Поэтическое и гражданское начало в искусстве Ольги Жоховой

Юбилейная дата в жизни человека празднуется по-особенному торжественно и красиво, и торт должен соответствовать моменту – c вишенкой.
И эта вишенка – мир искусства Ольги Жоховой.

– Как правило, батик связывают с изделиями декоративно-­­прикладного характера: шалями, палантинами, платками, блузонами… Встречаются и панно, но тоже камерного характера, – считает Ольга Петрова, кандидат искусствоведения, академик ПАНИ, профессор Московского государственного института культуры. – У Жоховой в технике батика создаются крупномасштабные станковые картины на самые разные, часто весьма непростые темы. Все композиции отличаются безупречной гармоничностью, чистотой и элегантностью, тончайшей изысканной цветовой палитрой, плавностью и изяществом линий, тематическим и фактурным разнообразием. Ольга Жохова, как никто другой, умеет использовать специфику материала, на котором создаётся очередной батик, для усиления визуального эффекта. На шёлковой основе её работы играют световыми отблесками и излучают мягкое свечение. На хлопковой базе эффект обратный: цвет сконцентрирован и направлен на максимальное выявление сущности формы. Сюжеты берутся самые разные, но всегда их отражение многопланово.
Ольга Жохова родом из города Красноборска Архангельской области. Но уже в младенческом возрасте она оказалась в Коми АССР, куда направили её отца, Владимира Платоновича. Он был священнослужителем.
Елизавета Ивановна, мама Ольги Владимировны, занималась воспитанием четырёх сыновей: Анатолия, Николая, Владимира, Ивана – и дочери Ольги.
Желание рисовать у Ольги возникло в детстве – во многом под впечатлением от живописи отца. Владимир Платонович до вой­­ны работал художником в одном из ленинградских кинотеатров, посещал курсы самого Александра Лактионова (все же помнят произведения великого мастера жанровой живописи и академического рисунка, например «Письмо с фронта» или «Портрет Ольги Книппер-­Чеховой»).
Владимир Жохов перенял реалистическую манеру письма своего учителя. Но путь в искусство прервала вой­­на: подо Львовом солдат получил тяжёлое ранение, и врачи сомневались в том, что молодой человек выживет.
Тогда Владимир решил: если встанет на ноги, то посвятит свою жизнь служению Богу. И чудесное исцеление произошло, а он был рукоположён в сан священника.
В жизнеописании личности Владимира Жохова и его потомков невозможно опустить их происхождение – они из кубанских казаков.
Многое, в том числе и характер, прямой, бескомпромиссный, переняла у отца и Ольга. Он очень любил лошадей, и Ольгу с детства тянуло к этим красивым созданиям, да и сейчас она не прочь прокатиться верхом на рысаке. Казачка станицы Платовская отдельного Северо-Западного казачьего округа в Петербурге, она принимала участие в выставках картин, авторы которых были казаками. Они проходили с большим успехом.
Семья Жоховых не раз меняла место жительства: Архангельск, Мурманск, Пермь – вот далеко не все города, куда церковь направляла на служение отца Владимира. Природа севера сурова, но эти места отличаются особой живописностью, а люди наделены талантами. Созерцание особенного мира благодатно сказалось на формировании романтического взгляда девочки на жизнь.
К примеру, Красноборская земля – родина самобытных крестьянских росписей Уфтюги, Пермогорья и Ракулки, уходящих корнями в XVIII век и рассказывающих о духовной культуре русского человека.
В поисках своего предназначения на земле Оля сначала в музыкальной школе освоила фортепиано, и когда к ним в гости приезжал друг отца, знаменитый тенор Николай Печковский, то он непременно слушал игру Оли и восхищался. На этом фото со скрипкой – старший брат Ольги, Анатолий.
В тот памятный 1965 год, когда 15‑летняя Оля училась в выпускном классе, в Перми открылась художественная школа. Она всем сердцем туда рвалась, хотя Владимир Платонович рассчитывал на то, что его способности художника проявятся у сыновей. Когда она стала студенткой престижного вуза, вручил ей свои кисти и палитру.
Преподаватель Юрий Иванович Заботин поверил в талант девочки и оказал большое влияние на её формирование как художника.
Характер истинной казачки помог ей преодолеть испытания при поступлении в Ленинградское высшее художественно-­­промышленное училище им. В. И. Мухиной (теперь Санкт-­Петербургская академия имени А. Л. Штиглица) – лишь с третьего захода ей удалось стать студенткой желанного вуза.
Она выбрала художественный текстиль, специальность на самом деле непростая и нелёгкая.
Поступила – и дело пошло как по маслу и в профессиональном смысле, и в личном: на втором курсе вышла замуж за Геннадия Сорокина, уже окончившего этот же вуз, отделение монументального искусства. А там и детки пошли: Максим и Константин.
Теперь они взрослые и самостоятельные. Ими гордится мама. Максим в детстве хорошо рисовал, но состоялся как специалист по информационным технологиям.
Костя пошёл по стопам родителей, окончил университет имени Герцена по специальности «изобразительное искусство», затем – аспирантуру по философии, увлёкся психологией и преподает её в своей альма-­­матер. А вот любимого мужа и папы Геннадия Максимовича уже нет на земле…
