МАКСИМ БОГДАНОВИЧ
И ЯРОСЛАВСКАЯ ГАЗЕТА «ГОЛОС»

НОВЫЕ НАХОДКИ И СТАРЫЕ ВОПРОСЫ

Фактографический материал, накопленный исследователями биографии и творчества Максима Богдановича, даёт возможность довольно точно установить те или иные моменты в жизни поэта. Вместе с тем остаются невыясненными или по крайней мере недостаточно чётко установленными некоторые важнейшие вехи его биографии. Одним из таких узловых пунктов является начало сотрудничества Максима Богдановича с ярославской газетой «Голос». По сути, выстраивая хронологию этих событий, мы в вопросе отправной точки опираемся на свидетельства всего одного человека – сотрудника, а впоследствии редактора газеты Сергея Степановича Каныгина (1878 г. р.). Есть несколько публикаций и интервью, в которых он вспоминает своего коллегу по перу и приводит довольно противоречивые данные. Но обо всём по порядку.

Сотрудники газеты «Голос», Богданович, в центре Барановский

Сейчас трудно установить, обращались ли исследователи творчества Богдановича к Сергею Степановичу Каныгину до 50-х годов. Пока нам таких сведений отыскать не удалось. В 1957 году литературовед Степан Александрович по подсказке сотрудника «Голоса» ­Александра Титова навестил Каныгина в Яро­славле и пытался уточнить, когда он познакомился с Максимом. Так, в ответ на расспросы белорусского исследователя бывший редактор «Голоса» вспоминал, что первая их встреча с ­Богдановичем произошла осенью то ли 1909, то ли 1910 года, когда в редакцию заглянул высокий чернявый гимназист в поношенной крылатке и предложил свои стихи для публикации. Каныгин рассказал, что Богданович что-то писал на смерть Л. Н. Толстого, а впоследствии печатался много под разными псевдонимами, в том числе женскими (вспомнить тогда их не смог). Максиму часто заказывали рецензии на новые книги и театральные постановки. В редакции называли Богдановича «наш поэт». К слову, под реальной фамилией в «Голосе» не выявлено ни одного стихотворения Максима Богдановича, да и по другим стихам есть вопросы.
Далее предлагаю обратиться к автобиографическому очерку С. С. Каныгина «Многолетний сотрудник ярославских газет и журналов», датированному 1958–1959 годами, в них автор уже более категоричен и «точен» в деталях: «Глубокой осенью 1910 года скверная погода рано меня заставила явиться в редакцию, и я принялся за свою работу <…>. Но вот кто-то постучался в дверь. На ответ «войдите» показался высокого роста молодой человек в непромокаемом плаще, из-под которого видна была серая студенческая тужурка с золотыми пуговицами.
– Максим Богданович, – назвал себя пришедший, подавая мне руку, и извинился, что помешал мне. Я предложил ему стул и стал вести разговор. Оказалось, что он принёс несколько заметок из жизни Лицея и высказал желание сотрудничать в газете. По заметкам можно было заключить, что он будет полезен нам, так как жизнь Лицея почти не освещалась, и я просил его писать, давая всё, что у него будет. Скоро [пришёл] Н. П. Дружинин. <…> Я познакомил его с новым сотрудником, сказал о принесённом им материале. Н. П. одобрил его и просил давать всё, что у него будет для газеты. С этого осеннего дня Максим Адамович стал постоянным сотрудником “Голоса”».
Как мы видим, здесь Богданович приносит в редакцию уже не стихи, а заметки о лицее. Такая рубрика действительно существовала в газете на протяжении всей истории её существования, но материалы эти практически никогда не имели авторства, и какие из них могли быть написаны

Портрет Богдановича, 1915–1916 гг.

