«СВЕРЯЮ ШАГ ПО ВРЕМЕНИ,
СВЕРЯЮ ПУЛЬС ПО СОВЕСТИ…»

Это звёздное имя хорошо известно всем, кто серьёзно интересуется подлинным вокальным искусством. Исполнительское мастерство и высота профессионализма Заура Тутова поражают, как и особая задушевность, трогательность его манеры пения и интонаций. Ему подвластно всё, что мы с особым почтением называем словосочетанием «классическая эстрада». Есть в его репертуаре шедевры мирового уровня, лучшие произведения оте­чественного искусства, итальянские песни, русские романсы и произведения, музыку к которым написал он сам. Знакомством с этим удивительным человеком я обязана талантливому музыканту, композитору и аранжировщику Сергею Миклашевскому. Однажды в электронной переписке задала ему вопрос, с кем он сейчас сотрудничает, и он назвал имя своего давнего друга Заура Тутова, коротко спросив: «Помните такого?» В ответ я написала много тёплых слов в адрес яркого и самобытного певца с голосом великолепной красоты, которого я прекрасно помню ещё со времён Советского Союза. Недолго думая, Сергей отправил мой отзыв другу, и в ответ я получила искренние слова благодарности и возможность написать Зауру уже самостоятельно. Постепенно вопросы, которые я задавала знаменитому артисту, и его ответы приобрели актуальную ныне форму интернет-беседы. Но прежде чем познакомить с ней читателей, приведу некоторые биографические данные артиста.

Родился Заур Тутов 2 октября 1951 года в селе Старая Крепость КБАССР. Окончил вокальное отделение музыкального училища в Нальчике. После службы в Советской армии работал солистом в Кабардино-Балкарской филармонии, в Москонцерте, Росконцерте. Окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных, преподавал вокал в Российской академии театрального искусства (ГИТИС), был министром культуры и информационных коммуникаций Кабардино-Балкарской Республики, заместителем постоянного представителя Кабардино-Балкарской Республики при Президенте РФ в Москве, советником главы администрации президента Кабардино-Балкарской Республики в Москве. В настоящее время – заведующий кафедрой эстрадно-джазового пения МГУКИ, профессор. За свою более чем 30-летнюю творческую деятельность объездил с концертами все республики бывшего Советского Союза, выступал в Бельгии, Германии, Израиле, Индии, Иордании, США, Турции… Его награды и звания поражают: лауреат Всесоюзного конкурса исполнителей советской песни в Минске – II премия (1973), лауреат Всероссийского конкурса «Красная гвоздика» в Сочи – I премия (1976), лауреат Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Берлине (1973), лауреат телеконкурса «С песней по жизни». Народный артист Российской Федерации, народный артист Кабардино-Балкарской Республики, народный артист Карачаево-Черкесской Республики, народный артист Республики Адыгея, народный артист Республики Дагестан.

– Уважаемый Заур, предлагаю начать беседу с разговора об истоках творчества. Как правило, талант, данный человеку, проявляется в раннем возрасте: будущие поэты пытаются рифмовать слова, складывая неуклюжие смешные стишки, будущие художники усердно малюют человечков, а будущие певцы пробуют голос, как старательные птенцы, готовые выпорхнуть из гнезда… О себе скажу так: уже в четырёхлетнем возрасте стала подбирать первые неумелые рифмы. Помню, как просила родителей скорей это записать, «а то мысль уйдёт», – и до сих пор храню тетрадки с записями. Смешно сейчас, но и трогательно… Всё начинается в детстве, в этом чудесном и неповторимом мире ярких красок и волшебных звуков… Скажите, а что помнится Вам из того времени?

