Державный покров России Икона Божией Матери «Державная»

Празднование иконе Богородицы, именуемой «Державная», установлено в память её обретения в селе Коломенском под Москвой 2  (15) марта 1917 года, в день насильственного отречения от престола императора-страстотерпца Николая II.
13 февраля 1917 года благочестивая пожилая крестьянка Евдокия Андрианова, жившая в слободе Перерва под Москвой, слышала явственно во сне необыкновенный голос: «Есть в селе Коломенском большая чёрная икона. Её нужно взять, сделать красной, пусть молятся». Потрясённая сновидением Евдокия стала усердно молиться, обращаясь к Господу с просьбой открыть смысл таинственных слов. 26 февраля она увидела во сне необыкновенную, устремлённую ввысь белую церковь. В храме на троне восседала величественная Женщина, в которой Евдокия, не видя Её святого лика, сердцем признала Царицу Небесную. Вскоре Евдокия удостоилась во сне третьего видения. Ей была явлена икона, видение было смутное, деталей образа после пробуждения она вспомнить не могла, но общее впечатление особого царственного величия изображённой на иконе Богоматери осталось в сознании.
Исповедавшись и причастившись Святых Христовых Таин, Евдокия Андрианова отправилась в село Коломенское. В знаменитом Вознесенском храме она тотчас же узнала виденную во сне необычную белую церковь. Настоятель о. Николай Лихачёв не сразу поверил женщине и даже, по его словам, сначала склонен был осудить её за доверие к снам. Ни в одной из находящихся в храме икон Евдокия не узнала таинственный образ. И тогда отец Николай велел усердно искать икону повсюду: на колокольне, на лестнице, в чуланах, в церковном подвале. И вот в подвале, среди старых досок, тряпок и рухляди, в пыли нашли большую старую чёрную икону, на которой ничего нельзя было разобрать. Когда доску стали промывать от многолетней пыли и копоти, проявился лик Царицы Небесной. Матерь Божия с благословенным Богомладенцем Иисусом на коленях в багряной царской порфире, с короной на голове и скипетром и державой в руках восседала на троне. Впоследствии установили по записям в книгах Воскресенского женского монастыря, что икона эта прежде принадлежала ему и в 1812 году, перед нашествием Наполеона, в числе других икон при эвакуации монастыря из Кремля была передана на хранение в Вознесенскую церковь села Коломенское, возвращена потом не была, и в монастыре о ней забыли.
Прославить явление иконы приехал святитель Тихон, тогда ещё митрополит Московский, и благословил составить акафист Державному образу, взяв части из каждого акафиста иконам Пречистой, явленным в России, и назвать его «Акафист акафистов».
Среди верующих передавали слова, услышанные Евдокией Андриановой из уст Пречистой: «Сейчас Я Сама взяла державу и скипетр в Свои руки, а с иконою Державной посылаю Свою особую благодать и силу. Копии с этой иконы надо распространять среди людей в помощь им. Эта икона не спасает от испытаний, так как испытания нужны, чтобы пробудить духовную сторону в людях. Но кто во время испытаний будет с верою молиться у этой иконы, тот будет во время этих испытаний спасаем».
Известный поэт монархист Сергей Бехтеев посвятил явленной святыне проникновенное стихотворение:

Перед Твоей Державною иконой
Стою я, трепетом молитвенным объят,
И лик Твой царственный, увенчанный короной,
Влечёт к себе мой умилённый взгляд.
В годину смут и трусости бесславной,
Измены, лжи, неверия и зла
Ты нам явила образ Твой Державный,
Ты к нам пришла и кротко прорекла:
«Сама взяла Я скипетр и державу,
Сама Я их вручу опять Царю,
Дам царству русскому величие и славу,
Всех окормлю, утешу, примирю!..»
Покайся ж, Русь, злосчастная блудница,
Омой в слезах свой осквернённый стыд,
Твоя Заступница Небесная Царица
Тебя и грешную жалеет и хранит.

