Трамвай «ЖЕЛАНИЕ»
Классик американской, да и мировой драматургии Теннесси Уильямс написал эту пьесу три четверти века назад, в 1947 году. Долго подыскивал ей точное и звучное название: то это был «Лунный свет», то «Покерная ночь»… А в конце концов остановился окончательно на том наречении, под которым спектакль 75 лет (!) триумфально шагает по театрам стран и континентов, собирая полные залы и восторженные отклики потрясённой публики. «Трамвай «Желание»» послужил и основой голливудского фильма с легендарными Вивьен Ли и Марлоном Брандо.
Ничего странного в несколько экстравагантном названии нет. Громыхая на стыках (для достоверности в канву спектакля вплетается киномонтаж) носится по улочкам затхлого городка старый трамвай, именуемый здешними жителями «Желание», следующая остановка за домами которых – «Кладбище». Всё именно так, как сложится в жизни и судьбе главной героини пьесы – Бланш Дюбуа.
Столько горестей и бед, сколько в одночасье обрушилось на плечи этой одинокой хрупкой женщины (скажем сразу – блистательна в заданной роли актриса Ольга Дикова!), не под силу вынести и дюжему молодцу. А тут – на молодую 27-летнюю особу сыплются несчастья одно за другим: после смерти родителей продана за долги родовая усадьба, нет у осиротевшей учительницы ни семьи, ни детей; муж, который, как неожиданно выяснилось, гомосексуалист, покончил с собой, утрачена работа в школе, после того как директору стало известно, что учительница Бланш Дюбуа «закрутила» роман с юным, неоперившимся старшеклассником… Выход остаётся лишь один: собрать жалкие пожитки, умещающиеся в старый потрёпанный кофр, и отправиться из Нового Орлеана в глушь, тьмутаракань, к младшей сестре – Стелле, живущей в более чем скромной «двушке» с мужем – поляком Стенли Ковальски – как раз на той самой улочке, где, увы, денно и нощно погромыхивает трамвай «Желание». (В скупой и выразительной сценографии спектакля подтверждением тому служат обрезки рельсов.)
Вот так, неспешно разворачиваясь, не претендует вроде бы на оригинальность завязка остродраматической пьесы. Более того, на первый взгляд среди действующих лиц нет ни одного положительного героя. Судите сами: распутную жизнь вкупе с пристрастием к спиртному до переезда к сестре ведёт Бланш Дюбуа. Пассивна во всём, кроме как в любви к мужу, безропотно сносящая его дебоши и даже побои младшая сестра Бланш Стелла. Распоясавшийся циник и хам, в финале спектакля вообще похотливое животное – её супруг Стенли. Не лучшим образом выглядит и трио его друзей. Хотя каких там друзей – собутыльников, таких же картёжников, как и он, просиживающих все вечера за пивом и покером в квартире Ковальских. И даже Митч – единственный из троих покеристов обративший вдруг внимание на Бланш как на привлекательную женщину и оказывающий ей искренние знаки внимания, чуть ли не влюбляющийся в неё – оказывается в итоге жалким слизняком. Вовсе не мужчиной.
Повторимся: это на первый взгляд. А по сути? Вот эту-то глубинную суть трагедии опытному главному режиссёру театра Николаю Елесину и предстояло понять, решить, передать актёрам, а им – донести до зрителя
– Вначале я нашёл подходящую музыку к каждой мизансцене, а затем приступил к репетициям, – улыбается, принимая поздравления театральной публики, Николай Глебович.
Поверим. Музыка действительно конёк Елесина и непременный спутник всех поставленных им на сцене МДТ спектаклей. Не исключением стал и «Трамвай «Желание»». Но мы говорим об игре актёров, трактовке ими заданных образов. Смотрите!