– Наша семья жила недалеко от бурной и быстрой реки Баксан. Вспоминается: летний вечер, окна открыты, перед сном слышен лёгкий шелест-шум реки, доносится пение цикад… Под такой сказочный и естественный аккомпанемент звуков природы мечтается легко и приятно, в душе возникают самые дивные картины… Тогда я представлял себе, что когда-нибудь мне удастся побывать на живом концерте Эдуарда Хиля, Владимира Трошина, Иосифа Кобзона. Позже появился великий Муслим Магомаев… В те годы в нашей стране существовало только два центральных канала радио и телевидения, и каждая музыкальная передача была для меня праздником. Конечно, мои близкие и родные видели, как я люблю песни, но у них и в мыслях не было, что я смогу связать свою судьбу с музыкой, с артистической жизнью. В те времена на Северном Кавказе, особенно в сельской местности, искусство не считали серьёзным занятием для мужчины (это сейчас все, независимо от региона и национальности, рвутся в шоу-бизнес). Кроме музыки, я любил спорт (и до сих пор люблю). Для нас, сельских мальчишек, самым доступным видом спорта был футбол. В свободное от учёбы и хозяйства время мы гоняли мяч на поляне босиком (тогда не было сегодняшних комфортных спортивных атрибутов). Набегавшись, купались в реке Баксан, а затем шли в близлежащий сад из тутовых деревьев, ягоды которых были очень вкусными и сочными. Наевшись, продолжали играть в футбол и купаться (я теперь даже не представляю, что современные дети будут играть босиком, да ещё купаться в холодной горной реке)… Как и у взрослых, у нас, детей, возникали несогласия, споры, случались небольшие стычки, но мы никогда не допускали той жестокости, какую можно увидеть среди подростков в освещении современных СМИ. Признаюсь, в мальчишестве мне часто приходилось драться. Помню, как моя бабушка Каральхан говорила: «А сегодня кто к нам придёт жаловаться на тебя?..» Полагаю, это происходило оттого, что, сколько помню себя, у меня было обострённое чувство справедливости, но в силу своего возраста я не понимал, что эта «госпожа» в реальной жизни занимает очень скромное место. Конечно, спустя годы эмпирическим путём пришёл к убеждению, что от степени присутствия справедливости в повседневной жизни зависит зрелость общества.

– Накопив впечатления детства, в дальнейшем Вы связали свою жизнь с волшебным миром мелодий. Хочется поговорить именно об этом… Наверное, у каждого музыканта, композитора, певца есть своё определение музыки. Известны, например, слова Моцарта: «Музыка – это тишина, которая живёт между звуками». А немецкий писатель Жан Поль вообще породнил два вида искусства: «Музыка – поэзия воздуха»… Все определения по-своему точны, и в то же время есть великая неразгаданная тайна в музыке… Вероятно, потому что она изначально была сакральной, и до сих пор некоторые мелодии сохраняют какие-то эмоциональные коды, таинственным образом влияющие на людей… Расскажите, пожалуйста, что значит для Вас музыка.

– Сколько себя помню, музыка приводила меня в трепет, окружающий мир я воспринимал через её чарующую гармонию. Я счастлив тем, что природа дала мне возможность посвятить себя любимому делу – вокальному искусству почти во всех его жанрах. Музыка для меня – это самое необъяснимое, непостижимое, загадочное чудо бытия! Даже автобиографическую книгу я назвал «Мелодии моей судьбы». Конечно, это метафора, в ней речь идёт о моей жизни, и профессиональной, и повседневной, и о моей большой семье, о моём отношении к тому, что происходит в нашей огромной бывшей и нынешней стране за последние сорок с лишним лет. Я не претендую на роль писателя, просто хотелось оставить свои размышления, своё видение и понимание прекрасной и в то же время непростой нашей жизни. А моё определение музыки есть в песне, которую я написал на стихи известной московской поэтессы и моего замечательного друга Аллы Николаевны Гольцевой:

Сверяю шаг по времени,
Сверяю пульс по совести,
Сквозь бешеные скорости,
Сквозь радости и горести
Иду сквозь бренность бытия.
Музыка – судьба моя.

– Думаю, с таким определением согласились бы истинные таланты, и в первую очередь народный артист СССР Муслим Магомаев… Сейчас появилось много одарённых певцов, исполняющих песни из его репертуара. Среди них Методие Бужор родом из Кишинёва, Эмиль Кадыров и Эмин (оба из Баку), обаятельный Альберт Жалилов, Евгений Кунгуров, наш белорус Сергей Волчков. Прекрасно исполняет эти произведения моя любимая группа «Кватро»… Все они стараются не подражая исполнить произведения, которые можно с полным правом назвать золотым фондом советской эстрадной классики. Есть эти песни в Вашем репертуаре, и Вы их «проживаете» по-своему, прекрасно и неповторимо. Как Вам кажется, почему до сих пор к ним такой большой интерес артистов и слушателей? И могут ли какие-то современные песни хотя бы приблизиться к этому эталону?

