Казаки и основание Тамбова

Освещая историю Тамбова в средствах массовой информации или на различных встречах, экскурсиях или мероприятиях, зачастую не уделяют внимания участию казаков в основании и становлении города-крепости. Казачество внесло огромный вклад не только в развитие Российского государства, но и в становление Тамбова как одного из форпостов на рубежах России.

Во второй половине XVII века правительство приняло ряд мер, которые должны были прекратить набеги крымских, ногайских татар и калмыков на юго-восточные окраины Российского государства. Согласно этим планам в середине 30-х годов XVII века были основаны города-крепости Козлов (современный Мичуринск) и Тамбов. Города, выполняющие функцию крепостей, нуждаются в опытных воинах, имеющих практику и навыки ведения как оборонительных, так и наступательных действий. Козлов и Тамбов начали заселяться служилыми людьми, и в первую очередь казаками.

Первыми тамбовскими служилыми стали выходцы с Дона и Запорожья. 17 марта 1636 года правительство издало указ, согласно которому в место строительства новой крепости Тамбов переехало на жительство 45 атаманов и казаков с Дона. Донские казаки разместились в слободе Кузьмино-Гать (там и сейчас живут их потомки). По прибытии на новое место казакам выделили земельные наделы, хлебное жалование и денежное пособие для каждой семьи «на дворовую селитьбу и зов», «на ружьё» и другие расходы. Много казаков и атаманов с Дона поселились отдельной слободой Лысые Горы, образовав своеобразный форпост с северной стороны нового пограничья.

Запорожские казаки прибыли на Тамбовщину в количестве 73 человек и стали селиться в Панской слободе города-крепости Тамбова, пользовались привилегиями бело­слободцев, а позднее слились с полковыми казаками. За «выход» бывшие запорожцы получали по 5 рублей, их матери и жёны – по 1 рублю, дети возрастом до 15 лет – по полтине, дети старше 15 лет – по 1 рублю. Кроме того, казаки получали «государево» денежное жалованье в размере 5 рублей, а атаманы – по 7 рублей и хлебное жалованье.

Одновременно с Тамбовом возникла Покровская казачья слобода. Казаки Покровской слободы в основном несли службу на Татарском валу, защищая и охраняя город от набегов и осад. Тамбов выдержал 86 осад, принимая на себя удар как пограничный форпост Белгородской черты.

Освящение города-крепости Тамбова состоялось 1 октября 1937 года, в день Покрова Пресвятой Богородицы. Таким образом, Покровская церковь была не только местом духовного окормления служилых людей, но и особым символом покровительства Богородицы защитникам города-крепости. В 60-х годах XVIII века деревянная Покровская церковь сгорела, и на её месте в 1763 году построили новую, каменную, которая стоит по сей день. Рядом с церковью было казачье кладбище, где находили последний земной приют казаки, павшие в боях против недругов. Покровское кладбище функционировало ещё до 1800 года, а в начале 1801 года по указу Синода было закрыто. Это место не застраивалось, т.к. это считалось большим грехом и оскорблением памяти первых защитников города Тамбова и упокоенных при церковном погосте. Покровская церковь была передана под управление военного ведомства, но для народа она всё ещё была казачьей церковью. Только после 1917 года она стала именоваться «солдатской». До 1918 года в этой церкви хранились все военные трофеи тамбовских полков и тамбовского ополчения, добытые в Отечественной войне 1812 года, в турецкой войне 1877–1878 годов. После известных революционных октябрьских событий Покровская церковь была разграблена. Сейчас на этом месте находится Кронштадтская площадь, также известная как парк «Сочи».

Хочется заметить, что до революции у здания духовной семинарии (сейчас корпус Тамбовского государственного технического университета) стоял памятный крест, установленный в честь казаков, похороненных на Покровском кладбище, погибших в бою при отражении набегов на Тамбов. В настоящее время на казачьем кладбище стоит памятник Тамбовскому мужику.

Казаки селились также в Полковой слободе, которая находилась за восточной стеной современного Вознесенского монастыря. Полковая слобода была построена без всякого плана, и дома стояли в хаотическом порядке. Казаки, как и другие служилые люди, проживали своими семьями в маленьких избушках, сделанных из дерева, с соломенными крышами. Отапливались дома по-чёрному, а вместо стёкол в окнах были бычьи пузыри. Только спустя 200 лет все 148 казачьих семей (!) были переселены на земли близ границ города Тамбова. Так появилось село Полковое, которое существует и ныне, располагается недалеко от села Донское, пригорода современного Тамбова. Село Донское основано полковыми казаками во время строительства крепости. В те времена оно называлось Пячихильской слободой в честь речки Пячихильки, левого притока реки Цны. В 1719 году первые ревизские сказки упоминают, что к тому времени в слободе проживало 55 казачьих семей общим числом мужского населения 898 человек.

С другой стороны города-крепости, на левом берегу Цны, в 1648 году расположилось село Бокино, перенесённое с правого берега. Мужское население села было переведено в казаки и стало охранять валовые укрепления. В 1676 году монах Антоний при исчислении налога местной церкви писал: «Церковь Николая Чудотворца в с. Тамбовщине. Да в приходе к той церкви казачьих 131 двор, бобыльских три двора». В первой ревизской сказке 1719 года можно прочитать, что в селе Бокино проживают казаки, есаулы, солдаты. Только одних есаулов и казаков насчитывается 133 человека.

Как мы видим, строительство города-крепости Тамбова началось с прибытия казаков на нашу тамбовскую землю. Именно казаки стали костяком тех служилых людей, которые стояли в основе строительства крепости и тамбовского войска, защищавшего рубеж Российского государства. Скорбит душа современных казаков, что нет в Тамбове памятника, посвящённого тем казакам-воинам, потомки которых впоследствии прославляли своими подвигами на исторических полях брани Тамбовскую область. Отечественная война 1812 года, Первая мировая война, Великая Отечественная война 1941–1945 годов, военные конфликты новейшей истории России дали множество ярких примеров таких подвигов.
Современный Тамбов расстраивается и расширяется. Старый город постепенно уходит в небытие, унося с собой память о наших предках-казаках. Военно-патриотическое и историческое воспитание молодёжи строится в основном на периоде, начинающемся с 1941 года. Таким образом, из сознания народа постепенно уходят подвиги и героизм тех, кто строил великую Российскую империю, являя чудеса силы духа и любви к Отечеству. Вместе с тем в учебных заведениях не только города Тамбова, но и всей Тамбовской области проводится большая работа по изучению тамбовского краеведения. Отдельной и важной темой в рамках этой дисциплины может стать ознакомление с ролью казаков в строительстве и защите города-крепости Тамбова.

Тамбовское казачество, история которого начинается с первой половины XVII века, было, есть и будет на нашей земле! Храня память о казаках-воинах, строителях и защитниках нашего любимого города Тамбова, казаки Тамбовской области будут нести ответственность перед своими потомками за сохранение и укрепление родного края.

Игорь Мартынов,
войсковой старшина, заместитель атамана Тамбовского отдельского казачьего общества

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.