Друг Пушкина и Бетховена

«Как завидую вашему прекрасному крымскому климату: письмо ваше разбудило во мне множество воспоминаний всякого рода. Там колыбель моего “Онегина”, и вы, конечно, узнали некоторых лиц». Эти строки письма А. С.  Пушкина от 10 ноября 1836 года обращены к Н. Б.  Голицыну.
Необычайна судьба этого человека. Родился он в декабре 1794 года в богатой княжеской семье. Первоначально решил связать свою судьбу с армией, но вскоре был разочарован и вышел в отставку. События 1812 года привели Николая Борисовича в ряды действующей армии. Начав боевой путь в качестве ординарца прославленного генерала П. И. Багратиона, которому он приходился родственником по линии матери, Николай Борисович участвовал в кровопролитных боях под Смоленском, Бородино, Тарутино, Малоярославцем, с русскими войсками вступил в поверженный Париж. Его грудь украсили многие российские ордена. Наградили отважного, порой бесшабашного в сражениях поручика Голицына шпагой с золотым эфесом и надписью «За храбрость» (сейчас эта награда хранится в Государственном Эрмитаже Санкт-Петербурга).
Голицын был одним из образованнейших людей своего времени. В историю культуры он вошёл как литератор, мемуарист, музыкальный деятель, переводчик. С детских лет занимаясь музыкой, замечательно играл на виолончели. Исполнительское мастерство князя высоко ценили М. И. Глинка и А. С. Даргомыжский. Первый даже хотел привлечь его к участию в оркестре на премьере «Ивана Сусанина». Широта интеллектуальных интересов, эмоцио­нальная отзывчивость позволили Голицыну стать другом А. С. Пушкина, В. Ф. Одоевского, В. А.  Жуковского, П. А. Вяземского. Журнал «Библиотека для чтения» за 1829 год отмечал князя как «лучшего и остроумного критика по части музыки».

Н. Б. Голицын

Одним из первых Николай Борисович начал пропагандировать творчество Бетховена. В марте 1824 года в столице в Филармонической зале дома Энгельгардта впервые была исполнена «Торжественная месса» немецкого композитора. Инициатором был Голицын. Известны восемнадцать писем князя к великому композитору. «Можно сказать, что ваш гений опередил век, – писал Голицын композитору, – и что теперь, может быть, не найдётся ни одного слушателя, который был бы достаточно просвещён, чтобы насладиться всей полнотой вашей музыки. Но потомки будут благоговеть перед вами и благословлять вашу память более, чем доступно нашим современникам». Бетховен посвятил своему русскому другу три струнных квартета, так называемые «Голицынские», и увертюру «Освящение дома».
Николай Борисович был прекрасным знатоком французского языка. Пушкин в связи с событиями в Польше и клеветническими нападками на Россию на Западе – во французской и английской прессе – пишет стихотворение-­отповедь «Клеветникам России», и, чтобы оно прозвучало за рубежом, нужен был хороший перевод его. С задачей блестяще справился Голицын.

Ю. Н. Голицын

Пушкин был в восторге от перевода: «Тысячу раз благодарю вас, милый князь, за ваш несравненный перевод моего стихотворения, направленного против недругов нашей страны. Я видел уже три перевода, из которых один сделан высокопоставленным лицом из числа моих друзей, и ни один не стоит вашего пера… Вы обещаете перевод в стихах моего “Бахчисарайского фонтана”. Уверен, что он вам удастся, как всё, что выходит из-под вашего пера, хотя тот род литературы, которому вы предаётесь, самый трудный и неблагодарный из всех, какие я знаю. По-моему, нет ничего труднее, как переводить русские стихи французскими, ибо, при сжатости нашего языка, никогда нельзя быть столь же кратким. Итак, честь и слава тому, кто справляется с этим так удачно, как вы…» Благодаря Голицыну поэт смог «…щёлкнуть по носу всех этих крикунов из Палаты депутатов…»
Александр Сергеевич написал это послание князю по-французски и рассчитывал на встречу с Голицыным: «…ещё не отчаялся скоро увидеть вас в нашей столице, ибо знаю, как вы легки на подъём». Дружеские отношения с поэтом князь поддерживал до самой его смерти. Николай Борисович перевёл на французский язык пушкинский «Бахчисарайский фонтан», написал музыку на его слова «В крови горит огонь желанья…». Позднее Голицын вспоминал о времени, когда на берегах Понта (Чёрного моря) под сенью Аюдага (он жил в Артеке) пытался передать французскими стихами непередаваемые прелести поэмы Пушкина. Перу Николая Борисовича принадлежит также и перевод «Чернеца» И. И. Козлова.
К сожалению, неизвестно, когда произошло знакомство князя с А. С. Пушкиным. По-видимому, это случилось во время его путешествия в Арзрум. Известно, что с 1825 года Николай Борисович – подполковник, а с 1826 года он дежурный офицер при наместниках на Кавказе А. П. Ермолове и И. Ф. Паскевиче. Пушкин самовольно побывал в 1829 году на Кавказе, оставив нам путевые очерки «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года». Судьба потомка династии Рюриковичей Голицына, который был прекрасным музыкантом, литератором, высокообразованным человеком, могла заинтересовать поэта. В 1832 году Николай Борисович выходит в отставку и в чине коллежского советника в течение трёх лет служит в Министерстве финансов. Поэт мог неоднократно встречаться с князем в столице, ибо тот «…лёгок на подъём…».
С 1837 года Николай Борисович публикует ряд исторических статей и мемуарных очерков. Наиболее интересны его «Офицерские записки, или Воспоминания о походах 1812, 1813 и 1814 годов». Они вышли отдельной книгой в 1838 году, а до этого публиковались в «Библиотеке для чтения». Они написаны прекрасным литературным языком и правдиво поведали читателю не только о событиях 1812 года, но и о героизме русских солдат и офицеров. Проявил большой интерес князь и к тогдашним политическим событиям, что отразилось в его публицистических статьях о Восточной войне 1853–1856 годов, участником которой он был непосредственно. Николай Борисович во время войны командовал новооскольским ополчением (ныне Новый Оскол находится в Белгородской области).