– Полагаю, на этот вопрос двумя словами трудно ответить, начну немного издалека. В истории не было идеального общества, и вряд ли будет когда-нибудь, но к этому нужно стремиться. Согласитесь, при всех недостатках советского строя, там было и много хорошего. Государство делало всё, чтобы воспитать и сохранить образованного, гармонично развитого человека, независимо от его национальности, убеждений, вероисповедания, социального происхождения. Правда, не было ни такого огромного количества автомашин иностранного производства, ни шикарных особняков, ни возможности ездить по всему миру и т. д. Но что всё это значит по сравнению с тем, что мы потеряли?.. А было потеряно многое: человеческая теплота, душевность, доброта, взаимоуважение не на словах, а в повседневной практической жизни, уверенность в завтрашнем дне… В страшном сне нельзя было увидеть тот цинизм, хамство, агрессию, чудовищную социальную несправедливость и подобные явления, которые имеют место в сегодняшней реальной жизни. Идолом нашего времени стала нажива любой ценой. Конечно, было бы здорово, если бы руководители всех уровней и в целом наш многонациональный народ смогли бы объединить преимущества советского строя с тем положительным, что есть сегодня. А теперь перейду непосредственно к Вашему вопросу.
Именно в советское время были созданы прекрасные песни-произведения, ставшие отечественной классикой в данном жанре, включая репертуар великого Муслима Магомаева! После развала СССР ошеломляющими темпами сколоченная шоу-индустрия не обременяет себя созданием опусов с высокой поэзией, прекрасной музыкой… Её задача – во что бы то ни стало развлекать наш простой законопослушный многомиллионный народ. На мой взгляд, по этой причине за последние 30 лет почти не созданы песни на высоком художественном уровне, вернее, они, возможно, и созданы, но хозяева музыкальных программ главных телеканалов нашей страны РФ их не пускают в эфир. В такой ситуации у жителей нашей огромной многонациональной родины создаётся впечатление, что кроме тех, кого они видят и слышат в последние десятилетия, других в природе России не существует. Жизнь волнообразна, будем надеяться на лучшее!

– Да, согласна… Ситуация после развала Союза похожа на невиданное кораблекрушение с потерей целей, ориентиров и всеобщим хаосом, в том числе в умах и душах. Обесценились святые, высокие понятия, упростились отношения людей (возникло размежевание и даже открытая вражда), ещё больше засоряется язык (без мата никуда?), вместе с глобализацией происходит примитивизация общества… И только мудрые и сильные люди сохраняют достоинство и спокойствие, они знают, для чего живут и что хотят в жизни сделать. К таким мудрым людям я отношу и Вас. Скажите, как не растеряться в этой жизни, как не заунывать (особенно сейчас, в условиях накатившей на весь мир беды – коронавируса), что считать опорой, чем дорожить, на какие ценности ориентироваться?

– Отвечая на этот вопрос, я не открою Америку, но постараюсь изложить своё видение этой темы. Растерянность, тем более паника, не лучшие помощники для выхода из сложной ситуации. Очень важно суметь сохранить равновесие, для того чтобы сделать нужный шаг в данный момент. Сложные, тяжёлые периоды бывают не только у отдельных людей, но и у целых народов и стран. Сплочённость, взаимоподдержка, дисциплина, концентрация всех здоровых сил государства и общества помогают пройти испытания с наименьшими потерями… На мой взгляд, надёжной опорой для человека является здоровая полноценная семья, кстати, как и для любого государства и нации. К сожалению, стараниями мировой ультралиберальной идеологии форсированно разрушается институт семьи (как ни печально, эта необузданная философия излишней терпимости, вредоносного попустительства дошла и до нас). Другое дело подлинные ценности демократии, здорового либерализма, необходимые для цивилизованных стран и народов: свобода слова, передвижения, творчества, предпринимательства и т. д. Иными словами, крайности губительны как для Запада, так и для Востока. На мой взгляд, ориентироваться надо на то, что приносит благозвучную душевную гармонию. Это здоровая красивая семья, образованные, воспитанные, нормальные по своим человеческим качествам дети. И ещё… Нужно делать свою работу добросовестно и качественно, в какой бы отрасли ни трудился человек. Стараться абстрагироваться от огромного потока отрицательной информации, которая расшатывает психику людей, по возможности смотреть и слушать то, что приносит приятные эмоции… В каждом из нас заложены положительные и отрицательные моральные качества. Чем больше будет образованных, просвещённых людей, перманентно работающих над обогащением своего внутреннего мира, тем больше будет шансов доминирования светлой стороны жизни!

– Вы сказали, что основная ценность в жизни – это здоровая красивая семья, хорошие, образованные, воспитанные дети… Можете ли немного приоткрыть завесу – рассказать о Ваших самых близких людях, которые окружают Вас любовью, заботой и вниманием?

– Говоря подробнее о своей семье, хочу сделать акцент на том, что ничего сверхъестественного я не делал для формирования крепкой и дружной семьи. В своей жизни я женился один раз (надеюсь, и в последний) в июне 1987 года. Супруга по образованию экономист, но по моей просьбе она не работала в общепринятом смысле, целиком посвятила себя детям и семье. А это, согласитесь, совсем нелёгкая и очень ответственная работа: растить детей для близких и общества (в те непредсказуемые годы сложно было с детскими садами, да и сейчас, как я иногда слышу, непросто). Я ей очень благодарен за это! Она весьма эрудированна, образованна, прекрасно знает историю, русскую и мировую культуру, любит литературу, наизусть цитирует фрагменты отечественной, мировой и, конечно же, адыгской поэзии (адыги – это самоназвание черкесов). Как глава семьи, я в меру своих возможностей занимался её обеспечением всем необходимым. Все мы помним, что эти годы были очень тяжёлыми, тревожными: конец восьмидесятых и все девяностые. Создавая семью, мы с супругой договорились всегда уважать друг друга, видеть друг в друге личность, понимать специфику моей профессии (а я не буду давать ей повода для переживаний и тревог), в воспитании будущих детей – вести согласованную методику и линию… У нас трое детей: двое сыновей и дочь; они хорошо воспитаны, образованны, любят спорт, сыновья занимаются смешанными единоборствами, но только для себя. Имеют всегда необходимые людям и обществу профессии: старший сын занят в агропромышленной отрасли, младший – в железнодорожной системе, а дочь – врач-радиолог. У меня есть одна сестра, которая, к счастью, жива и здорова, по профессии – бухгалтер, сейчас на пенсии и живёт в городе Нальчике.

– Семья – действительно огромная ценность, и так важно, чтобы в ней творческий человек находил своё отдохновение… Ведь любое искусство требует огромного труда: здесь и колоссальная затрата сил, времени, полная самоотдача, сосредоточенность, порой жертвенность, бессонные ночи, борьба с собственным отчаянием, его преодоление – и взятие высоты… Поскольку моя жизнь связана с поэзией, приведу слова известного в России поэта (кстати, моего земляка из Могилёвской области) Игоря Шкляревского: «Я знаю, какой ценой даётся стройность, и ненавижу, презираю всех, кто делает кривые стены, косые двери, хромые стулья, бездарные ткани. Чем они могут гордиться? В чём находят утешение, когда врасплох настигает мысль о смерти? Я люблю кошмарные, как чернолесье, черновики и обкусанные гусиные перья Пушкина». В чём-то нещадные, но очень точные слова о том, какой невероятной ценой даётся всё прекрасное… Уверена, что в Вашей жизни напряжённой творческой работы до сих пор очень много. Как же надо трудиться, чтобы так ярко, сильно, молодо, волнующе звучал Ваш голос?

– Если позволите, на этот вопрос отвечу более развёрнуто. Путь творческого становления непрост и долог, как и у всего остального в жизни. Кроме хороших голосовых данных, ещё много чего нужно иметь: интеллект, образование, общую и внутреннюю культуру, сценическое обаяние и только потом – хороший голос с красивым тембром, полноценно звучащий во всех регистрах, тонкий музыкальный слух, хорошую фактуру и, что очень важно, природную музыкальную душу! Всё это вкупе даёт возможность артисту стать личностью на сцене и в жизни, иметь свою индивидуальность. Есть много профессиональных певцов с большими голосами, громко и правильно поющих по канонам вокальной техники, но они настолько увлечены голосоведением, что забывают о содержании исполняемого произведения. Порой не поймёшь, на каком языке они поют, не говоря уже об отсутствии чёткой дикции и душевности.
Возвращаясь к себе, хочу сказать, что я всегда стараюсь быть самокритичным, и это идёт мне на пользу. Признаюсь, в начале творческого пути я не понимал всей глубины и сложности выбранного мной жанра. Казалось, прозвучали в моём исполнении две-три песни по Всесоюзному телевидению и радио (тогда были только два центральных канала, и тебя видела и слышала почти вся трёхсотмиллионная аудитория) – и всё в порядке. После победы в нескольких всесоюзных и всероссийских конкурсах в 1976 году меня пригласили в Москву на постоянную работу в Росконцерт, это была самая крупная концертная организация в Советском Союзе. И по настоящее время я живу и работаю в нашей столице, она стала для меня родным и любимым городом. Поначалу всё шло замечательно, но, как неопытный провинциальный молодой человек, я допустил несколько серьёзных промахов, которые мне сильно помешали в дальнейшем. Словом, у меня не было прагматизма, возможно, это и послужило причиной того, что я не оказался в числе тех, кто и сегодня не сходит с телеэкранов нашей страны. Среди них есть мои коллеги, которые старше меня (дай им Бог сто лет жизни), у меня с ними и по сей день нормальные отношения. Я никого не виню в своих неудачах, трудностях, коих у меня было предостаточно. Виню только себя, говорю искренне, потому что считаю: человек – кузнец не только своего счастья, но неудач и несчастья тоже. Хорошо, что появился интернет… Кто хочет посмотреть и послушать сегодняшнего, поседевшего Заура Тутова, может набрать меня в «Ютьюбе», там много самых разных произведений и с живых концертов, и в моноклипах.
…Шло время, через опыт я понял, что среда, в которой нахожусь, не только привлекательна, но и непроста, что одного диплома Музыкально-педагогического института им. Гнесиных недостаточно, чтобы расти как творческий человек.
Стал много заниматься над исполнительским мастерством, расширял репертуар, получил право на проведение сольных концертов. На практике убедился, что это трудно эмоционально, физически, да и большая ответственность, тем более что я никогда не допускаю выступлений под «плюс» (голос звучит исключительно живьём), не допускаю никаких технических хитростей типа дабл-трека и тому подобного. Да, когда нет симфонического оркестра (удовольствие дорогое), я пою под записанный аккомпанемент, зато это гарантирует качественное сопровождение и финансово не накладно. На моих концертах нет ошеломляющих технических атрибутов, мой жанр (классическая эстрада) и репертуар рассчитаны на то, чтобы, находясь один на один с аудиторией, я смог раскрыть и донести песни-произведения до сердец слушателей. Когда чувствую, что большинство из зрителей сопереживает, соучаствует, мысленно сравнивает окончание номера с просмотром мини-спектакля, я понимаю, что не зря занимаюсь своим делом. То, о чём говорю, возможно только в программе, где есть прекрасные глубокие произведения с красивой мелодией, с настоящей содержательной поэзией. Словом, несмотря ни на что, не опускаю рук, активно сохраняю свою профессиональную и физическую форму, собрал и выпустил восемь дисков из 150 произведений самых разных жанров вокального искусства. Понимаю, что это не «вселенское» событие, но, я думаю, каждый человек должен оставить после себя всё то полезное и доброе, что успел сделать за свою жизнь. Разумеется, я не собираюсь уже завтра уходить в мир иной, хотя кто знает… никто ни от чего не застрахован. Как я говорил чуть выше, к моему удовлетворению, у меня хорошее здоровье и отличная профессиональная форма, что даёт мне надежду на новые встречи с почитателями моего творчества.

– Знаю, что с городом Минском Вас связывает очень радостное событие. Здесь Вы стали лауреатом Всесоюзного конкурса исполнителей советской песни. Это был 1973 год. Расскажите, пожалуйста, подробнее, как это было, какие тогда у Вас были ощущения от победы – и какие сейчас воспоминания о Вашем успехе и о том времени.

– Весной 1973 года я демобилизовался из армии, а служил на о. Сахалин как обычный рядовой солдат, ни в каких военных ансамблях не пел. Вернувшись в государственную филармонию в г. Нальчике, откуда был призван, успел войти в профессиональную форму, прежде чем оказаться на конкурсе. Если не ошибаюсь, он проходил в июне того же года. Кабардино-Балкарский обком комсомола направил меня на Всесоюзный конкурс исполнителей советской песни в г. Минск. Туда приехали молодые исполнители и музыкальные коллективы со всех концов огромной страны, там познакомился со многими коллегами, музыкантами, композиторами, поэтами, да и просто с минчанами. Всех конкурсантов сопровождал, я бы сказал, главный эстрадно-симфонический оркестр Всесоюзного радио и телевидения под управлением выдающегося музыканта, композитора, дирижёра, художественного руководителя коллектива народного артиста СССР Юрия Васильевича Силантьева. Позже, периодически встречаясь с ним на записях и концертах, я убедился в том, что он был не только видным деятелем музыкального искусства, но и очень образованным, эрудированным, неординарным и доброжелательным человеком… Возвращаясь к конкурсу, хочу сказать, что он проходил в три тура, членами жюри были наши выдающиеся композиторы: А. Н. Пахмутова, О. Б. Фельцман, И. М. Лученок, Я. А. Френкель, А. Г. Новиков и другие, а также популярные певцы: Э. А. Хиль, И. Д. Кобзон, В. К. Трошин…
Когда объявили победителей, среди которых был и я, меня охватило невероятное, необъяснимое радостное волнение. Первое место было присвоено Леониду Сметанникову, солисту Саратовского театра оперы и балета, второе – вашему покорному слуге, третье разделили Ренат Ибрагимов и Евгений Мартынов, очень талантливый композитор-песенник и замечательный исполнитель своих песен (очень жаль, рано ушёл из жизни). А среди вокально-инструментальных ансамблей первое место по праву присвоили «Песнярам» под руководством Владимира Мулявина…
Воспоминания у меня самые тёплые о Минске, о зрителях, о встречах членов жюри и конкурсантов с тружениками заводов и фабрик не только столицы Белоруссии. К сожалению, с тех пор я не был с концертами ни в Минске, ни в республике, хочу заметить, не получал ни одного приглашения, а сам я никогда и никому не навязывался. С большим уважением относился и отношусь к гостеприимному, хлебосольному, трудолюбивому, талантливому, великодушному и красивому белорусскому народу! Искренне желаю всем нам, народам бывшего Советского Союза, мира, созидания, взаимоуважения и благополучия!
– А после минского конкурса с членами жюри Вы когда-нибудь потом встречались? Может быть, с кем-то из них завязалась крепкая дружба на всю жизнь? И какими Вы запомнили наших звёздных композиторов Игоря Лученка и Владимира Мулявина?

– В последующие годы у меня сложились (и продолжаются по сей день) хорошие творческие и человеческие отношения с Александрой Николаевной Пахмутовой и Николаем Николаевичем Добронравовым. Дай им Бог ещё немало творческих лет жизни, они – легенды нашей русскоязычной великой культуры!
Игорь Михайлович Лученок (Царствие ему Небесное) мне запомнился как приветливый, всегда улыбающийся, доброжелательный человек. Правда, мы встречались с ним редко, в основном на пленумах союза композиторов страны, которые проходили в Москве. В рамках этих мероприятий были концерты разных жанров: симфонические, инструментальные, песенные, где мы виделись. Игорь Михайлович выходил на сцену со своими исполнителями, и мне всегда было приятно с ним общаться, хоть и коротко. Видя его, я непременно вспоминал прекрасный, чистый, уютный Минск и всё то, что было связано с конкурсом в этом светлом городе в 1973 году.
Так сложилось, что с Владимиром Мулявиным мы встречались на репетициях по ходу конкурса. Разумеется, как нормальные воспитанные люди, мы просто здоровались, не более того. Конечно, я искренне был рад, когда, как сейчас говорят, в их номинации им присвоили первую премию. Это был прекрасный, самобытный вокально-инструментальный ансамбль, достойно представляющий свою любимую и неповторимую Белоруссию!

– Пожалуйста, расскажите ещё о своих встречах с Муслимом Магомаевым. Вы назвали его великим, и это действительно так. Для многих он был образцом певца и человека… Я видела в записи Ваше выступление на его юбилейном вечере. Как лучилось его лицо, когда он слушал Вас, какое удовольствие было на лице Тамары Синявской, когда Вы пели! Это было полное душевное признание Вашего таланта. Кем он был для Вас в жизни и творчестве?

– О Муслиме Магометовиче Магомаеве сказано и показано так много, что вряд ли привнесу что-то новое, неизвестное, но всё-таки скажу о своих личных воспоминаниях, впечатлениях о нём, как человек, который периодически общался с ним. Крайне редко бывает такое счастливейшее стечение обстоятельств, как это произошло в судьбе Муслима Магомаева. Во-первых, и это самое главное, от природы с момента его рождения в нём были заложены интеллект, сценическое обаяние, внутренняя культура, полноценно звучащий во всех регистрах голос с красивейшим тембром, тонкий музыкальный слух, прекрасная фактура, а самое главное – большое, очень музыкальное, щедрое в прямом и переносном смысле человеческое сердце: каждую ноту Муслим пропускал через него! Плюс ко всему этому он получил отличное образование и общее развитие, был многосторонне одарённым человеком. Что немаловажно, карьера Муслима сложилась в долгосрочном, спокойном, стабильном общественно-политическом режиме. В гигантской стране тогда не было, как в наше время, ксенофобии, политической трескотни, межэтнических, межнациональных противостояний, что ещё хуже, вооружённых столкновений и т. д. Такие люди, как Муслим Магомаев, рождаются, как говорят, раз в сто лет, а может, и реже.
В юности я даже не мог себе представить, что когда-нибудь в реальной жизни познакомлюсь с ним и что у нас сложатся хорошие творческие, добрые человеческие взаимоотношения. Поверьте, я далёк от мысли спекулировать его именем – говорю о том, что было на самом деле. Впервые живьём я увидел Муслима и познакомился с ним в 1980 году, в сборных концертах, посвящённых летним Олимпийским играм, проходившим в Москве (я тоже имел честь быть участником этих концертов). С тех пор с маэстро периодически встречался в больших сборных представлениях, посвящённых значительным праздникам. В июне 1992 года я пригласил Муслима с концертами в город Нальчик (это столица моей малой родины, Кабардино-Балкарской Республики), но он не сразу дал согласие – сомневался, придут ли люди на его концерты. На то были серьёзные причины: тогда в стране было тревожно, особенно на Северном Кавказе, но я настоял на нашей встрече, чтобы обсудить моё предложение. Встретились мы у них дома. Тамара Ильинична накрыла стол, и, сидя на их уютной кухне, мы много говорили. Я приводил немало аргументов, и наконец удалось убедить Муслима, что все три концерта пройдут достойно и на самом высоком уровне. Так и случилось.
…Стояла чудная июньская погода. Все представления проходили с огромным успехом, зал был переполнен, Муслим аккомпанировал себе на рояле. Жаль только, что по причине сложной общественно-политической ситуации не удалось тогда качественно записать на местном телевидении этот праздник.
В августе того же года мне предстояла поездка в Италию на гастроли с большим симфоническим оркестром Всероссийского радио под управлением народного артиста СССР Мурада Кажлаева. В моей программе были как русские песни, так и знаменитые неаполитанские. В связи с этим я попросил Муслима помочь мне с итальянским произношением и вообще позаниматься, ведь он, как никто другой (не побоюсь слова «гениально»), пел эти произведения. Честно говоря, я сомневался, откликнется ли он на мою просьбу, потому что некоторые, не идущие ни в какое сравнение с Муслимом ни по человеческим, ни по профессиональным качествам, не то что позаниматься с младшим коллегой, а просто по-людски не могут общаться с окружающими, настолько деньги, популярность, чванство затуманили им мозги. Словом, в конце июля он пригласил меня домой, и мы репетировали целый день. Я пел под аккомпанемент рояля (как известно, Муслим прекрасно владел этим инструментом), а Тамара Ильинична Синявская, наша выдающаяся оперная певица, давала мне полезные рекомендации. В процессе нашего общения я сказал Муслиму Магометовичу, что, если он не возражает, то я хотел бы записать его песню на стихи Николая Добронравова «Элегия». Его реакция была положительной: нет проблем! Достал минусовку, сделанную им же самим, сел за пульт своей домашней студии и как звукорежиссёр записал мой голос. Так родилась эта песня и в моём исполнении. В тот же день он подарил мне две виниловые пластинки с памятной для меня надписью и текст песни из кинофильма «Крёстный отец», написанный на итальянском языке от руки (я их храню дома как реликвию). Спустя несколько лет на одном из его юбилейных вечеров Муслим подарил мне альбом-сборник из 14 компакт-дисков.
Многие сегодняшние профессиональные и самодеятельные певцы, музыкальные коллективы исполняют авторские песни ярчайшего мастера и вообще произведения из его огромного репертуара – это замечательно! Каждый исполнитель по-своему передаёт содержание этих сочинений. Они звучат на концертах, в телеэфирах, в интернете… Словом, любимые народом композиции реально живут, а это значит, что вместе с ними на земле живёт душа великого Орфея! Важно то, что своим огромным и разножанровым творческим наследием выдающийся маэстро продолжает приносить радость миллионам людей. Достаточно вспомнить только один «Бухенвальдский набат» в исполнении именно Муслима Магомаева. Это убедительное напоминание человечеству о хрупкости жизни, о необходимости беречь мир на планете общими усилиями! На мой взгляд, один великий Муслим Магомаев сделал больше, чем многие политики вместе взятые, в деле воспевания красоты, гуманизма, в сближении сердец миллионов граждан разных национальностей и вероисповеданий.
Как сказал наш знаменитый актёр театра и кино, поэт, писатель, режиссёр Валентин Иосифович Гафт, «эпоха Муслима Магомаева вечна!».

