Икона Божией Матери «Призри на смирение»

За двухтысячелетнюю историю христианства прославились чудотворениями около тысячи образов Божией Матери. К их числу относится и редкая икона «Призри на смирение». Иконографически образ принадлежит к типу «Одигитрия» («Путеводительница»). На нём изображена Пречистая Дева, увенчанная короной, держащая в правой руке скипетр; левой рукой Она придерживает Младенца, стоящего на Её коленях и держащего в левой руке державу – символ власти над миром.
Впервые икона явилась в 1420 году у Пскова, на Каменном озере. Обстоятельства чудесного явления неизвестны, но можно предположить, что это событие произошло в утешение и ободрение псковичей в период большого бедствия, «морового поветрия», свирепствовавшего на псковской земле в княжение Василия II Дмитриевича, при архиепископе Новгородском и Псковском Симеоне.

Троицкий собор во Пскове

В псковской летописи есть два свидетельства о святой иконе. Одно из них гласит: «В лето 6934 (1426) за старым Коложем, на Камене озере, бысть знамение: от иконы святыя Богородицы идяше кровь, месяца септевриа в 16 день; сие убо знамение прояви нахождение поганого князя Витовта и многое пролитие христианских кровей». В другом указании на кровавое мироточение от образа говорится: «В лето 6934 (1426), тоя же осени, бысть знамение от иконы святыя Богородицы, на Камене озере, у Василия у двора: шла кровь из правого ока, и на место капала, где стояла, и на пути шла кровь, как везли, от иконы в убрус, как в Псков проводили икону Пречистыя, месяца сентября в 16, на память святыя великомученицы Евфимии».
Это знамение стало предвестником трагических событий: в тот год во Пскове был голод от Ильина дня до Крещения, во время случившегося весной пожара сгорело 40 дворов, а литовский князь Витовт расторг мир со Псковом и пришёл с татарами завоёвывать псковские земли.
После чуда истечения от иконы кровавых слёз она была перевезена во Псков и хранилась в соборном Троицком храме. Празднование было установлено в память этого перенесения.
В псковском Троицком соборе пребывало множество православных святынь, среди которых можно упомянуть сохранившуюся до нашего времени чудотворную Чирскую икону Пресвятой Богородицы в драгоценной ризе, богато украшенной жемчугом и алмазами, Тихвинский образ Богоматери, множество ценной церковной утвари, княжеских грамот и других исторических и культурных памятников. Однако большинство этих реликвий до наших дней не дошло. Больше всего ризница страдала от частых опустошительных пожаров. Самый большой ущерб был нанесён пожаром 1609 года, в огне которого погибли многие бесценные святыни, и мало что сохранилось от прежнего убранства храма. В своих работах знаменитый исследователь отечественных древностей преосвященный Евгений (Болховитинов), впоследствии митрополит Киевский, а также граф М. Толстой говорят о том, что в нём удалось найти очень мало предметов глубокой древности. В XIX веке была составлена подробная опись ценностей, находящихся в Троицком соборе. Поскольку упоминания о древней иконе «Призри на смирение» в ней нет, можно предположить, что псковский чудотворный образ погиб во время одного из постигших соборный храм стихийных бедствий. Сейчас чтимая копия иконы находится справа от алтаря в Троицком кафедральном соборе псковского Кремля.
Других списков иконы «Призри на смирение» известно немного. Один из них, из Сретенского храма Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, был келейным образом всероссийски известного старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина), после его кончины икону из кельи перенесли в церковь.
Один из чтимых списков конца XVII века находится и поныне во Флоровской Вознесенской женской обители в Киеве. Второй – список подлинной иконы, тоже почитаемый как чудотворный, – украшает в настоящее время главный храм в Киевском Свято-Введенском мужском монастыре.

Введенский монастырь в Киеве

По преданию, эта икона была написана в XIX веке некой княгиней, принявшей схиму с именем Мария, которая, трудясь над образом, непрестанно читала Иисусову молитву, строго постилась и ежедневно причащалась. Сохранились свидетельства, что икону она писала не обычной кистью, а особой – сделанной из святых мощей, краски же для своей работы замешивала на святой воде.
В богоборческие годы советской власти этот образ удалось уберечь. В 20-е годы священником Введенского монастыря, тогда женского, был отец Борис Квасницкий, который вместе со своей семьёй проживал при обители, он и спрятал у себя святую икону. В 1937 году его репрессировали, но перед арестом он успел передать образ своей духовной дочери – насельнице Введенского монастыря монахине Феофании (в схиме Феодора, в миру Феодосия Дмитриевна Тоцкая, † 1994), которая 55 лет хранила у себя святыню. Когда в 1961 году Введенскую обитель разогнали, матушка Феофания переселилась во Флоровский монастырь, где святая икона стояла в её келье. Каждый год 29 сентября, в день памяти иконы, вечером перед ней читался акафист Пресвятой Богородице, а утром служился молебен с водосвятием. В 1992 году монахиня отдала её во Введенскую церковь бывшего Введенского мужского монастыря, в которой тогда возобновились богослужения.
Ещё во Флоровском монастыре от иконы исцелилась глухонемая девочка. Малышка ждала в келье свою бабушку, ушедшую по делам с монахиней Феофанией. Вернувшись, они обнаружили больного от рождения ребёнка говорящим и слышащим. Девочка указала на икону и объяснила это, как могла: «Тётя на меня подула».
Чудо, которое широко прославило этот образ Божией Матери, было явлено летом 1993 года. Настоятель Введенской общины, игумен Дамиан, обнаружил, что икона Божией Матери «Призри на смирение», которая находилась в киоте за стеклом, потемнела. Было решено пригласить реставраторов. Когда с киота сняли раму, на стекле обнаружили серебристый отпечаток, в точности повторивший силуэты Богоматери и Младенца. Киевские учёные потребовали проведения исследования этого отпечатка, а также и чудотворной иконы. В храм была привезена специальная аппаратура, и сотрудники Института судебной экспертизы, Политехнического и других киевских научных институтов приступили к исследованию непонятного явления. Через год работы никто так и не смог объяснить, как и почему возник отпечаток, учёными было лишь подтверждено, что светло-серое изображение на стекле состоит из тонкого налёта органических кислот и является нерукотворным отражением иконной росписи, но с некоторыми отличиями: на чёрном фоне рисунок выглядит негативом, а на светлом – позитивом. Стекло с чудесным отображением было установлено в киоте рядом с иконой, после чего было зафиксировано большое количество исцелений. В 1995 году Священный Синод постановил считать Киевскую икону Божией Матери «Призри на смирение» чудотворной, с празднованием в её честь 29 (16) сентября.

Татьяна Никитина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *