ВСТРЕЧИ С ЛАРИСОЙ ВАСИЛЬЕВОЙ В БИБЛИОТЕЧНОМ ЦЕНТРЕ «ЕКАТЕРИНБУРГ»

Этот номер журнала – дань уважения людям, внёсшим неоценимый вклад в русскую литературу. 23 ноября исполнилось бы 84 года со дня рождения писательницы, являвшейся душой журнала «Александръ». Редакция свято чтит память о Ларисе Васильевой и представляет читателям неопубликованное интервью, взятое во время совместной поездки в Екатеринбург. Светлая память Ларисе Николаевне!


В библиотечном центре «Екатеринбург» состоялась встреча с известной писательницей, поэтессой Ларисой Васильевой, дочерью конструктора танка Т-34 Н. А. Кучеренко, автором таких бестселлеров, как «Кремлёвские жёны», «Дети Кремля», «Жёны русской короны», «Жена и муза. Тайна Александра Пушкина». Она приехала в наш город ночью. Город в лучах прожекторов показался ей очень красивым. А утром было морозно. Но ей было не страшно, а даже привычно. Ведь в годы войны она была в эвакуации в Нижнем Тагиле. Сама об этом говорила так: «Заснеженный посёлок у подножья уральского завода. Тёмным коридором стоят на снегу люди. Из ворот завода выходят первые танки Т-34». И потом ей всё время снилось это детство на Урале: «Наспех застегнув шубу и замотавшись в платок, выбегаю. Мороз в лицо. Уральская зима… Я огибаю дом, перебегаю через дорогу и… ныряю в… снежное поле…»
«ОКАЗЫВАЕТСЯ, Я ИНДИГО…»

Тогда же началась и её творческая деятельность. Стихи начала писать рано. Мать пригласила даже доктора – соседку, тоже эвакуированную, – чтобы проверить, всё ли у неё в порядке с психикой. «Девочка в порядке, – сказала та, – просто она рано развивается». «Оказывается, – говорила Лариса Васильева, – я была индиго, но тогда мы такого слова не знали».

КАК ОНА НЕ СТАЛА АКТРИСОЙ

Летом 1953 года, когда она окончила школу, решила пойти в артистки, поступить в ГИТИС. Что тут началось!.. Начался большой совет. Вера Марецкая – большой друг семьи – в отъезде. Мама её советуется с Пляттом. Он неуверенно одобряет: «Хорошая будет характерная актриса». Завадский морщится: «Ничего в ней не вижу. Толстуха. В очках». Приезжает Вера Петровна. Узнав о её намерениях, сразу же зовёт к себе. Убеждает: «Тебе придётся всю жизнь говорить чужие слова. У тебя есть свои – ты стихи пишешь». На что Лариса резонно отвечает: «А как же вы?» – «Думаешь, мне не хотелось переписать Гольдони, Чехова? Часто я по-своему видела своих героинь. Бывали случаи, одной интонацией я меняла образы, мужчинами созданные». Посоветовали ей поступить в МГУ на филологический. Учиться там было интересно. Там был Либан, Николай Иванович. Он умел открывать миры. Он научил всех писать диссертации. «Пользуясь его методом, – вспоминала писательница, – я могла написать диссертацию на любую гуманитарную тему». Но ей это стало уже не интересно. И она решила посвятить себя литературе.

ВИКТОР БОКОВ ПРЕДВОСХИЩАЕТ ЕЁ СУДЬБУ

Она начала печататься с 1957 года, ещё до того как встретилась с Виктором Боковым. Он увидел её в метро. Она поднималась наверх, он спускался вниз. Впился в неё глазами и спросил: «Пишешь стихи?» – «Да», – ответила она. «Приходи сегодня на поэтический вечер». И дал адрес. Она пришла с опозданием и написала ему записку: «Вы меня приглашали». Он спустился в зал, поднял её на сцену. Там уже было 30 молодых поэтов. После чтения всех стихов он сказал: «Никто из вас не останется в поэзии. Только она». И показал на Ларису. И действительно, она никого из них больше не встречала в литературном мире.