– С таким абсолютным, категорическим утверждением нельзя не согласиться… В одном из телевизионных интервью Вы рассказали о том, что Муслим Магомаев был глубоко порядочным, очень чистым человеком – весьма редкое явление в артистическом мире: фантастическая слава, которой не было ни у кого из артистов, не затмила ему сознания. Кстати, великому артисту и другу Вы посвятили свою песню «Памяти Орфея» (слова Аллы Гольцевой). Исполнили её неповторимо: начало – трагические интонации, подобные плачу, волнение с перебоем дыхания, а дальше – высота и сила голоса, музыки и слов, уверенность утверждений: «Он жил словно пел, / а пел словно жил – / великий Орфей Муслим!» Запомнилась мне и мудрая фраза из Вашего интервью: «Музыку надо чувствовать сердцем…» Эта несомненная поэтичная формула полностью приложима ко всему Вашему творчеству. Не сочтите за лесть, но Вы для меня – уникальный певец, композитор, высокообразованный, эрудированный человек, прекрасный собеседник. С удивительным постоянством смотрю в интернете видео, где Вы исполняете песню «Подберу музыку» (авторы – Раймонд Паулс и Андрей Вознесенский). Её долгое время нежно и молодо пел эстонский певец Яак Йоала. А у Вас она получилась совсем иная, с глубоким, зрелым, выношенным чувством… Слушаю и умиляюсь тому, с какими проникновенными, волнующими интонациями Вы её поёте – словно из потаённых глубин души исходят вдохновенные слова, соединённые с гармоничной мелодией, сопровождаемые плавностью благородных жестов… Кстати, аранжировку великолепно сделал уважаемый Сергей Миклашевский (стократное ему спасибо за наше знакомство)… Благодарю Вас, уважаемый Заур, за откровенность и искренность во время нашей беседы. Очень надеюсь на то, что Ваш концерт в Минске в желанное благополучное время обязательно состоится!
P. S. Пока ещё никому из наших организаторов концертов не пришло в голову пригласить Заура Тутова в Минск, с которым певца связывают самые добрые воспоминания. А я в мечтах давно вижу, какой красивый, торжественный, интеллигентный его вечер можно было бы организовать в Большом зале Белгосфилармонии! Эх, быть бы мне посмелей да порасторопней, тогда, может, и взялась бы за это нелёгкое дело… А пока концерты великолепного артиста, вокал которого называют «голосом могущественной красоты», с успехом проходят в Москве и столицах Кабардино-Балкарии, Адыгеи и Карачаево-Черкесии.

Валентина ПОЛИКАНИНА,
поэт, переводчик, публицист,
член Союза писателей Беларуси, Союза российских писателей
и Международной федерации русскоязычных писателей,
лауреат республиканских и международных литературных премий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.