верфей. И вот «Персей» наконец-то достроен и оборудован. Водоизмещение первого научного судна было 550 тонн, а осадка с полным грузом не превышала трёх метров. Главный двигатель позволял развивать скорость до семи с половиной узлов. Кроме того, «Персей» имел вспомогательное парусное оснащение. Для научных работ его снабдили паровой траловой лебёдкой и несколькими электрическими, учёные в своё распоряжение получили семь лабораторных помещений.
Крепкий корпус, усиленный поясом из дубовых досок, позднее позволил «Персею» плавать во льдах, а небольшая осадка – безбоязненно подходить к берегу. И хотя его автономность была маловата, всего семнадцать суток, по существу, полукустарный опыт создания экспедиционного судна оказался удачным.

Кольский залив

19 августа 1923 года «Персей» вышел в первый научный рейс. Руководил экспедицией И. И. Месяцев, вёл корабль капитан П. И. Бурков, потомственный помор, начальником гидрологического отряда стал Н. Н. Зубов (1885–1960), в будущем – известный полярный учёный. Экипажу предстояло выполнить океанографический разрез по сорок первому меридиану – от мурманского побережья на север до кромки арктических льдов. Потом, если позволят условия, подойти к Земле Франца-Иосифа, а оттуда спуститься к мысу Желания и следовать далее на юг вдоль западных берегов Новой Земли.
Плавание, однако, закончилось неудачей. Большинство научных сотрудников тогда впервые познакомились с морем и, естественно, не избежали морской болезни. К тому же они не имели элементарных навыков работы с приборами, и Зубову пришлось начинать с обучения их основам гидрологических наблюдений с борта судна. Да и команда «Персея», собранная в самый последний момент, оказалась не на высоте. Наконец, запас угля, рассчитанный на хорошую погоду, был явно недостаточным для плавания при свежем встречном ветре и большой волне, а запас пресной воды для котлов по нелепой ошибке полностью слили за борт. Пришлось ставить паруса. В итоге запланированные океанографические работы выполнили далеко не полностью. И всё же это плавание навсегда вошло в летопись Плавморнина как первый рейс первого советского научно-исследовательского корабля.
После окончания навигации научный совет института постановил ежегодно проводить детальные исследования в наименее изученных районах Баренцева и Карского морей. Например, летом 1924 года экспедиция направилась в восточную часть Баренцева моря, для которой не было тогда даже надёжной навигационной карты. Нет нужды перечислять рейсы «Персея» и результаты выполненных на нём исследований. Важно, что именно в двадцатые годы постепенно начала вырисовываться сложнейшая проблема ледовых прогнозов для северных морей СССР, без решения которой хозяйственное освоение будущего Северного морского пути оставалось утопией.
В конце двадцатых годов Николай Николаевич Зубов пришёл к выводу: изменение ледовых условий Баренцева моря тесно связано с годовыми и многолетними колебаниями интенсивности Норвежской и Нордкапской ветвей Североатлантического течения. Это давало хорошие основания для составления прогнозов состояния льдов. Так, когда готовилась программа экспедиции на 1930 год, Зубов, исходя из своих расчётов, заключил: «В августе не больше двенадцати процентов всей площади Баренцева моря будет покрыто льдом. Такая малая ледовитость открывает широкие возможности для научно-исследовательских работ на севере». Прогноз всегда рискован, тем интереснее судьба этого прогноза.
Новое парусно-моторное судно «Николай Книпович» – младший брат «Персея» – должно было отправиться в рейс не позднее 10 августа 1930 года. Однако подготовка затянулась, и в море вышли только 3 сентября. Многие считали, что начинать гидрологические работы в высоких широтах в столь поздний срок – дело безнадёжное. «Мы выходим в Арктику, когда оттуда уже возвращаются даже птицы», – с горечью писал Зубов. Однако, твёрдо уверенный в своих выводах, он рисковал вполне обоснованно. И действительно, проложив океанографический разрез за восемьдесят первой параллелью (между Землёй Франца-Иосифа и Шпицбергеном), «Книпович» 23 сентября благополучно возвратился в Екатерининскую гавань.
Ещё в 1882–1883 годах по инициативе австрийского арктического исследователя К. Вайпрехта (1838–1881) был проведён первый Международный полярный год (МПГ). Это научное мероприятие оказалось исключительно продуктивным, объединяющим специалистов из одиннадцати стран для совместного изучения полярных регионов планеты. Второй МПГ из-за войн и революций, а также мирового экономического кризиса удалось организовать лишь в 1932–1933 годах. Учёным секретарём его советского национального комитета назначили Н. Н. Зубова.
На этот раз объединились представители сорока четырёх стран. За минувшие пять десятилетий неизмеримо вырос общий объём исследований и специальных научных программ. Появилась возможность выполнять аэрологические и актинометрические (солнечное, атмосферное и земное излучения в атмосфере Земли) наблюдения, изучать атмосферное электричество, проводить гляциологические и геомагнитные работы, а также морские экспедиционные исследования, включающие ледовые наблюдения.
В 1932 году, воспользовавшись благоприятным ледовым прогнозом, ледокольный пароход «Александр Сибиряков» впервые в истории преодолел за одну навигацию трассу Северного морского пути от Архангельска до Владивостока. Начальником экспедиции был будущий академик О. Ю. Шмидт (1891–1956), капитаном – В. И. Воронин. Зубов же на крошечном «Книповиче» (капитан – С. В. Попов) совершил тогда небывалый, до сих пор никем не повторённый рейс вокруг Земли Франца-Иосифа. Однако особенно важным в рамках программы МПГ он считал одновременные, проводимые по чёткому расписанию океанографические работы целой группы судов.
В гидрографической съёмке, осуществлённой в 1932–1933 годах в Арктике, с советской стороны их участвовало двадцать шесть! За всё время плавания, превысившее 1200 суток, они прошли более ста тысяч миль. Число глубоководных гидрологических станций (пунктов измерения) составило 825, планктонных – 496, измерений течений – около 1000, измерений глубин – 3359. В научном отчёте Зубова множество других интересных цифр: число взятых образцов грунта – 346, определений солёности – 10 153, других химических определений – 13 538.
Подводя общие итоги морских экспедиционных исследований во время второго МПГ, Николай Николаевич писал, что научная информация, собранная советскими учёными, «даёт такой громадный материал по изучению режима полярного бассейна, подобного которому до сих пор в истории полярных стран не было». Первенец советского научно-исследовательского флота «Персей» прожил долгую жизнь. С 1923 по 1941 год он совершил в Северном Ледовитом океане восемьдесят четыре научные экспедиции и прошёл не менее сотни тысяч миль, можно сказать, пять раз обогнул земной шар. Для многих учёных он послужил настоящим морским университетом. А какой блистательный список имён! Стали академиками гидробиолог Л. А. Зенкевич (1889–1970) и специалист по физике моря В. В. Шулейкин (1895–1979), членами-корреспондентами АН СССР – гидробиолог В. Г. Богоров (1904–1971) и геолог С. В. Обручев (1891–1965). Доктора химических наук С. В. Бруевича называли основоположником школы советских гидрохимиков. Доктор геолого-минералогических наук М. В. Клёнова заложила основы новой науки – геологии моря. А. А. Шорыгин и Б. К. Флёров стали докторами биологических наук, Т. И. Горшкова – доктором географических наук. Конечно, не все участники тех далёких экспедиций достигли подобных высот в науке. Но все без исключения остались навсегда верными морю и «Персею».

Баренцево море

Начавшаяся качка подвигла задуматься о многом. В первую очередь о наших предшественниках. Подвиг команды «Персея» стал одним из множества ярких проявлений истинного героизма, благодаря которому оккупантам так и не удалось захватить полуостров Рыбачий и нарушить доступ конвоев союзников по антигитлеровской коалиции к Мурманску.
«Персей» был не только плавсредством, но и символом всех самых светлых и романтических надежд, веры в светлое будущее и возможности человека, которыми был напитан воздух тех лет. Он стал символом самоотдачи наших учёных и героизма защитников Родины.
19 августа 1923 года был поднят флаг на «Персее» – первом советском морском научно-исследовательском судне. Создание и последующая эффективная работа «Персея» явились продолжением научных работ, начало которым было положено деятельностью Мурманской научно-промысловой экспедиции в Баренцевом море на судне «Андрей Первозванный». Сложная экономическая и политическая ситуация в России в начале двадцатых годов XX века требовали незамедлительного хозяйственного освоения Баренцева моря. Для этой цели создали специализированный морской институт, призванный осуществлять комплексные рыбопромысловые исследования. Создание корабля, его работа, значимость исследований – это целый пласт истории отечественной рыбохозяйственной науки. «Персей» проработал 18 лет и совершил 90 рейсов в Белое, Баренцево, Карское и Гренландское моря. В экспедициях «Персея» принимало участие большое количество учёных, он стал школой для будущих академиков, руководителей крупных научных учреждений и организаторов науки. Экспедиционный семизвёздный синий флаг на судне подняли 1 февраля 1923 года. Впоследствии эта эмблема стала символом всей рыбохозяйственной науки России.
За 18 лет службы судно совершило около ста научно-исследовательских рейсов в Белое, Баренцево, Карское и Гренландское моря. Экспедиции стали школой для более чем 700 учёных. Полученные данные заложили фундамент научного знания об особенностях арктических экосистем и открыли новые возможности для промышленного освоения ценных видов водных биоресурсов.
Нападение гитлеровской Германии на СССР скомкало все планы. Научную работу пришлось свернуть. «Персей» был мобилизован и стал рядовым морским трудягой. Шхуна, вооружённая всего лишь одним пулемётом «Максим», оказалась безоружной перед штурмовиками люфтваффе, в начале войны имевшего господство в небе над Арктикой.
После начала Великой Отечественной вой­ны «Персей», как тысячи других гражданских судов, был мобилизован для выполнения задач Северного флота. «Персей» не успел стать частью флота, но с честью выполнил свою задачу, участвуя в обеспечении наших воинов. Судно предназначалось для эвакуации раненых красноармейцев и гражданского населения, а также доставки медикаментов, продуктов питания и горючего на полуостров Рыбачий.
10 июля 1941 года «Персей» принял на борт медикаменты и продовольствие и направился на полуостров Рыбачий. При переходе по Мотовскому заливу к губе Эйна «Персей» был замечен фашистским самолётом-разведчиком. Через некоторое время появились вражеские бомбардировщики, и на судно посыпались десятки бомб, начался пожар. Вторая группа бомбардировщиков довершила начатое. «Персей» стал наполняться водой, машина вышла из строя. Члены экипажа частью на шлюпке, частью вплавь добрались до берега.
В этом бою «Персей» получил тяжёлые повреждения, но команда сумела довести судно до мелководья и выбросить его на берег. Он погиб как солдат, и мы хотим почтить память людей, которые отдали жизни, защищая нашу Родину от фашизма. Впоследствии полузатонувший корпус судна использовался в качестве основания для причала, продолжая служить защитникам Советского Заполярья. Ряд его элементов по сей день сохранился на берегу. Большая часть корпуса – три четверти – в настоящее время находится на дне. Ранее считалось, что объект полностью утрачен. Во время экспедиции было обнаружено ещё одно судно, по предварительным данным, это парусник «Весна» либо мотобот ПМБ-67, его обследование проведут летом.

Губа Эйна – мыс Эйна

В День памяти и скорби на побережье Мотовского залива состоялось торжественное открытие памятного знака, посвящённого героической судьбе и трагической гибели научно-исследовательского судна «Персей».
В мероприятии, призванном увековечить память о «дедушке» научного флота, мы и приняли участие.
В этом году рыбохозяйственная наука отмечает 100-летний юбилей со дня первой экспедиции на научно-исследовательском судне «Персей» – судне, определившем судьбы многих увлечённых людей. Участники рейсов впоследствии станут академиками и членами-корреспондентами АН СССР, докторами наук, руководителями крупных научных учреждений и основоположниками целых научных направлений. Так, на борту корабля работали Н. Н. Зубов, Л. А. Зенкевич, С. А. Зернов, М. В. Клёнова, А. И. Россолимо, А. А. Шорыгин, В. К. Солдатов, В. В. Шулейкин, Б. К. Флёров, В. А. Васнецов, В. Г. Богоров, С. В. Бруевич, Т. И. Горшкова, Н. А. Маслов, Ю. Ю. Марти, М. М. Адров, И. Г. Юданов и многие другие.
История «Персея» также стала прекрасной темой для широкого цикла научно-просветительских мероприятий, которые на протяжении 2022–2023 годов проходили во всех филиалах ВНИРО – от Калининграда до Камчатки.
Памятный знак, который теперь украшает побережье Баренцева моря, сохранит для будущих поколений память о великом подвиге советских учёных и послужит символом беззаветной преданности науке и самоотверженного служения Отечеству.
Зазвучала легендарная песня «Прощайте, скалистые горы», и на морскую гладь Баренцева моря торжественно опустился венок. Отдав дань уважения легендарному герою, мы отправились в обратный путь.

Мыс Эйна – губа Эйна – Баренцево море – Кольский залив – Северное колено – Мурманск

До встречи, «Персей»!

Анатолий ТРУБА,
товарищ атамана Тамбовского ОКО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.