Путешествия старого сундука

В жизни есть место чудесам, в этом уверены сотрудники Литературного музея Максима Богдановича. Казалось бы, жизнь и творчество классика белорусской литературы изучены довольно подробно, собран богатый фактографический материал, автографы, фотографии, прижизненные публикации в белорусской и заграничной прессе. Но и сегодня, через столетие, Максим Богданович присылает нам свои приветы и подарки. То почти случайно выявлен автограф поэта, неизвестный учёным и исследователям, то найден сотрудниками музея фельетон, автором которого с высокой долей вероятности можно назвать писателя.
Несколько лет назад в фонды Литературного музея Максима Богдановича поступил новый экспонат – старый деревянный сундук, который когда-то принадлежал Анне Рафаиловне Кокуевой. Этот раритет приехал в Минск из Санкт-Петербурга. Имя хозяйки сундука хорошо известно знатокам творчества Максима Богдановича. Именно этой красивой девушке поэт посвятил много стихотворений, цикл «Мадонны» и, как полагают исследователи, самый знаменитый белорусский романс «Зорка Венера».
Любовь поэта к А. Кокуевой имела печальный финал. Анна Рафаиловна вышла замуж за Ивана Сергеевича Лилеева, жила с мужем в Санкт-Петербурге. До Великой Отечественной войны в Институте белорусской культуры хранился архив М. Богдановича, где была тетрадь с черновыми набросками под общим названием «Полынь-трава» и отдельный листок с уточнением – «Полынь-трава. Стихи об Ане Р…не, с ее портретом, автографом и комментариями к стихам».
В первые дни войны этот рукописный сборник стихотворений исчез вместе с архивом поэта, но благодаря сыну Анны Рафаиловны, Николаю Ивановичу, сохранилось много вещей, которые принадлежали семье. В 1970-е годы Н. И. Лилеев передал в Беларусь оригинальный сборник стихотворений М. Богдановича «Вянок» (1913) с дарственной надписью автора и фотографию, на которой изображён молодой писатель. На обороте снимка – автограф Максима, стихотворение на русском языке, которое перекликается со строчками известной поэмы «Вероника».
Сборник «Вянок» сейчас хранится в Нацио­нальной библиотеке Беларуси, а фотография Максима Богдановича стала одним из самых первых экспонатов музея. Научные сотрудники наладили тесные связи с Николаем Ивановичем Лилеевым и его семьёй. Сейчас в фондах хранится более 200 музейных предметов, когда-то принадлежавших Кокуевым и Лилеевым, в том числе оригинальные фотографии Анны, её родных, друзей, мемориальные предметы (шкатулка, несессер, вышивка на бархате), коллекция открыток дореволюционного Ярославля. Есть определённая символика в том, что первым предметом, который поступил в фонды музея от Николая Ивановича Лилеева, стала открытка с видом Ярославской мужской гимназии, где учились Максим Богданович, Николай Кокуев, брат Анны, и Иван Лилеев, её будущий муж.
Несколько раз Н. Лилеев и его жена навещали Минск и Литературный музей Максима Богдановича. Последний раз они приезжали в Беларусь в 2003 году, когда сын Анны принимал участие в Международной научно-практической конференции «Я не самотны, я кнігу маю…», посвящённой 90-летию сборника стихотворений М. Богдановича «Вянок». К сожалению, Николай Иванович уже покинул этот мир, но его жена Людмила Сергеевна Лилеева продолжает поддерживать дружеские связи с музеем. Именно она и решила передать сундук Анны Кокуевой в Минск, в Литературный музей Максима Богдановича.

Анна Кокуева

О том, что именно Анна Рафаиловна являлась владелицей сундука, свидетельствуют буквы, которые выбиты на крышке декоративными гвоздиками, – «А. К.» (Анна Кокуева). О реликвии Николай Иванович рассказывал сотрудникам белорусского музея, он же сетовал, что предмет довольно громоздкий и его сложно привезти в Минск. Согласно семейной легенде, именно с этим дорожным сундуком Анна Кокуева уехала из Ярославля в Санкт-Петербург, чтобы учиться в Санкт-Петербургской консерватории. Ещё одно косвенное свидетельство имеется на самом сундуке – частично сохранились пометки Ярославской железной дороги. С определённой долей осторожности можно утверждать, что сундук был сделан специально к отъезду Анны из Ярославля. Город на Неве, возможно, был выбран не случайно, поскольку младший брат Анны Николай Кокуев поступил в 1911 году учиться в Санкт-Петербургский политехнический институт. Здесь же в Санкт-Петербургском женском медицинском институте училась и младшая сестра Варвара.
В 1914 году Анна вышла замуж за Ивана Сергеевича Лилеева. В фондах Литературного музея Максима Богдановича хранится документ, выданный 8 мая 1914 года студенту физико-математического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета И. С. Лилееву. В нём говорится, что со стороны «Университета не встречается препятствий к вступлению его в первый законный брак». А на обратной стороне того же документа есть запись, что «студент Иван Сергеевич Лилеев 1914 года Мая 26 дня вступил в первый брак с дочерью Статского Советника девицею Анной Рафаиловной Кокуевой. Акт браковенчания записан в метрическую книгу Яро­славской Крестовоздвиженской церкви под № 8». Началась семейная жизнь, со всеми радостями и печалями, и на некоторых личных вещах Анны, как вспоминал Николай Иванович, появились вышитые буквы «А. Л.».
Научных сотрудников Литературного музея Максима Богдановича ждёт серьёзная работа по атрибуции сундука: необходимо определить год и место производства, установить название мастерской либо фамилию мастера и т. д. А пока ценный подарок занял своё место в экспозиции музея среди других реликвий, связанных с Анной Рафаиловной Кокуевой и её семьей. С помощью этого «немого свидетеля эпохи» совсем несложно отправиться в путешествие на машине времени и почувствовать дух той эпохи, в которой жил и творил Поэт…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.