Все на уборку урожая!
ИЗ ИСТОРИИ ДВИЖЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКИХ ОТРЯДОВ
В середине 1950-х годов перед страной стояли задачи дальнейшего развития сельского хозяйства, требовавшие в короткий срок поднять целинные и залежные земли. Именно в Казахстане появились, прошли жизненную проверку и получили широкое распространение способы организации труда, быта, идейно-политической, культурно-массовой работы, шефства над местным населением студенческой молодёжи в период летних каникул, которые впоследствии стали неотъемлемой частью учебной, воспитательной работы в вузе и немаловажным фактором в экономике страны. Складываясь вначале как общественные новации, основные принципы организации и деятельности студенческих отрядов с развитием движения получали закрепление в локальных актах, принимаемых комсомольскими органами. Рост числа отрядов, необходимость организационного их объединения обусловили принятие в 1962 году первого Устава студенческих строительных отрядов. Добровольность формирования и самоуправление в отрядах, сочетание хозяйственной деятельности с идейно-политической работой среди местного населения, строгая сознательная дисциплина и ответственность без скидок на молодость – таковы основы отрядной уставной жизни. Формировалась определённая культура участия студентов в строительных работах в своих вузах и техникумах. Студенты работали в составе бригад, которые возглавляли сами студенты и производственные мастера.
На рубеже 1950-х – начала 1960-х годов начинается новый этап в развитии форм участия студенческой и учащейся молодёжи в общественно-производительном труде – создание студенческих строительных отрядов (ССО), которые качественно отличаются от предыдущих форм организации работы молодёжи во время каникул.
Движение студенческих строительных отрядов – это не идея какого-то конкретного вуза или отдельной комсомольской организации, это опыт организации труда студентов многих учебных заведений страны. В популярной и научной литературе широко бытует мнение, что инициаторами этого почина выступили студенты физического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Анализ имеющихся источников показывает, что одновременно с ними, в частности летом 1959 года, около 10 тыс. ленинградских студентов по решению обкома партии трудились на строительных объектах, 17 студенческих отрядов Литвы освоили в республике 3 млн рублей, а студенты Горьковского и Ростовского инженерно-строительных институтов, проведя весь цикл профессиональной подготовки, ударно работали на возведении производственных и культурно-бытовых объектов в Казахстане. Тогда же на целинные стройки выезжали студенческие отряды многих вузов и техникумов Москвы, Украины, Воронежа, Новосибирска, Куйбышева, Саратова, Казани и Свердловска. В январе 1960 года газета «Комсомольская правда» опубликовала письмо-обращение секретарей комитетов комсомола четырёх вузов, в том числе МГУ и строительного техникума Москвы, с рассказом об опыте формирования ССО. Они призвали студентов страны создавать строительные отряды для работы на целине. Таким образом, говорить о приоритете в патриотическом начинании какого-либо вуза трудно и неправомерно. Хотя сам по себе опыт деятельности комсомольской организации Московского университета, конечно, представляет интерес.
Идея создания строительного отряда в МГУ родилась среди студентов физического факультета во время уборки целинного урожая летом 1958 года в совхозе «Булаевский» Северо-Казахстанской области, когда им по просьбе администрации пришлось участвовать в возведении и ремонте производственных помещений. Инициатива студентов по созданию ССО была поддержана руководством совхоза и Булаевского райкома партии, которые обратились в ректорат и партком университета с просьбой о направлении в Казахстан строительного отряда летом 1959 года. Рассмотрев предложение студентов и просьбу целинников, комсомольская конференция физфака приняла решение о формировании и направлении в Казахстан строительного отряда.
Студенческие строительные отряды, сформированные в 1959 году из комсомольцев вузов и техникумов столицы, качественно отличались от формы объединения юношей и девушек для уборочных работ. Это, прежде всего, касалось вопросов организационного строения, взаимоотношений с хозяйственными организациями, подготовки и организации производственной деятельности, идейно-воспитательной и общественно-политической работы. Будущие специалисты объединялись в единый коллектив сознательно и строго на добровольных началах.
В период учебного семестра была проведена профессиональная подготовка участников летних работ по строительным специальностям. Деятельностью отрядов, начиная с подготовки, руководили специальные штабы, которые были утверждены комитетами комсомола.
Жизнь этих коллективов была построена на основе организационной и производственной самостоятельности (студенческое самоуправление, заключение договорных обязательств на строительные работы между совхозом и ССО и т.д.). Члены отрядов выработали и приняли устав своего коллектива, обязательный для каждого бойца. Были составлены планы идейно-воспитательной и общественно-политической работы, которые согласовывались с партийными и комсомольскими организациями целинных совхозов и колхозов.
Летом 1959 года 339 студентов физического факультета приняли активное участие в строительстве производственных и культурных объектов совхозов «Булаевский», «Ждановский», «Узункульский» Северо-Казахстанской области.