Титульный лист
книги Голицына

Горячий патриот России, всегда готовый защищать освящённые устои самодержавия, Николай Борисович тем не менее прослыл «фрондёром». Он трезво видел и оценивал многие российские болезни и язвы царствования Николая Первого (это и невежество чиновников, и взяточничество, и казнокрадство) и, понятно, не мог не подвергнуть их критике в своих произведениях. В 1845 году он написал комедию «Губернаторская ревизия», в которой высмеивал самодурство провинциального тамбовского дворянства. Запрещённая в печати «за сатирическое изображение реально существующих лиц», комедия была напечатана в Вольной русской типографии в Лейпциге в 1858 и 1859 годах.
В сороковых-пятидесятых годах XIX века появляются статьи Голицына, в которых доказывается необходимость отмены крепостного права, введения гласного судопроизводства. Статьи зовут к искоренению взяточничества, коррупции и казнокрадства. Перу князя принадлежит и ряд работ по богословию. Его идея – соединение православной и католической церкви. В 1858 году в Париже была издана его книга «О возможном соединении Российской церкви с Западною», которая, кроме известности на католическом Западе, принесла ему опалу в 1859 году. Синод настоял на высылке Николая Борисовича в тамбовское имение.
Голицын поселился в селе Новочеркутино (тож Салтыки) Усманского уезда Тамбовской губернии (ныне Добринский район Липецкой области) ещё в начале XIX века. Вскоре его постигло горе – умерла жена, Елена Александровна (тётка жены поэта Антона Дельвига, урождённая графиня Салтыкова). Тогда и решил Голицын навсегда поселиться в деревенской глуши. В январе 1831 года подполковник и кавалер Голицын обратился с прошением о внесении в родословную книгу Тамбовской губернии в связи с тем, что у его покойной жены было имение в Усманском уезде, в селе Новочеркутино с деревнями, включающее 1200 десятин земли и 1090 крепостных душ «мужеского пола». 17 января 1831 года Тамбовское дворянское депутатское собрание постановило внести князя Н. Б. Голицына в дворянскую родословную книгу Тамбовской губернии, в третью часть.
В Новочеркутино Николай Борисович построил концертный зал, где обучал крепостных хоровому и сольному пению, игре на музыкальных инструментах. Он дал серьёзное музыкальное образование и своему сыну Юрию (позже ставшему известным музыкантом, композитором, дирижёром), привил ему любовь к музыке, пению. Новочеркутино принадлежало, согласно завещанию Елены Александровны, Юрию Николаевичу, опекуном которого до совершеннолетия был Николай Борисович.
К сожалению, ни одного достоверного изображения Николая Борисовича не сохранилось. Есть свидетельство, что в 1824 году на выставке в Академии художеств экспонировался его портрет кисти известного тогда художника А. Г. Варнека (к сожалению, не дошедший до нас). Современники отмечали, что художник прекрасно воплотил на холсте образ князя. В 1899 году на юбилейной выставке в Академии наук, посвящённой 100-летию Пушкина, были представлены два портрета Николая Борисовича. Но и они бесследно исчезли и даже не были воспроизведены в альбоме, выпущенном в связи с этой выставкой.

Пушкино. Могила Елены Александровны, по мужу
Салтыковой-Голицыной (Салтыковой-Головкиной
по матери), род. 21.01.1802, умерла 25.05.1828 г.
Похоронена в Александро-Невской лавре

Правда, позднее были отысканы две литографированные миниатюры Николая Борисовича: первая – в монографии, посвящённой Бетховену (Париж, 1964), вторая – в фондах одного из санкт-петербургских музеев. На последней миниатюре Голицын изображён в возрасте тридцати пяти лет в мундире подполковника (в 1825–1832 годах он служил в отдельном Кавказском корпусе). Ни имени художника, ни местонахождения оригинала миниатюры исследователи не знают.
В немногочисленной краеведческой литературе, посвящённой Николаю Борисовичу, говорится, что он умер в Новочеркутино (тож Салтыки). Но это селение принадлежало его сыну Юрию, а Николай Борисович был его опекуном. Своё последнее пристанище друг Пушкина и Бетховена обрёл в селе Богородском Новооскольского уезда Курской губернии (ныне Белгородская область), где и умер 20 октября (1 ноября по новому стилю) 1866 года.
Некрологи, посвящённые памяти этого замечательного человека, опубликовали лишь некоторые издания – «Весть» (№ 90) и «Иллюстрированная газета» (1 декабря 1866 года). В них не только тепло отзывались о князе, но и отмечали его большой вклад в музыкальную сокровищницу России.

Виктор ЕЛИСЕЕВ,
краевед, член Союза журналистов России, лауреат областной премии имени И. А. Бунина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.