Партизанский
батюшка

Александр Плавинский
Родился 23 мая 1965 года в деревне Нестёрки Вилейского района Минской области. Окончил химический факультет Белорусского государственного университета имени В. И. Ленина и аспирантуру Института биоорганической химии Академии наук Беларуси.
Автор книг: «500 лет роду Плавинских», «Подпольщики без грифа “секретно”», «Латыгольская летопись», «Долгиновская летопись», «Куропаты – у истоков исторической сенсации», «Латыгольская церковь (1771–2021)».
Член общественного объединения «Союз писателей Беларуси», общественного объединения «Военно-научное общество», Белорусской ассоциации ветеранов подразделений специального назначения войск МВД «Честь».


Много тайн и интересных историй хранит деревянная церковь Святителя Николая Чудотворца, расположенная в д. Латыголь Вилейского района Минской области. За свои четверть тысячелетия храм был свидетелем различных событий – радостных и печальных, трагических и героических.
Отдельного внимания заслуживает судьба одного из авторитетных пастырей Белорусской православной церкви, Виктора Васильевича Бекаревича. Его древний род был известен ещё со средних веков. В документах Санкт-Петербургского архива, относящихся к 1640 году, даже сохранились данные о протоиерее Бекаревиче, далёком предке Виктора Васильевича, служившем в поместной церкви.
За прошедшие века родовые ветви семейного древа разрослись, но линия духовных пастырей среди потомков не прервалась и поныне. Так что семейные традиции у этого рода очень давние и прочные. Почти все мальчики посвящали себя служению Богу и людям. Эти славные традиции рода Бекаревичей предопределили и судьбу Виктора.
Сын сельского священника, он родился 24 ноября 1915 года в селе Великие Дольцы Витебской губернии. Много было памятных событий в жизни Виктора. В детстве глубокий след оставил 1919 год. Солдаты, солдаты… То красные придут, то белые. Устраивали постой в селе, обед прямо на улице варили… Как-то красноармейцы даже конфет дали, в клуб пригласили. Долго потом он эти конфеты вспоминал… и красивую церковь в Долгинове. А потом отца Василия перевели из Долгинова в Мильчу. Через год, после подписания мирного договора, рядом прошла государственная граница. Бекаревичи всей семьёй оказались на территории Польши. Жили у самой границы. Дом был большой, но две-три комнаты в нём занимала таможня. Виктор слышал, как ночью ловили контрабандистов, крики, стук…
В Мильче пробыли приблизительно до 1928 года. Жилось трудно. Семья большая – пятеро детей. Как-то раз из Советского Союза пришло ценное письмо, а в нём два карбованца. А карбованец тогда сорок злотых стоил! А сорок злотых – это двадцать пудов хлеба. Так и помогали им родственники из-за границы.
Вскоре польские власти начали проводить перепись населения. Пришли к отцу Василию, спросили, желает ли он польское гражданство принять? Местные, наученные горьким опытом, соглашались, а батюшка – нет! Я, мол, подданный Святой Руси… Ох как потом это сказалось на детях… Выбор Виктором жизненного пути, как уже отмечалось, был предопределён семейными традициями. Сначала народное училище, потом девять лет учёбы в Виленской духовной семинарии. Завершил образование он на богословском факультете Варшавского университета.
Сентябрь 1936 года оказался для молодого священника особенно памятным. В то время Виктор стал выпускником семинарии, его невеста – Александра Владимировна Альбова – выпускницей польской гимназии. Они венчались в Латыгольской церкви 6 сентября 1936 года. 21 сентября того же года отец Виктор был рукоположён в дьякона, а через неделю – в иерея. Тогда же его назначили настоятелем Ильинской Свято-Иосифской церкви, и он поступил на богословский факультет Варшавского университета.
