Одна ночь

Отмечающий в текущем году юбилейный – 125-й – сезон Мичуринский театр драмы порадовал зрителей неожиданной, выходящей за привычные рамки премьерой – спектаклем «Причал» (как значится в программке, «Хроника одной ночи»), поставленным по раннему киносценарию поэта и драматурга Геннадия Шпаликова приглашённым режиссёром Ириной Астафьевой (художник-постановщик – Георгий Пашин, хореограф – Александр Пучков, художник по костюмам – Мария Рыкова, педагог по вокалу – Анатолий Горбачёв).


Пожалуй, ни один из прежних спектаклей, состоявшихся на подмостках МДТ, не сравнится по артистической «густонаселённости», с этим: двадцать четыре актёра, практически вся труппа оказалась привлечена к работе. И наши мастера сцены, действуя дружно, слаженно, все как один, при минимуме декораций показали ту ночную Москву 1960-х годов, где происходят события, ярко, образно, впечатляюще в каждой мизан­сцене, в каждом, даже самом крохотном эпизоде, будь он сопряжён с диалогом, монологом, вокалом, причудливыми сновидениями героев, будь то просто танцевальные номера – органичные спутники постановки на всём её протяжении.
Но не комедия и не фарс возведены опытным режиссёром во главу угла, хотя сбиться на легкомысленное «трали-вали» не представило бы ей никакого труда, было бы, как говорится, только желание, а там «проснись и пой». Такое искушение отринуто. Прячущиеся за обыденностью философские темы, пусть раздробленные, не всегда связанные воедино по сюжетной канве, правят в спектакле полуторачасовой бал. Она и грустная и смешная, порой нелепая, порой логичная, порой реальная, порой иррациональная, как сама наша жизнь, шпаликовская пьеса. Тема в ней заложена вечная: встречи – расставания – любовь – разочарования. И потому как символ вечности введена на сцену полноводная река без названия с несамоходной труженицей-баржей на плаву. Рассыпано здесь и там простонародное прибрежное население, беспечно глазеющее на тихоходное судно до тех пор, пока оно не причалит к вечернему пирсу напротив столичного кинотеатра «Ударник». И командует малым экипажем, где есть только матрос Павлик и он сам, кропотливый работяга шкипер (артист Сергей Холкин).
Человек, для которого личные отношения и с экс-супругой, и с полюбившейся девушкой Катей, и даже с подростком-сыном, конечно, нужны, важны, вот только они стоят на втором плане, на первом – дело. И старый речной волк теряется на суше, не знает, как быть, как поступить ему умнее с новой любовью, придумывая разве что повод для ревности с купленным подарком, который вручит Кате не он сам, а его доверенное лицо – безотказный Павлик. Нет ни перед кем из нас чёткой и понятной схемы на все случаи жизни. Нет лекала или трафарета, нет указателя, путеводителя, как надо жить, чтобы не навредить другому и себя не обидеть, и потому надолго замирает очарованный зритель, отыскивая свои ответы на поставленные искусством сцены вопросы, внимая каждому слову и каждой реплике персонажей, сверяя чувства, мысли и поступки героев со своими – может быть, не всегда открытыми для других, потаёнными, но именно своими, личностными.
«Причал», созданный Геннадием Шпаликовым, мог бы увидеть свет на несколько лет раньше знаменитого кинофильма по его же сценарию «Я шагаю по Москве». Но не случилось. Трагические обстоятельства тому причиной: вначале уход из жизни взявшегося было за работу режиссёра-постановщика Владимира Китайского, а вскоре и самого автора, создателя прекрасных стихов и песен, любимых и распеваемых поныне; самоубийство всё в те же роковые (по Высоцкому) тридцать семь… А значит, девушка Катя из «Причала», которой предстоит в одну московскую ночь познакомиться с целым сонмом незнакомых людей – бесстрашным укротителем зверей, скромным бухгалтером, оголодавшими за годы армейской службы по девичьей ласке солдатами, фанатичным меломаном, неутомимым велосипедистом, девицей-красавицей и разбитной школьницей, – предтеча появления на экране сибиряка-монтажника Володи Ермакова. Того самого симпатичного провинциала в запомнившейся рубашке-ковбойке, который вместе со столичными ребятами – метростроевцем Николаем (Никита Михалков), молодожёном Сашей (Евгений Стеблов) и продавщицей грампластинок в исполнении Галины Польских – будут шагать по ночной Москве.
В спектакле Ирины Астафьевой по неочевидному замыслу режиссёра будут действовать не один, а целых три шкипера – бравые ребята в отлично сидящей на каждом капитанской форме – актёры Сергей Холкин, Андрей Присницкий, Павел Шуть. Энергозатратная роль, в ходе которой придётся и бегать, и прыгать, и плыть, и танцевать, и носиться на велосипеде, и в то же время произносить немалые отрывки по тексту, ложится на каждую из четырех (!) Кать. Дело вкуса, но предпочтение рецензента – пластичная, разностороннее одарённая, блистательно утвердившая себя на мичуринской сцене в целом ряде спектаклей актриса Анастасия Дьячкова. А в целом все до единого участники премьерного спектакля хороши, впору привести имена каждого из них, жаль, стесняют газетные рамки…
Счастливое воссоединение жениха и невесты, когда оба посмеются над своей прежней неуклюжестью, смущением, робостью, тот миг, когда настрадавшаяся Катя, отвечая переполненному чувствами взгляду любимого, с полным правом наденет свадебную фату, будет знаменовать финал пьесы. И наступающее на смену романтической ночи пока ещё робкое московское утро. Не знаю, как у кого, а у меня в душе зазвучит в эти минуты знаменитая ошанинская «Волга»: «Здесь мой причал, и здесь мои друзья, всё, без чего на свете жить нельзя…»


Спасибо! Спасибо, вечно живой Театр, спасибо, дорогие друзья актёры, искреннее спасибо говорим мы вслед за директором театра, заслуженным работником культуры РФ Галиной Николаевной Поповой, традиционно поздравившей по окончании спектакля отмеченную цветами и долго не смолкающими аплодисментами благодарных зрителей взволнованную труппу.
Болеутоляющей душевные, сердечные чувства, по-настоящему нравственной, эстетически покоряющей поклонников Мельпомены премьере «Причала» суждена долгая и счастливая жизнь!

Валерий АРШАНСКИЙ,
заслуженный работник культуры РФ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.