Штрихи из биографии ныне большого мастера изобразительного искусства помогают понять искусство Ольги Жоховой, действительного члена ПАНИ, заставляют нас ускорить свой темп жизни, когда узнаём её неимоверную работоспособность: только в этом году она уже провела четыре крупные персональные выставки: в Петербурге и Зеленогорске, а ещё в Твери. В Москву её приглашали для участия в выставке в Совете Федерации. В галерее «Живая жизнь» при Библиотеке имени В. В. Вересаева выставка камерная, но она в полной мере отражает сущность духовного мира автора.
– Нет ни одной чисто декоративной работы, просто радующей взор, – говорит Ольга Петрова, – всегда усматривается смысл, идея. Важен и факт личных интересов автора, которые весьма широки… Работы Жоховой нужно как бы читать, выявляя многочисленные детали, слагающиеся в верховную сущность… Исторические сюжеты: «Атаман Платов» и «Нам нужна великая Россия!» – поистине монументальные произведения, отражающие желание автора обратить внимание на сложный путь русской истории. Батики «Раймонда» и «Лебединое озеро» – яркое свидетельство восхищения автором пластикой и особым романтическим миром искусства балета. Аллегория «Вы любите театр?» напоминает чем‑то иконопись и свидетельствует о почти священном отношении автора к этому виду искусства. В батиках «Гончар» и «Рукодельницы» с большим почтением подана тема труда народных умельцев… Это лишь малая часть сюжетов завораживающих работ Ольги Жоховой. Их на выставке представлено немало, и каждая заслуживает внимания. Порой даже ощущаешь скудость словарного запаса для передачи впечатления от удивительного творения Мастера. Не только батика, но и живописного искусства в целом.
– В этих работах есть особое чувство, чувство красоты, чувство восхищения природой, восхищения духа – я думаю, что это самое важное, что зрителя приковывает, притягивает, – сказал преосвященный отец Александр Егоров, – а почему это происходит – потому что сам художник восторгается, пребывает в молитве. Посмотрите на работу «Суздаль» – она созерцательная, она молитвенная. И ты хочешь или не хочешь – ты останавливаешься у этой работы, и что‑то в твоей душе происходит. И ещё я думаю, что этот художник очень талантливый, он чувствует цвет, потому что у человека, который чувствует свет, тонко развита душа. Это самое главное в её работах – чувство цвета, колорит, чувство композиции, которое создаёт молитвенное созерцательное настроение. Так что благословение ей и многия творческие успехи желаю. Храни её Господь.
Пожалуй, самая крупная выставка Ольги Жоховой под названием «Атласное чудо с берегов Невы» проходила в Тверском краеведческом музее на протяжении четырёх месяцев: всё лето и продолжилась осенью. Тверчане увидели огромную коллекцию батика и живописи из более чем 70 произведений.
– Персональную выставку Ольги Жоховой организовали Тверское отделение ПАНИ, – сказал его председатель Владимир Осипов, – и Тверской краеведческий музей, а материальное обеспечение выставки взял на себя Виктор Иванович Овчаров, спонсор, руководитель холдинга «Тверская медтехника» и член-корреспондент ПАНИ. На выставке представлены разнообразные художественные работы, в первую очередь росписи на тканях (батик), работы маслом и иконы.
– Эта экспозиция не обычных картин маслом и не акварели. Это волшебные полотна одного из самых сложных видов художественного искусства – техники батика, – своим мнением поделилась Валерия Беседина, композитор, пианистка, художник, заслуженная артистка России, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области культуры, член Союза композиторов и Творческого союза художников РФ, – мастером созданы не привычные абстрактные рисунки, а сюжетные картины на исторические темы, пейзажи и даже портреты. Красивая женщина создаёт не просто красивые произведения искусства – они наполнены глубинными смыслами и серьёзной философией. Выставка – чудо из чудес, глубоко русская, излучает свет и восхищение национальными русскими традициями. Да, «нам нужна Великая Россия» и в картинах, и в жизни!
Работы художника, выполненные в технике холодного батика, поражают своей монументальностью и изяществом. Её творчество глубоко национально: основные сюжеты – образы русского фольклора, православных святых, древнерусской истории.
– Ольга Жохова, безусловно, яркий представитель русской творческой интеллигенции, несущей в массы настоящее искусство, посредством которого она говорит со зрителем, и зритель понимает её слово – слово правды, слово патриота, слово большого таланта, – говорит председатель МО ПАНИ, заслуженный артист России, писатель, драматург, режиссёр Валерий Иванов-­­Таганский, – я это понял особенно остро, когда в ноябре 2022 года с группой академиков посетил мастерскую Ольги Владимировны на Васильевском острове в Петербурге. Мы погрузились в мир, наполненный и смыслом, глубоким, ненадуманным, и чувствами, светлыми, откровенными. До чего же точно проецируются на творчество Ольги Жоховой слова, сказанные Пабло Пика́ссо: «Я рисую предметы так, как я думаю о них, а не так, как я их вижу». Испытываю чувство благодарности к большому мастеру изобразительного искусства за приём, устроенный нам в её святая святых. Ольга Владимировна, творите и дальше в таком духе! «Цель искусства – смыть пыль повседневной жизни с наших душ» – и это снова Пабло Пикассо.
А мы разве думаем иначе?

Владимир КУЗНЕЦОВ (Влад КРАСНОЯРСКИЙ),
вице-президент ПАНИ, кандидат педагогических наук, куратор выставки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.