Занимался стационарно, выкручивался как мог. Старался быстрее сдать несколько зачётов – и домой, в приход. Там ведь его ждала молодая жена… Преподаватели понимали и шли навстречу: сами на недельку-другую раньше отпускали на каникулы.
Тестем отца Виктора был Владимир Николаевич Альбов, настоятель Латыгольской церкви. Но вскоре опять вмешались власти. Мол, кто не гражданин Польши, тот не имеет права быть настоятелем. Всё рушилось. Два года учёбы в Варшаве пошли прахом, оттуда выгнали. Родился второй ребёнок, пришлось потуже затянуть поясок. Приход в Илье отняли. 11 января 1939 года Виктора Васильевича назначили настоятелем в Латыгольскую Свято-Николаевскую церковь, где он прослужил 17 лет. Василия Сафроновича Бекаревича вывели за штат. Неизвестно, чем бы всё это кончилось, но подоспел сентябрь 1939 года, Беларусь стала единой. Бекаревичи снова почувствовали себя людьми, а не гражданами второго сорта. Хотя и тут были свои проблемы: отношение советской власти к религии нельзя было назвать тёплым. Когда пришли немцы, Василий Сафронович стал опять служить в храме. Немцы не трогали, и он молчал.
Во время Великой Отечественной войны отец Виктор делил все горести с прихожанами. Он чувствовал себя в ответе не только за собственных маленьких детей, жену, но и за 25 деревень, жители которых составляли его приход. Не только молитвами священник помогал людям. Без стеснения шли прихожане в его дом: знали, что тут в помощи никому не откажут, по-братски поделятся последним куском хлеба. Отца Виктора уважали не только за сан, но и за искренность, доброту.
После освобождения от немецко-фашистской оккупации он рассказывал: «Взаимовыручка и доброжелательность спасли нас всех, дали возможность выстоять в те страшные годы». Это не пустые слова и не пафосная риторика. Ведь как без помощи односельчан он мог бы почти год прятать двух военнопленных, бежавших из фашистских застенков в Молодечно? Назвавшиеся Колей Грачёвым и Володей Мурашовым парни были рабочими-коммунистами из Тулы. Только через три месяца, когда они убедились, что батюшка свой, по-настоящему партизанский, открылись ему полностью. Рискуя не только своей жизнью, но и домочадцев, он лечил и выхаживал их, пока ребята не поправились. Благодаря Бекаревичу оба оказались в партизанском отряде. Память Виктора Васильевича хранила много эпизодов военных лет. И хотя ему не довелось участвовать в боевых сражениях (ещё в семинарии он присягал служить до смерти вере), но в победу над фашизмом и латыгольский батюшка внёс вклад. Отец Виктор активно помогал партизанам в борьбе с оккупантами, помогал им медикаментами, которые доставал у немцев.
Недаром в его военном билете рядом с пометкой «военному делу не обучен» соседствовала запись «…был связным партизанского отряда». Однажды в 1944 году, преодолев две сотни километров от базы, приехал к священнику комиссар партизанского отряда, чтобы выполнить последнюю волю Володи Мурашова. Умирая на руках комиссара, тульский паренёк взял с того клятву, что он передаст латыгольскому батюшке: «Володя честно погиб за Родину».
Вспоминая Мурашова, каким он был, Виктор Васильевич и матушка Александра Владимировна долго плакали о погибшем, читали молитвы. Володя был очень добрым, удивительно работящим и честнейшим человеком.
В феврале 1944 года священник Виктор Бекаревич передал подпольному Молодечненскому РК КП(б)Б и подпольному РК ЛКСМБ 5100 рублей. Штаб партизанского движения БССР 24 ноября 1944 года выдал отцу Виктору официальную справку о том, что он является связным партизанского отряда имени Григория Котовского.
Родина отметила заслуги протоиерея Виктора Бекаревича, наградив его орденом Отечественной войны II степени и двумя медалями. 11 апреля 1947 года патриарх Алексий вручил латыгольскому священнику наперсный крест. В 1952 году ко дню Святой Пасхи его наградили саном протоиерея.

После войны мирная жизнь налаживалась. Подрастали в семье Бекаревичей дочери Ирина (родилась 06.06.1939), Ариадна (06.09.1940), Вера (16.09.1941) и сын Николай (19.05.1945). И тут пришло очередное испытание.
По взглядам отец Виктора Васильевича был монархистом. В 1948 году, когда у Василия Сафроновича произвели обыск, нашли много церковной литературы, а ещё и дворянскую грамоту… Расстрел заменили на четверть века лагерей.
Первое время он сидел в Волковысской тюрьме. Оттуда и пришло письмо Виктору Бекаревичу, в котором его отец сообщал, что в тюрьме сидят шесть православных священников и три католических ксёндза. Все они хотят причаститься и просят привезти им святое причастие.
Получив в Минске разрешение на свидание, будущий протоиерей впервые ехал со святым причастием к родному отцу. Ждали его и другие священники. Тюремное начальство также не стало чинить препятствий отцу Виктору. В то памятное свидание Василий Бекаревич признался сыну, что помилования просить не будет. Вскоре его выслали в Сибирь. Виктор вернулся в Латыголь. Но мысли об отце не покидали его.
Однажды молодому Бекаревичу приснился странный сон. Будто пришёл он в деревянный кинотеатр через боковую дверь, а там, в президиуме, за столом, покрытым красным сукном, сидят пять-шесть человек. В первом ряду зрительного зала человек семь разместились, и среди них его отец в белом подряснике. Виктор схватил своего отца и вытащил из этого кинотеатра.
Когда батюшка проснулся, сразу сел за письмо к первому секретарю ЦК КПСС Никите Хрущёву. Примерно через полгода, в 1953 году, отца Виктора Васильевича выпустили. О том времени у младшего Бекаревича остались на память копия дворянской грамоты да справка об амнистии, в которой сказано, что смертная казнь священнику Василию Сафроновичу Бекаревичу, 1882 года рождения, уроженцу деревни Чеботовичи Дисненского района, сначала была заменена 25 годами исправительных лагерей, а затем он за отсутствием вины был полностью реабилитирован.
Не оставался протоиерей Виктор в стороне от забот паствы и после Победы. Вместе со всеми он восстанавливал местное хозяйство, благо­устраивал быт, думал о будущем детей. По ходатайству Бекаревича в деревне Латыголь вместо семилетки открыли школу-десятилетку. По тем временам это была радость не только для родителей и детей, но и для районных властей.
С 1951 по 1955 год отец Виктор был благочинным Вилейского округа, затем – настоятелем Свято-Аннинского храма в Столбцах и благочинным Столбцовского округа. В 1960 году его назначили настоятелем Свято-Александро-Невской церкви (при Военном кладбище) Минска и одновременно секретарём Минского епархиального управления (по 1960 г.). В 1970 году по решению Священного Синода и по благословению святейшего патриарха Московского и всея Руси Пимена Бекаревич стал настоятелем Свято-Николаевского собора в Вене, столице Австрии. Одновременно отец Виктор нёс и административное послушание, будучи секретарём местного епархиального управления.
По возвращении в 1979 году на родину отец Виктор продолжал настоятельское служение в Свято-Александро-Невском храме. В 1986 году по представлению митрополита Филарета за усердное служение Матери Церкви и полувековое священство его наградили Патриаршим Крестом, а в связи с 80-летием со дня рождения – орденом Святого равноапостольного князя Владимира II степени.

Посвятив всю сознательную жизнь служению Богу, отец Виктор особенно ярко проявил талант как пастырь душ человеческих. Где бы ему ни приходилось нести служение – в сельском приходе в Вилейском районе или в Минске, – везде он искренне и самоотверженно исполнял священный долг. Трудно переоценить вклад отца Виктора в воспитание традиций благочестия и христианской нравственности, в возрождение, сохранение и приумножение духовного и культурного наследия белорусского народа. Он стал человеком-легендой не только для своих прихожан, но и для многих людей, просто лично знакомых с ним. Умер Виктор Васильевич Бекаревич в августе 2002 года.
Ещё при жизни священника в краеведческом музее на его родине был собран богатый материал о его судьбе и делах. Режиссёр Владимир Орлов по проекту телеканала ОНТ снял о нём документальный видеофильм «Батюшка».
А в сентябре 2021 года благодаря местным жителям и краеведам вблизи Латыгольского храма состоялось торжественное открытие и ­освящение мемориала протоиерею Виктору Васильевичу Бекаревичу.
В истории Беларуси это, без преувеличения, первый случай увековечения памяти священника – связного партизанского отряда, участника Великой Отечественной войны.

Александр ПЛАВИНСКИЙ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.