Друг Пушкина и Бетховена
«Как завидую вашему прекрасному крымскому климату: письмо ваше разбудило во мне множество воспоминаний всякого рода. Там колыбель моего “Онегина”, и вы, конечно, узнали некоторых лиц». Эти строки письма А. С. Пушкина от 10 ноября 1836 года обращены к Н. Б. Голицыну.
Необычайна судьба этого человека. Родился он в декабре 1794 года в богатой княжеской семье. Первоначально решил связать свою судьбу с армией, но вскоре был разочарован и вышел в отставку. События 1812 года привели Николая Борисовича в ряды действующей армии. Начав боевой путь в качестве ординарца прославленного генерала П. И. Багратиона, которому он приходился родственником по линии матери, Николай Борисович участвовал в кровопролитных боях под Смоленском, Бородино, Тарутино, Малоярославцем, с русскими войсками вступил в поверженный Париж. Его грудь украсили многие российские ордена. Наградили отважного, порой бесшабашного в сражениях поручика Голицына шпагой с золотым эфесом и надписью «За храбрость» (сейчас эта награда хранится в Государственном Эрмитаже Санкт-Петербурга).
Голицын был одним из образованнейших людей своего времени. В историю культуры он вошёл как литератор, мемуарист, музыкальный деятель, переводчик. С детских лет занимаясь музыкой, замечательно играл на виолончели. Исполнительское мастерство князя высоко ценили М. И. Глинка и А. С. Даргомыжский. Первый даже хотел привлечь его к участию в оркестре на премьере «Ивана Сусанина». Широта интеллектуальных интересов, эмоциональная отзывчивость позволили Голицыну стать другом А. С. Пушкина, В. Ф. Одоевского, В. А. Жуковского, П. А. Вяземского. Журнал «Библиотека для чтения» за 1829 год отмечал князя как «лучшего и остроумного критика по части музыки».

Одним из первых Николай Борисович начал пропагандировать творчество Бетховена. В марте 1824 года в столице в Филармонической зале дома Энгельгардта впервые была исполнена «Торжественная месса» немецкого композитора. Инициатором был Голицын. Известны восемнадцать писем князя к великому композитору. «Можно сказать, что ваш гений опередил век, – писал Голицын композитору, – и что теперь, может быть, не найдётся ни одного слушателя, который был бы достаточно просвещён, чтобы насладиться всей полнотой вашей музыки. Но потомки будут благоговеть перед вами и благословлять вашу память более, чем доступно нашим современникам». Бетховен посвятил своему русскому другу три струнных квартета, так называемые «Голицынские», и увертюру «Освящение дома».
Николай Борисович был прекрасным знатоком французского языка. Пушкин в связи с событиями в Польше и клеветническими нападками на Россию на Западе – во французской и английской прессе – пишет стихотворение-отповедь «Клеветникам России», и, чтобы оно прозвучало за рубежом, нужен был хороший перевод его. С задачей блестяще справился Голицын.

Пушкин был в восторге от перевода: «Тысячу раз благодарю вас, милый князь, за ваш несравненный перевод моего стихотворения, направленного против недругов нашей страны. Я видел уже три перевода, из которых один сделан высокопоставленным лицом из числа моих друзей, и ни один не стоит вашего пера… Вы обещаете перевод в стихах моего “Бахчисарайского фонтана”. Уверен, что он вам удастся, как всё, что выходит из-под вашего пера, хотя тот род литературы, которому вы предаётесь, самый трудный и неблагодарный из всех, какие я знаю. По-моему, нет ничего труднее, как переводить русские стихи французскими, ибо, при сжатости нашего языка, никогда нельзя быть столь же кратким. Итак, честь и слава тому, кто справляется с этим так удачно, как вы…» Благодаря Голицыну поэт смог «…щёлкнуть по носу всех этих крикунов из Палаты депутатов…»
Александр Сергеевич написал это послание князю по-французски и рассчитывал на встречу с Голицыным: «…ещё не отчаялся скоро увидеть вас в нашей столице, ибо знаю, как вы легки на подъём». Дружеские отношения с поэтом князь поддерживал до самой его смерти. Николай Борисович перевёл на французский язык пушкинский «Бахчисарайский фонтан», написал музыку на его слова «В крови горит огонь желанья…». Позднее Голицын вспоминал о времени, когда на берегах Понта (Чёрного моря) под сенью Аюдага (он жил в Артеке) пытался передать французскими стихами непередаваемые прелести поэмы Пушкина. Перу Николая Борисовича принадлежит также и перевод «Чернеца» И. И. Козлова.
К сожалению, неизвестно, когда произошло знакомство князя с А. С. Пушкиным. По-видимому, это случилось во время его путешествия в Арзрум. Известно, что с 1825 года Николай Борисович – подполковник, а с 1826 года он дежурный офицер при наместниках на Кавказе А. П. Ермолове и И. Ф. Паскевиче. Пушкин самовольно побывал в 1829 году на Кавказе, оставив нам путевые очерки «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года». Судьба потомка династии Рюриковичей Голицына, который был прекрасным музыкантом, литератором, высокообразованным человеком, могла заинтересовать поэта. В 1832 году Николай Борисович выходит в отставку и в чине коллежского советника в течение трёх лет служит в Министерстве финансов. Поэт мог неоднократно встречаться с князем в столице, ибо тот «…лёгок на подъём…».
С 1837 года Николай Борисович публикует ряд исторических статей и мемуарных очерков. Наиболее интересны его «Офицерские записки, или Воспоминания о походах 1812, 1813 и 1814 годов». Они вышли отдельной книгой в 1838 году, а до этого публиковались в «Библиотеке для чтения». Они написаны прекрасным литературным языком и правдиво поведали читателю не только о событиях 1812 года, но и о героизме русских солдат и офицеров. Проявил большой интерес князь и к тогдашним политическим событиям, что отразилось в его публицистических статьях о Восточной войне 1853–1856 годов, участником которой он был непосредственно. Николай Борисович во время войны командовал новооскольским ополчением (ныне Новый Оскол находится в Белгородской области).