Богдановичем, непонятно. Опять же, в очерке представлен не гимназист, а молодой человек в студенческой форменной одежде, а, как известно, в Демидовский юридический лицей Максим Адамович поступил только осенью 1911 года.
В своих воспоминаниях С. Каныгин утверждал, что Максим Богданович публиковал материалы, посвящённые смерти Л. Н. Толстого (7 [20] ноября 1910 года). Действительно, это событие очень детально освещалось газетой – и протекание болезни, и траурные мероприятия, – воспоминания и заметки биографического характера не сходили с полос несколько недель, но ни под одним из материалов сотрудниками музея и нашими предшественниками не было выявлено подписи Богдановича, криптонимов писателя или его предполагаемых псевдонимов.
Хотя посвящённая Л. Н. Толстому заметка у Максима действительно была, но относится она уже к 1915 году (4 октября) – «Новые письма Л. Н. Толстого». О том, что автором её является М. Богданович, свидетельствует в своей книге «Опыт местной библиографии. Ярославский край (1718–1924)», ещё один сотрудник газеты «Голос», товарищ Максима Богдановича – Н. Г. Огурцов. Соответственно, по этому вопросу мы можем сделать следующий вывод: возможно, мы не располагаем достаточной информацией и поэтому не можем атрибутировать один или несколько материалов, посвящённых смерти Л. Н. Толстого, как написанные Богдановичем; или С. С. Каныгин имел в виду материал, опубликованый уже в 1915 году, т. е. значительно позже 1910 года.
Из воспоминаний современников поэта знаем, что Максим Богданович довольно ревностно относился к своему творчеству и предпочитал, чтобы публикации его произведений были подписаны его реальными именем и фамилией, в крайнем случае криптонимами. 9 ноября 1912 года в «Голосе» была опубликована заметка о смерти Кости Свиблова, подписанная «М. Б.». Стоит отметить, что за период с 1909 до ноября 1912 года криптоним М. Б. в газете практически не употребляется. Только несколько раз встречались материалы, подписанные «М. Б-ов», и относились они к городку Молога, расположенному неподалёку от Ярославля. А под криптонимом М. Б-ій появилась лишь одна заметка – «На выставке картин и прикладного искусства». Впервые подпись «М. Богданович» появилась в газете «Голос» под публикацией «С. Д. Дрожжин» 12 декабря 1913 года.
С 9 (22) ноября 1912 года в «Голосе» появляются публикации, подписанные криптонимом М. Б. (1), в 1913-м – «М. Богданович» (3) и «М. Б.» (1). В 1914-м их было 12 и 2 соответственно. В 1915 году – «М. Богданович» (6). В 1916-м – «М. Богданович» (14) и криптонимом М. Б. (6). Стоит также обратить внимание, что за 1911 и 1912 годы, довольно плодотворные в творчестве писателя, никаких его публикаций не выявлено. Если только он не являлся автором неподписанных публикаций, посвящённых жизни лицея.
Из количественного анализа публикаций, а также разночтений в воспоминаниях можно сделать вывод, что Максим Богданович сотрудничать с газетой «Голос» начал только в лицейскую пору своей биографии, самое раннее – осенью 1911 года. То, что Максим, будучи гимназистом, писал о лицее, представляется очень маловероятным. Какая часть «лицейских» материалов принадлежит перу Богдановича и когда он приступил к их написанию, нам пока неизвестно.
Вместе с тем, основываясь на воспоминаниях Сергея Каныгина, записанных С. Александровичем в 1957 году и сотрудником Института литературы имени Янки Купалы Академии наук БССР И. Горецким в 1958 году, Максиму Богдановичу приписываются также публикации, подписанные псевдонимами Эхо и Rion. Произведения, подписанные псевдонимом Эхо, появлялись в газете в 1909-м (2 шт.), 1913-м (3 шт.), 1915-м (1 шт.). Rion – только в 1910-м (4 шт.).
Эти сведения также не вносят ясности. Если первое, что принёс Максим в редакцию, это стихи, то публикации, подписанные «Эхо», за 1909 год не имеют к Богдановичу отношения. Если это были заметки о лицее, то мы сталкиваемся с той же проблемой. Учитывая, что, скорее всего, в редакцию он впервые пришёл уже лицеистом, то публикации более раннего периода не могут принадлежать Максиму Богдановичу. Единственным атрибутированным стихотворением Максима Богдановича является произведение «Осенью» (1916), подписанное псевдонимом Ек. Февралёва. О принадлежности материалов, подписанных псевдонимом Ив. Февралёв / Ек. Февралёва, есть три независимых свидетельства.
То, что Максим Богданович писал под женским именем, упоминал сам Сергей Каныгин, пускай он и не смог вспомнить, под каким именно. Это смог уточнить Александр Титов, сотрудник газеты и товарищ Максима: «Однажды я прочёл в газете небольшое стихотворение под названием «Осенью» за подписью «Ек. Февралёва». Стихи мне понравились, и я при встрече с Максимом Адамовичем спросил его, не знает ли он, кто автор этого стихотворения. «Это написал я, − ответил мне Максим Адамович и прибавил: − Я очень люблю видеть беременных женщин и всегда готов преклониться перед такой женщиной, которая готовится воспроизвести на свет будущего члена общества − человека»».
Кроме того, в Российском государственном архиве литературы и искусства было выявлено письмо сотрудника газеты Николая Огурцова к Алексею Золотарёву, датированное 27 февраля 1916 года. Среди прочего в письме сообщалось следующее: «Максим Адамович жарит фельетоны под псевдонимом Ив. Февралёв». Нетрудно догадаться, что разговор идёт об их общем знакомом и друге Максиме Адамовиче Богдановиче, который в то время тесно сотрудничал с редакцией «Голоса». Это открытие позволило исследователям творчества поэта атрибутировать многие его произведения и опубликовать их с подробными комментариями в полном собрании сочинений (1992–1995).
Была надежда, что более детальное исследование периодики времён Богдановича позволит не только добавить фактуры, установить факты и события, свидетелем которых мог быть поэт в Ярославле, но и найти его ранее неизвестные произведения. И наши ожидания полностью оправдались. Благодаря подсказке ярославского краеведа и исследовательницы Марины Даниловой мы смогли познакомиться с комплектами газеты «Голос» за 1908–1917 годы. Доступ к архиву позволил выявить несколько публикаций, о которых ранее не было известно. Это заметки «В студенческой столовой» (23 сентября 1916 г., «Ив. Ф.»), «Неотложная задача» (17 августа 1916 г., «Ив. Февралевъ»), «Небывалая гроза» (11 августа 1916 г., «Ив. Февралевъ»), «Сбыт льна» (6 июля 1916 г., «Ив. Ф.»). В рубрике «Театр и музыка» под криптонимом  М. Б. опубликованы четыре заметки, посвящённые спектаклям «Интимного театра» (8 июня 1916 г., 11 июня 1916 г., 14 июня 1916 г., 19  июня 1916 г.). О существовании «театральных» заметок и Богдановиче как вероятном авторе упоминала в своём материале М. Н. Барсток, но по какой-то причине они опубликованы не были.
Всего, с учётом выявленных публикаций под псевдонимом Ив. Февралёв и его вариациями, опубликовано в 1915 году один материал и в 1916-м – 30. Кроме представленных, найдено ещё несколько заметок, подписанных криптонимом Б. («Славянство и мировая война» 28 февраля 1915 г. и «Происхождение современной войны» 4 марта 1915 г.) и псевдонимом Зритель («Футбол» 8 мая 1915 г., «Бенефис г. Стешина «Оболтусы-Ветрогоны»» 28 января 1916 г., «Бенефис г. Петрова, комедия Дж. Джерома «Женская логика» (Мисс Гоббс)» 31 января 1916 г.), ряд публикаций «В Лицее» (без подписи).
Все они требуют детального анализа, но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что список известных публикаций пополнился. Не исключено, что в ходе дальнейшей работы придётся отказаться или по крайней мере поставить под сомнение авторство некоторых произведений, которые сейчас приписываются Богдановичу. В любом случае более полный объём информации позволит делать более точные выводы.

Михаил БАРАНОВСКИЙ,
Литературный музей Максима Богдановича, филиал Государственного музея истории белорусской литературы,
Минск, Беларусь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.