Опыт работы студентов на строительных площадках в составе ССО показал, что такая форма организации труда даёт возможность лучше использовать энтузиазм молодёжи, повысить эффективность производственной деятельности.
Призыв участников строительных отрядов 1959 года, опубликованный в «Комсомольской правде», нашёл горячий отклик у студенческой и учащейся молодёжи страны. Летом 1960 года только в Булаевском районе в ССО работали уже 520 студентов трёх факультетов МГУ. Они сооружали различные производственные и культурно-бытовые объекты. «Дирекция совхоза, партийная и комсомольская организации, рабочие и служащие совхоза очень благодарны студентам МГУ за самоотверженный труд, за их помощь совхозу и надеются, что эта дружба с каждым годом будет крепнуть», – такую оценку дали работе молодёжи директор и секретарь парторганизации Булаевского совхоза.
В 1961 году на стройках целинного края в течение двух месяцев работали 1260 юношей и девушек из вузов Москвы и Ленинграда. Отряду МГУ по итогам трудового семестра было вручено Красное знамя Булаевского райкома партии, а комсомольской организации физфака – медаль «За освоение целинных и залежных земель».
ЦК ВЛКСМ, изучив опыт организации студенческих отрядов, в июне 1962 года принял первое в истории Союза молодёжи постановление «Об участии комсомольских организаций вузов Москвы, Ленинграда, Киева в строительстве на целинных землях». Центральный комитет одобрил инициативу комсомольцев по формированию ССО, рассмотрел существующие формы подготовки отрядов к летним работам, управления ими и рекомендовал комитетам комсомола шире привлекать студентов к участию в дальнейшем подъёме сельского хозяйства. Это способствовало росту численности отрядов, укреплению их организационных начал, нормативному закреплению принципов студенческого трудового движения. Каждый трудовой семестр занимает своё особое место в истории студенческих отрядов.
Летом 1962 года 9,5 тыс. юношей и девушек из 32 вузов ударно трудились на стройках целинного края. У студенческих отрядов появилась своя пресса – вышел первый номер многотиражной газеты «Молодой целинник» на студенческой стройке. Студенческий отряд 2-го Московского медицинского института организовал в совхозе «Амангельды» пионерский лагерь «Спутник». Тем самым была заложена традиция создания при студенческих отрядах лагеря-спутника для пионеров и школьников.
1963 год. В составе студенческих отрядов впервые появились специализированные студенческие бригады электрификаторов, связистов, сантехников и монтажников, положившие начало специализированным отрядам студентов. Складываются и получают свое органическое развитие основные управленческие структуры и службы. С 1963 года действует инженерная служба, основными задачами которой являются профессиональная подготовка студентов к летним работам, организация обучения их правилам техники безопасности, проведение договорной кампании, обеспечение квалифицированного руководства производственной деятельностью. В это же время сформировалась медицинская служба, призванная обеспечивать охрану здоровья не только членов отрядов, но и местного населения. В 1963 году 19 тыс. юношей и девушек из 87 учебных заведений страны трудились на стройках целинного края.
Работа ССО летом 1964 и 1965 годов ознаменовалась дальнейшим ростом количества участников третьего семестра: если в 1964 году в составе отрядов в Казахской ССР трудилось 30 тыс. юношей и девушек из 178 учебных заведений, то в 1965 году – 40 тыс. из 330 вузов и техникумов.
1964 год. По решению ЦК ВЛКСМ образуются Центральный целинный и Западно-Казахстанский штабы для руководства отрядами в рабочий период, подготовительные штабы при горкомах, обкомах комсомола для формирования и подготовки студенческих отрядов в подготовительный период. Утверждается устав целинного студенческого отряда. Указом Президиума Верховного Совета СССР 14 организаторов и активных участников первых студенческих отрядов награждены медалями «За трудовую доблесть» и «За трудовое отличие».
Летом 1965 года 339 студентов-физиков МГУ трудились на сооружении 20 объектов в совхозах Булаевского района Северо-Казахстанской области. Командиром отряда был С. Литвиенко, комиссаром – В. Письменный. Отряд за лето построил 12 жилых домов, телятник, два птичника, крольчатник.
История возникновения, становления и развития массового молодёжного движения студенческих трудовых отрядов представляет значительный интерес не только как уже состоявшееся историческое событие, но и как определённый исторический опыт самоорганизации и организации молодёжи для решения важных задач, стоявших перед страной на каждом конкретном историческом этапе её развития. Сегодня очень важно осмыслить этот опыт, оценить его, критически отнестись к каждому событию в истории этого движения с тем, чтобы сделать определённые выводы о возможности и необходимости продолжения этой истории, пусть и в новых исторических реалиях, может быть, и не в таких масштабах.
Сергей ИВАНЕНКОВ,
Игорь САЗОНОВ
(Из книги С. П. Иваненкова и И. Е. Сазонова «Студенческие трудовые отряды: опыт, анализ, перспективы». – СПб., 2002.)