книги Голицына
Горячий патриот России, всегда готовый защищать освящённые устои самодержавия, Николай Борисович тем не менее прослыл «фрондёром». Он трезво видел и оценивал многие российские болезни и язвы царствования Николая Первого (это и невежество чиновников, и взяточничество, и казнокрадство) и, понятно, не мог не подвергнуть их критике в своих произведениях. В 1845 году он написал комедию «Губернаторская ревизия», в которой высмеивал самодурство провинциального тамбовского дворянства. Запрещённая в печати «за сатирическое изображение реально существующих лиц», комедия была напечатана в Вольной русской типографии в Лейпциге в 1858 и 1859 годах.
В сороковых-пятидесятых годах XIX века появляются статьи Голицына, в которых доказывается необходимость отмены крепостного права, введения гласного судопроизводства. Статьи зовут к искоренению взяточничества, коррупции и казнокрадства. Перу князя принадлежит и ряд работ по богословию. Его идея – соединение православной и католической церкви. В 1858 году в Париже была издана его книга «О возможном соединении Российской церкви с Западною», которая, кроме известности на католическом Западе, принесла ему опалу в 1859 году. Синод настоял на высылке Николая Борисовича в тамбовское имение.
Голицын поселился в селе Новочеркутино (тож Салтыки) Усманского уезда Тамбовской губернии (ныне Добринский район Липецкой области) ещё в начале XIX века. Вскоре его постигло горе – умерла жена, Елена Александровна (тётка жены поэта Антона Дельвига, урождённая графиня Салтыкова). Тогда и решил Голицын навсегда поселиться в деревенской глуши. В январе 1831 года подполковник и кавалер Голицын обратился с прошением о внесении в родословную книгу Тамбовской губернии в связи с тем, что у его покойной жены было имение в Усманском уезде, в селе Новочеркутино с деревнями, включающее 1200 десятин земли и 1090 крепостных душ «мужеского пола». 17 января 1831 года Тамбовское дворянское депутатское собрание постановило внести князя Н. Б. Голицына в дворянскую родословную книгу Тамбовской губернии, в третью часть.
В Новочеркутино Николай Борисович построил концертный зал, где обучал крепостных хоровому и сольному пению, игре на музыкальных инструментах. Он дал серьёзное музыкальное образование и своему сыну Юрию (позже ставшему известным музыкантом, композитором, дирижёром), привил ему любовь к музыке, пению. Новочеркутино принадлежало, согласно завещанию Елены Александровны, Юрию Николаевичу, опекуном которого до совершеннолетия был Николай Борисович.
К сожалению, ни одного достоверного изображения Николая Борисовича не сохранилось. Есть свидетельство, что в 1824 году на выставке в Академии художеств экспонировался его портрет кисти известного тогда художника А. Г. Варнека (к сожалению, не дошедший до нас). Современники отмечали, что художник прекрасно воплотил на холсте образ князя. В 1899 году на юбилейной выставке в Академии наук, посвящённой 100-летию Пушкина, были представлены два портрета Николая Борисовича. Но и они бесследно исчезли и даже не были воспроизведены в альбоме, выпущенном в связи с этой выставкой.

Салтыковой-Голицыной (Салтыковой-Головкиной
по матери), род. 21.01.1802, умерла 25.05.1828 г.
Похоронена в Александро-Невской лавре
Правда, позднее были отысканы две литографированные миниатюры Николая Борисовича: первая – в монографии, посвящённой Бетховену (Париж, 1964), вторая – в фондах одного из санкт-петербургских музеев. На последней миниатюре Голицын изображён в возрасте тридцати пяти лет в мундире подполковника (в 1825–1832 годах он служил в отдельном Кавказском корпусе). Ни имени художника, ни местонахождения оригинала миниатюры исследователи не знают.
В немногочисленной краеведческой литературе, посвящённой Николаю Борисовичу, говорится, что он умер в Новочеркутино (тож Салтыки). Но это селение принадлежало его сыну Юрию, а Николай Борисович был его опекуном. Своё последнее пристанище друг Пушкина и Бетховена обрёл в селе Богородском Новооскольского уезда Курской губернии (ныне Белгородская область), где и умер 20 октября (1 ноября по новому стилю) 1866 года.
Некрологи, посвящённые памяти этого замечательного человека, опубликовали лишь некоторые издания – «Весть» (№ 90) и «Иллюстрированная газета» (1 декабря 1866 года). В них не только тепло отзывались о князе, но и отмечали его большой вклад в музыкальную сокровищницу России.
Виктор ЕЛИСЕЕВ,
краевед, член Союза журналистов России, лауреат областной премии имени И. А. Бунина