Моздокская икона Божией Матери

Образ Моздокской Божией Матери, древнейшей и самой почитаемой православной иконы в Осетии, хранился в Успенском соборе г. Моздока Терской области до 30-х годов XX века.
По преданию, происхождение его таково. Святая благоверная грузинская царица Тамара (1184–1212) ревностно заботилась о распространении и утверждении христианства среди подвластных ей горских народов, воздвигала и снабжала утварью и облачениями множество храмов в горах и ущельях, посылала туда для проповеди священников. В один из таких храмов, находившийся около осетинского аула Майрамыкау в Куртатинском округе, в дар новопросвещенным христианам она прислала список с афонской Иверской иконы Божией Матери. По преданию, образ был написан грузинским придворным иконописцем, человеком благочестивым, подготовлявшимся к своему труду сорокадневным постом. Икона вскоре прославилась чудесными знамениями. Три раза горела церковь, в которой стояла эта святыня, и каждый раз после пожара её находили невредимой на горе, неподалёку от храма. Тогда жители селения стали почитать её как чудотворную. Почти 600 лет дар святой грузинской царицы сохранялся в Осетии в маленькой церквушке в Карталинском ущелье.
После подпадания Алании под влияние ислама к верованиям ещё нетвёрдого в православии народа стали примешиваться мусульманские. С XVI века горцы начали постепенно входить в соприкосновение с расширявшимся Русским государством и вновь принимать от русских христианство. Чтобы влияние мусульманских мулл в Осетии не обратило горцев к прежним верованиям и обычаям, русское правительство пригласило их селиться на своей территории. В 1793 году осетины аула Майрамыкау Куртатинского округа, собиравшиеся поселиться на Терской линии, около города Кизляра, отправившись в дорогу, взяли с собой свою чудотворную Иверскую икону. Путники заночевали на берегу реки Терек у города Моздока. Ночью у арбы, где находилась чудотворная икона, был виден чудный свет. Когда на другой день осетины хотели продолжить свой путь, арба с иконой не двинулась с места. Никто не знал, что делать, пока один из них не рассказал, что ночью слышал голос, приказывающий оставить святую икону на том месте, где стояла арба. Как ни тяжело было расставаться с дорогой святыней, они поставили её на указанном месте. Слух о чудотворной иконе и обо всех обстоятельствах её прибытия скоро дошёл до преосвященного Гаия (Токаова), епископа Моздокской кафедры. С торжественным крестным ходом он вышел из города, отслужил перед иконою молебен и вознамерился поставить её в Моздокском кафедральном соборе. Но ему чудесным образом было открыто, что икона должна оставаться там, где провела ночь в арбе. Вскоре здесь была построена часовня, в которую и поместили икону. В 1796–1797 годах на месте часовни был выстроен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, при котором основана женская обитель. По указу Святейшего Синода в октябре 1799 года Моздокская епархия была упразднена, Успенский монастырь закрыт. Но, несмотря на опустение обители и общий упадок христианской жизни в крае, к иконе, называемой уже Моздокской, продолжали стекаться богомольцы, привлекаемые славой истекавших от неё многочисленных чудес.


Во время Кавказской войны в 1840 году к Моздоку подошли отряды горцев под предводительством имама Шамиля. По преданию, здесь Шамилю явилась в видении женщина в белом одеянии и приказала не трогать город.


На протяжении многих веков Моздокская икона Божией Матери, икона-апостол, как называл её святитель Игнатий (Брянчанинов), служила главным связующим звеном между горными народами Кавказа и православием. Благодаря дивным знамениям, явленным от Моздокской иконы, многие семейства не только осетин, но и черкесов сохраняли веру. «Осетины признают икону своею собственностию, питают к ней пламенную привязанность… Икона славна в горах. На поклонение ей стекается множество горцев-магометан. Армяне григорианского исповедания чествуют икону наравне с православными. Икона совершает множество исцелений, под нею на шнуре висят многочисленные серебряные изображения членов человеческого тела, привешенные получившими исцеления, – писал святитель Игнатий в бытность свою на Кавказской кафедре в «Записке о чудотворной иконе Иверской Божией Матери в Моздокской Успенской церкви». – Многие магометане, поражаемые чудесами, совершающимися при иконе, принимают христианство. Весьма многие магометане по той же причине, питая доверенность к иконе, питают доверенность и к христианству. Икона – апостол. Точно! Чудотворная икона Божией Матери совершает в здешнем крае служение апостола, споспешествуя христианству и свидетельствуя оное знамениями».
Святитель Игнатий озаботился созданием достойного храма для этого моздокского «апостола», и в 1860 году выдал храмоздательную грамоту на строительство новой церкви. После многолетних трудов по сбору средств и возведению храма в 1894 году был освящён новый величественный Успенский собор. Пятикупольный крестообразный храм, выполненный в русско-византийском стиле, стал самым большим на Северном Кавказе (высота 72 м). Моздокская икона Пресвятой Богородицы пребывала здесь в киоте за правым нижним клиросом.
После 1895 года по инициативе архиепископа Владикавказского и Моздокского Владимира (Синьковского) был организован ежегодный перенос кавказской святыни из Моздока во Владикавказ. Многолюдный крестный ход с иконой шествовал через христианские и мусульманские аулы Северной Осетии, и здесь совершая апостольское служение.
Моздокская икона чтилась по всему Кавказу, в Донской области и в Воронежском крае. В дни её празднования в просторной ограде Успенской церкви Моздока для всех не хватало места. Здесь можно было встретить не только православных, но и армяно-григориан, армяно-католиков, лютеран, старообрядцев и мусульман. У православных осетин и кабардинцев был обычай приходить к церкви накануне праздника и проводить в молитве всю ночь. Многие из осетинских и кабардинских женщин шли сюда босиком, а ночью с молитвой на устах по нескольку раз на коленях обходили храм.
Перед осетинской святыней коленопреклоненно молился последний император Николай II. Произошло это 4 декабря 1914 года, когда он посетил Владикавказ на обратном пути с турецкой границы (шла война, и государь побывал в Закавказье, дабы личным присутствием ободрить Кавказскую армию). Специально по этому случаю в Михайло-Архангельский кафедральный собор из Моздока была доставлена чудотворная икона. На память о пребывании в Терской области царю была подарена её копия.
После Октябрьской революции 1917 года Успенский собор начал приходить в упадок, а во время Великой Отечественной войны пострадал от бомбардировок. После войны здание собора восстанавливать не стали, а в 1958 году по решению исполкома горсовета полностью снесли, на его месте был сооружён памятник Ленину.
В г. Моздоке и по сей день можно увидеть множество паломников в те дни, когда установлено празднование Моздокской иконе  – на Преполовение Пятидесятницы и на Успение Богородицы. К сожалению, сегодняшние богомольцы имеют возможность приложиться только к списку с чудотворного образа в Успенской церкви – подлинник после революции бесследно исчез. Точный список с Моздокской иконы чтится в Свято-Никольском храме города Прохладного в Кабардино-Балкарии.
По установившейся многолетней традиции в Моздокском благочинии каждый год совершается продолжительный – с Преполовения Пятидесятницы до дня Святого Духа – крестный ход с чудотворным образом Божией Матери.

Татьяна Никитина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.