В приземлённом, задымлённом, пьяном быте окраинного рабочего квартала могла ли мечтать о чём-то таком величественном Стелла – покорная серая мышка без образования и определённой работы? Ей, беременной, мнится лишь одно: как можно прочнее привязать к себе непутёвого хулиганистого мужа да благополучно произвести на свет долгожданного ребёнка. Эту вялость, слабость характера, заведомую сдачу судьбе своего персонажа актриса Анастасия Дьячкова передаёт филигранно, точно, причём в немалой степени благодаря чёткой дикции, грации и пластике – завидным свойствам, не так уж часто встречающимся даже у столичных исполнительниц характерных женских ролей.
Законченный вроде бы забулдыга, циник и шпана Стенли Ковальский (удачный дебют молодого актёра Андрея Алексеева!), но ведь Стенли (так по пьесе) полгода терпит присутствие в своём доме постоянно пикирующейся с ним свояченицы Бланш. Терпеливо сносит её подначки, болезненные уколы, откровенные насмешки, бесцеремонное употребление ею его виски…
Но наступает момент, когда чаша переполнена. Обозлённая на весь белый свет Бланш публично унижает национальное достоинство Ковальского (это при знаменитом-то польском гоноре!), в открытую глумится над Стенли, обзывая и его самого, и его приятелей человекообезьянами, предсказывает им беспросветность и полный крах… Потому акт насилия, учинённый оскорблённым до глубины души Стенли над пьяной и беспомощной Бланш в ту ночь, когда его жена Стелла отправилась рожать первенца, не закономерная и не оправданная, но в чём-то логичная по сюжету и понятная по фабуле расплата злом за зло.
Жалок и смешон поддавшийся на сплетни о Бланш типичный маменькин сынок Митчелл (на грани комизма рисует хлюпика артист Павел Шуть). Таким робким и трусливым Митч и останется до седых волос, не способным ни на защиту женщины, ни на дружбу, ни тем более на любовь. Человек без стержня, без решительного шага. Облако в штанах.
Наконец, Бланш Дюбуа. Актриса Ольга Дикова в заданном образе проживает за три часа сценического действия не одну, а несколько жизней – драматических, горьких, изломанных. То она гордая и величественная, то робкая, послушная, растерянная, то она недоступная, то распутная… Какое же пиршество для профессионального мастера сцены творить такую многогранную роль!
И в свою творческую копилку Ольга Дикова может смело занести роль Бланш Дюбуа как большую, звёздную удачу. Актриса очень тонко сумела понять: её героиня, пытающаяся после всех жизненных пыток, передряг обрести покой, гармонию, а там и любовь, в окружающем её реальном мире сталкивается лишь с крушением надежд. Нет хода её романтическим увлечениям, попыткам делать людям только хорошее. И – лишённая волей обстоятельств такой возможности – ужасно заканчивает свой земной путь несчастная женщина, тщетно искавшая хотя бы крупицы счастья… Бланш Дюбуа…
Экзистенциальное прозрение сводит её с ума. Она оказывается не в силах выдержать всестороннее давление обывательского быта, обывательской философии, глумления, преследования, сплетен, травли…
***
Остаётся ещё раз сердечно поблагодарить за прекрасный спектакль главного режиссёра театра Николая Елесина, всех занятых в спектакле актёров, сценографа Сергея Мищенко, художника по костюмам Ирину Кузнецову.
Зрители покидали театр. А за кулисами кипит ночная работа, доносятся актёрские и режиссёрские голоса. Но останавливает всех любопытствующих строгая табличка у входа – «Тише! Не входить! Идёт репетиция!». Значит, можно ждать ещё премьеры в новом, 125-м театральном сезоне любимого Мичуринского драматического театра? Ждём!
Валерий АРШАНСКИЙ,
заслуженный работник
культуры РФ
На снимках: сёстры Бланш
и Стелла Дюбуа ( артистки
Ольга Дикова – справа – и
Анастасия Дьячкова);
Митч ( арт. Павел Шуть);
Ольга Дикова – Бланш Дюбуа;
главный режиссёр театра
Николай Елесин ( в центре)
и актёры труппы.