— 2023, №12 декабрь (#87)

Дорогие друзья!

Вот и завершился сложный 2023 год. Несмотря на противоречия, это был очень продуктивный год для «Александра»: у издания появились новые друзья. Вот и завершить этот год мы решили необычно, познакомив с творчеством талантливых людей, посвятивших себя театру и реализующих интересные, неординарные, яркие проекты, к исполнению которых присоединилась и редакция журнала.
Декабрьский номер литературно-­исторического журнала «Александръ» целенаправленно и последовательно идёт к достижению своей основной, изначально выбранной цели – открывать новые таланты и сохранять память о прошлом, что просматривается в содержании журнала, мало изменившемся на протяжении семи лет, в устойчивом подборе названий и направлений литературных рубрик.
Мы констатируем факт, что русские авторы пишут литературные произведения, а это значит, живёт и развивается русская литература.
Редакция журнала «Александръ» желает авторам неиссякаемого вдохновения, хороших тем, актуальных репортажей, шедевральных идей, отличных рифм и, конечно, каждому найти своего читателя. Ну а дорогим читателям – новых литературных открытий и не разочаровываться в авторах.

Анатолий ТРУБА,
директор – главный редактор


Дорогие друзья!

Здравствуйте, дорогие читатели. Мне выпала честь быть соавтором новогоднего номера журнала «Александръ». А это значит, что номер будет немного волшебным и сказочным.
С самого детства театр был для меня чем-то особенным. Помню, как мама и я гуляли по Страстному бульвару и направлялись во МХАТ. Эта атмосфера, запах осени, корицы и, конечно же, «Синяя птица». А затем – предновогодний «Щелкунчик». Волшебное королевство принцессы Пирлипат и крёстный Дроссельмейер. Вот так для меня, ещё очень маленькой девочки, начинался театр. И с тех пор росла моя внутренняя потребность принести миру пользу посредством гармонии и красоты. Я верю, что человек разумный должен стремиться к миру и добру. Человек обязан созидать. К какой бы профессии он ни принадлежал. А искусство, театры, культурные центры, литературные салоны должны просвещать и приобщать наше общество к богатому наследию музыки, живописи, литературы и архитектуры. Чайковский, Пахельбель, Бах, Свиридов – от мира музыки, Петрарка, Шекспир, Сумароков – от литературы, Рафаэль, Айвазовский, Казаков – от мира живописи и архитектуры… Имена великих предшественников, которые вдохновляют и помогают двигаться дальше. Классические произведения – это столпы искусства. И путь развития вкуса и ума нашего общества.
Но время не стоит на месте, и также считаю важным быть в курсе современных тенденций и технологий, таких как NFT и другие виртуальные формы искусства. Я часто посещаю концерты классической музыки в различных залах и замечаю, что публика ­состоит в основном из людей старшего поколения. Молодёжь тоже присутствует, но не в таком большом количестве, как бы хотелось. Думаю, что это вызвано, в частности, формой представления искусства, которая может быть не очень привлекательной для молодых зрителей. Мы должны делать искусство более доступным и интересным для молодых людей, без необходимости быть экспертами в музыке или искусстве.
Мой сын начал сопровождать меня на концерты с четырёх лет, и я всегда старалась выбирать программы, которые были бы интересными и лёгкими для него. Мы даже уходили в антракте, когда я понимала, что ребёнок перегружен. Важно не отбивать у него интерес к искусству на раннем этапе.
Приобщение молодёжи к размышлениям, созерцанию и творчеству – важное наследие, которое взрослые должны передать. И инструменты для этого довольно просты: создание команды профессионалов и людей, которые разделяют страсть к искусству и желание просто заниматься своим делом.
Очень важный аспект нашего с вами общества – это инклюзия. Мы с командой сотрудничаем с Театром «Открытое искусство» и сообща стремимся к созданию среды для совместного творческого продукта.
Инклюзия – это не просто слово, это наше обязательство перед обществом.
В мире, насыщенном множеством проблем, социализация играет ключевую роль в формировании связей и укреплении нашего места в обществе. Для людей с различными синдромами и особенностями ментального развития это становится ещё важнее. Открытие для них дверей в мир социализации – это путь к расширению горизонтов, развитию навыков и созданию более инклюзивного общества.
Социализация – это не только общение, но и способность понимать и быть понятым. Для многих людей с синдромами и подобными состояниями это может быть вызовом из-за особенностей когнитивного и коммуникативного развития. Тем не менее с поддержкой и инклюзивной средой они могут с лёгкостью внести свой вклад в разнообразие общества.
Участие в международных фестивалях инклюзивных театров, конкурсах и олимпиадах обогатит опыт и поможет поднять престиж государства в этой области.
Заметьте, как много в нашей жизни строится вокруг наших потребностей и проблем. Однако настоящая ценность жизни кроется в более глубоких и значимых поступках – взаимопомощи и поддержке. Этот взгляд на мир – ключевой момент, который объединил нашу команду.
Хочу поздравить дорогих читателей с наступающим Новым годом и пожелать мира и любви. Встречайте Новый год с книгой в руках, ходите в театры, музеи, слушайте красивую музыку. И пусть мир придёт в ваш дом через искусство, ведь это чувственное и эмоциональное познание жизни.

Екатерина ЧЕКАНОВСКАЯ,
автор и создатель центра искусств «Столичный театрограф»,
артистка балета и директор «Театра цыганского танца фламенко» под руководством
В. А. Клеймёнова