По молитвам перед Державной иконой Матерь Божия даровала верующим множество исцелений от телесных и душевных недугов. Икону стали возить по окрестным храмам, обителям, фабрикам и заводам. Бесчисленные копии с образа украшали храмы по всей России. После прославления Державной иконы Евдокия Андрианова собрала деньги на ризу к чудотворному образу и решила помолиться в Дивеевском монастыре и попросить благословение на возложение ризы. Тут она вновь удостоилась явления Божией Матери. Царица Небесная велела вернуть собранные деньги и не возлагать ризы на образ, так как скоро в России будут снимать ризы со всех икон, а после испытаний российских риза сама к ней подойдёт.
Через несколько лет после явления Державной иконы по всему Отечеству нашему списки её были изъяты из церквей, составители службы и канона расстреляны, а тысячи людей, осмелившихся хранить у себя её изображение, брошены в тюрьмы. В 1929 году из закрытого Вознесенского храма вместе с другими святынями была вынесена и Державная икона. Верующие считали, что её уничтожили, и потому, когда в конце 80-х годов обнаружилось, что Державная икона находится в хранилище экспонатов Отдела изобразительного искусства Исторического музея, многие не поверили, что там хранится явленная святыня. В апреле 1988 года икона была передана Историческим музеем на выставку, организованную к празднованию 1000-летия Крещения Руси в издательском отделе Московской патриархии, и появилась возможность её исследовать. Тщательное сличение иконы с фотографией, сделанной в иконописной мастерской Свято-Алексеевского монастыря в Москве при реставрации Державной иконы в 1917 году, показало – из музея действительно передан чудотворный образ Божией Матери, явленный 2 марта 1917 года. 27 июня 1990 года икону перенесли в действующую Казанскую церковь села Коломенское, где она пребывает и сейчас (в Вознесенском храме, в котором была явлена икона, богослужения не совершаются).
Первые копии чудотворного образа, написанные в предреволюционные годы, почти не сохранились. Одна из таких икон пребывает в московском храме мученика Иоанна Воина на Якиманке, который в советские годы не закрывался. Почитаемый список находится в Николо-Перервинском монастыре (Московская область). Образ, принесённый сюда монахиней Агнией весной 1991 года, стал одной из монастырских святынь, и в день празднования Державной иконы Божией Матери 2 (15) марта с ним совершается крестный ход вокруг обители.

Аверкий (Таушев), архиепископ Сиракузский и Троицкий (1906–1976):
Россия – «Дом Пресвятой Богородицы»

Пока чтил русский народ свою Заступницу и Покровительницу Пречистую Матерь Божию, легко и вольготно жилось на Русской земле, которую благословил Господь всяким изобилием, так что хлебом её кормились все народы мира. Росла и ширилась она, процветала и благоденствовала, восходя от силы в силу. Но позавидовал благоденствию русского народа враг вселукавый, возненавидел Русскую землю – «Дом Пресвятой Богородицы», – как опасный для него оплот истинной веры, веры православной, и замыслил уничтожить её. Хитро и льстиво подошёл он к русскому народу, соблазнив его обманчивыми мишурными благами западной лжекультуры. Постепенно, но систематически и настойчиво, неприметно для детски-простодушного взора вливался смертоносный яд змеиный в душу русского человека. Всё дальше и дальше отводил его враг от веры отцов, всё больше и больше отравлял его душу материализмом, неверием и безбожием, лукаво внушая ему, что это и есть истинные блага. Поддался вражьему обману доверчивый и детски-простодушный русский человек и… отступил от своего исторического призвания быть хранителем единой истинной, единой спасающей святой православной веры. Отвернулся от Божественного лика Пречистой своей Заступницы и Покровительницы, забыл все бесчисленные благодеяния Её. Страшно сказать, до чего дошли в своём ослеплении обезумевшие русские люди: они дошли до кощунственной хулы на Пречистую Матерь Божию.
Удивительно ли после этого, что Русскую землю постигли такие страшные, невероятные кровавые бедствия. Слишком велико было падение русского народа, поддавшегося обольщению сатаны. И этот грех, тяжкий грех богоотступничества и богоборчества, мог быть очищен только поистине огненным испытанием, слезами и кровью. Вот почему так называемое Белое движение не имело успеха. Мало было одного внешнего освобождения от большевистской власти. Ничего не дало бы оно русскому народу, в душах которого продолжал бы жить яд большевистский. Только путём тяжких страданий мог очиститься русский народ от своего страшного грехопадения. И эти страдания были даны русскому народу: даны ему на пользу. Мы верим, что эти страдания промыслительно попущены Богом, мы верим, что Матерь Божия не отступила от русского народа.
О том, что Матерь Божия не отняла окончательно Своего покрова над Русской землей, свидетельствует замечательное явление последней нашей чудотворной иконы в самый день отречения государя императора Николая Александровича 2 марта 1917 года – Божией Матери Державной. Эта икона представляет собой Божию Матерь в царской короне, со скипетром и державою в руках, в красной, как бы пропитанной кровью одежде, со взглядом очей, выражающим скорбь. Что это, как не то, что Матерь Божия Сама взяла в Свои руки верховную царскую власть над Русской землей, после того как русские люди отвергли своего государя, помазанника Божия? И Она со скорбью смотрит на тяжкие страдания русского народа и терпеливо ждёт, как истинная Мать, его покаяния и обращения к Богу.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
о Покрове Божией Матери

Державный Покров Матери Божией покрыл весь род христианский на все времена. Православная Россия – удел Божией Матери. Она являлась Сама на Руси тем святым, чьи сердца не знали тени порока: преподобным Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому и другим. Она посещала многострадальную, но верную Богу Русь многочисленными Своими иконами, ими являя русским людям Свой Покров. Про Матерь Божию можно смело сказать, что Она – неисчерпаемый океан чудес, явленных на Руси.
Наиболее почитаемые у нас иконы – Владимирская и Казанская. Их значение в жизни русского народа огромно. Они сделались всенародной святыней и знамением Небесного Покрова над Русской Церковью и нашим Отечеством. Архиепископ Херсонский Иннокентий (Борисов) назвал Казанскую икону «Русским Покровом» – Покровом Пресвятой Богородицы над Россией.
Особенно надо отметить чудесное явление иконы Божией Матери «Державная». Это произошло в день отречения от престола последнего русского императора, 2 марта 1917 года, в селе Коломенском под Москвой. В руках у Матери Божией были царские скипетр и держава. И  сказала Она, что отныне Сама будет охранять Россию. И теперь в России царство не от мира сего, теперь вместо царя правит страной Матерь Божия. И мы с вами ощущаем на себе Её державный Покров и заботу о русском народе.
Матерь Божия всегда защищала и миловала Русь, наказывала и вновь возвращала Свою любовь людям, прошедшим ради грехов своих сквозь страдания, покаянием и скорбями очистившим свои сердца. Но в нынешнее тяжкое время, когда земля состарилась, отягчилась неверием, беззаконием и невежеством в познании повелений Божиих, не отступила ли от нас Заступница наша Усердная, ревнуя о славе Сына Своего и Бога? Нет, дорогие мои, быть этого не может. Для матери бедствующее чадо ещё дороже. И пока на Руси хоть «малое стадо» несёт и сохраняет верность заветам Христа, надежду на заступление Матери Божией – мы не погибнем. Матерь Божия всегда есть и будет с теми, кто верен Её Божественному Сыну, кто идёт по Его зову путём вечного спасения. И наше верующее, знающее великую силу ходатайства Матери Божией сердце пусть всегда припадает к ногам Божией Матери со своими воздыханиями, нуждами, скорбями, во всех испытаниях и в минуты плача о грехах. И Она, Радость всех скорбящих, наша Небесная Мать, простирая Свой державный Покров, заступит и спасёт и помилует всех нас.

Татьяна Никитина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.