ИСТОРИСТИКА ЛАРИСЫ ВАСИЛЬЕВОЙ

В 1983 году в результате долгих поисков и многочисленных встреч с ветеранами – танкостроителями и танкистами – был опубликован её роман-воспоминание «Книга об отце». Роман вызвал большой интерес среди людей, причастных к созданию танка Т-34. Лариса Николаевна получила много откликов и писем с воспоминаниями, фотографиями и документами. Директор государственного музея-заповедника А. С. Пушкина «Михайловское» Семён Гейченко посоветовал ей организовать музей. И в 2001 году музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34», единственный в мире, был открыт. Сегодня он получил мировую известность. Но память, связанная с войной, эвакуацией на Урал, продолжала жить.
И вот она снова на Урале – на встрече с читателями всё в том же библиотечном центре «Екатеринбург». Успешно сложилась за это время её творческая биография. Она автор почти 50 книг: увлекательных романов, повестей, рассказов, эссе, стихов, публицистики. Особый интерес вызывает её мемуарная литература. Например, «Кремлёвские жёны» были изданы в 80 странах мира. Свои исторические вещи она называет истористикой. Именно так она ответила на вопрос одного из читателей: «Какие исторические вещи сегодня вы посоветуете читать?» Ответ был лаконичным и неожиданным: «Я не историк. Ряд книг у меня имеют своё название, не истории, а истористики, я его сама изобрела. Ничего достоверного в истории нет, всё недоговорено, всё приблизительно, можно посмотреть с другой стороны».

ОН ГЛУХОЙ, НО НЕ НЕМОЙ

Например, её очень интересовал император Александр I. О нём написано немало книг. Почему? Она задумалась над его жизнью и поняла, что в детстве у него случилась беда. Он стоял рядом с пушкой, из которой стрелял его отец Павел, и у него от выстрела лопнула барабанная перепонка. Васильева предположила, что Александр I был глухой и с возрастом глухота увеличивалась. Глухой император не император. Он должен был общаться. Но всё устроили его мать и жена. Они обставляли так ситуацию, что ему не надо было спрашивать и отвечать. Ему важно было улыбаться и говорить ничего не значащие слова. Он был глухой, но не немой. Так она написала книгу «Исчезновение императора». Она имела большой успех, вышла на разных языках. Потом такой же успех имела книга «Кремлёвские жёны». Книга переведена на разные языки и продавалась в разных странах. Почему такой успех? Как говорит сама писательница, она впервые приоткрыла занавес над запретной темой. В разных странах стали появляться книги о жёнах королей, кайзеров. Ещё одна книга имела большой успех – это «Альбион и тайна времени». Она написана об англичанах. Лариса Васильева жила в Англии с 1973 по 1978 год. По просьбе читателей она вспомнила некоторые эпизоды из её жизни там.

ПОЛ МАККАРТНИ

В Лондоне по утрам она бегала в парке. Рядом бегал какой-то паренёк в белых трусах. Она его не знала. Он здоровался, улыбался. Но эта улыбка – знак вежливости. С собой она брала маленький термос и время от времени садилась пить чай. «А можно мне чай с вами попить?» – услышала она как-то. И начали они вместе пить чай. Бывало, что он ждал её прихода, в другой раз – она. В Лондоне она любила приглашать к себе гостей. Народу приходило много. И вот как-то она говорит мужу: «Можно мне пригласить паренька, с которым я бегаю по утрам?» Муж согласился. И вот она, как всегда, собрала много людей и пригласила и этого паренька. Он пришёл. И она его послала в большую комнату, где уже все собрались. Вдруг она услышала крик, а затем громкие аплодисменты. Оказывается, это был Пол Маккартни. Ну, и конечно, встреча с гостями вылилась в торжество певца. Потом, уже в Москве, она с ним разговаривала по телефону, и он первым делом спросил: «Ты бегаешь?»

ОНИ СИДЯТ С ВАШИМИ КНИГАМИ В ИНТЕРНЕТЕ

Встреча с Ларисой Васильевой закончилась вполне в духе писательницы. Критики и читатели отмечают парадоксальность её мышления. И вот одна из читательниц, поблагодарив её за интересную встречу, которая дала им почувствовать уверенность, стабильность, ощутить неразрывную связь времён через её рассказы о прошлом, литературном процессе сегодняшнего дня, сказала в конце: «Как я завидую молодым людям, которых у нас сегодня много на встрече, что их ожидает настоящее наслаждение, счастье, когда они откроют книги Ларисы Васильевой и познакомятся с её творчеством». На что писательница ответила: «Но ведь они сидят все в Интернете!» – «Да, – ответила благодарная читательница, – но они сидят с вашими книгами».

Валентина ЧЕРЕМИСИНА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *