Александр Невский – великий полководец, правитель и святой

Осень 1941 года, немецкие танки стремительно приближаются к Москве. Каждый день с фронта приходят всё более трагические известия. За три дня боёв противник взял Брянск, Киров и Юхнов. 13 октября пала Вязьма. В плен попало более 600 000 советских солдат. Уже торжествуя победу, Гитлер отдаёт приказ направить в войска парадные мундиры для триумфального шествия по Красной площади. В Европе со дня на день ждут новостей о падении русской столицы.
Но происходит невероятное. 7 ноября 1941-го Москва отвечает всему миру, что она не сдаётся, она жива и верит в победу. С трибуны мавзолея Иосиф Сталин первым из советских вождей обращается к патриотическим чувствам русского народа, упоминая Невского и Донского, Минина и Пожарского, Суворова и Кутузова. В тот день среди выдающихся имён русской истории первым было названо имя Александра Невского.


Александр Невский – заступник земли Русской

В 1941 году на экраны триумфально возвращается кинофильм «Александр Невский». Эту ленту Сергей Эйзенштейн снял ещё в ­1938-м. Фильм был утверждён лично Сталиным и имел оглушительный зрительский успех. Но после подписания советско-германского договора о ненападении ленту изъяли из проката, посчитав слишком антинемецкой.
Во время Великой Отечественной гениальное кино обрело вторую жизнь. На фронте и в тылу советские солдаты просили Николая Черкасова, сыгравшего Александра Невского, прочитать что-нибудь из фильма.
Именно профиль артиста Черкасова архитектор Игорь Телятников поместил на новый советский орден «Александр Невский», появившийся во время войны. Этот орден был учреждён 29 июля 1942 года – на второй день после появления знаменитого приказа «Ни шагу назад».
Тогда наша страна вновь оказалась на грани катастрофы. Советские войска отступали, враг рвался к Волге и нефтяным богатствам Кавказа. Первые ордена Невского будут вручены командирам, оборонявшим Сталинград. Всего за время войны этим орденом наградят 42 000 советских офицеров и 1 470 воинских частей. В числе удостоенных этой высокой награды будет и авиаполк «Нормандия-Неман».

Жизнь священным преданием

В России подвиги Александра Невского давно стали священным народным преданием. Но история почти не оставила нам подробностей о его мыслях, облике и повседневной жизни. Сведения о земной жизни Александра крайне скупы и небогаты деталями – в первую очередь потому, что до нас дошло очень мало русских документов XIII века. Мы даже не знаем, как выглядел один из самых известных деятелей русской истории. Все известные нам образы князя – это не более чем плод фантазии художников, изображающих его то взрослым, опытным мужем, то былинным русским богатырём.
Одна из немногих вещей, известных нам довольно точно, – это возраст Александра. Ему было 20 или чуть менее лет в битве на Неве и 22 года – в битве на Чудском озере.
Князь Ярослав, его отец, правил в Пере­славле-Залесском. Согласно истории Татищева, именно здесь в 1220 году и родился будущий победитель шведов и ливонских рыцарей. Некоторые историки считают, что это могло произойти годом позже, но точных данных у нас нет.
Город и Спасо-Преображенский собор были построены по велению прадеда Александра – Юрия Долгорукого. В XIII веке родной город Александра Ярославича был одной из самых мощных и хорошо укреплённых крепостей на Руси. И сегодня здесь можно увидеть остатки земляного вала, который когда-то опоясывал весь город. В древности высота насыпных укреплений достигала 10–16 метров, а их протяжённость составляла 2 500 метров. Наверху стояли рубленые стены с двенадцатью башнями, а внизу был выкопан глубокий ров с водой.
Возможно, когда-то маленький князь поднимался на этот вал, чтобы полюбоваться окрестными пейзажами. Во времена Александра это был второй по значению центр Владимирского княжества, где процветали торговля и ремёсла. Здесь юный княжич начал учиться читать и писать.
В домонгольской Руси представители правящего слоя были хорошо знакомы с трудами Аристотеля, Платона, Гомера и Вергилия, пришедшими к нам из Византии. Одним из самых популярных героев древности был знаменитый полководец Александр Македонский. О его подвигах русский князь мог узнать из средневекового романа «Александрия», переведённого на славянский.
По мнению историков, скорее всего именно в Спасо-Преображенском соборе произошло одно из важнейших событий в жизни юного Александра Ярославича. Под сводами этого белокаменного храма знаменитый епископ Симон, один из авторов Киево-Печерского патерика, совершил над Александром обряд пострига, который символизировал переход княжича из детства в отрочество.
Это был древний рыцарский обряд, когда ребёнку княжеского рода подстригали волосы и вручали первое оружие. После этого он навсегда покидал терем своей матери и переходил на половину отца, чтобы обучаться воинскому делу и другим наукам, в том числе искусству управления.
Принимая поздравления близких, маленький Александр ещё не предполагал, какие испытания ждут его впереди. В восемнадцать лет он станет свидетелем внезапной и катастрофической гибели того мира, в котором он вырос и который любил. В конце 1237 года орды кочевников под предводительством монгольского хана Батыя обрушат на Русь свой первый опустошительный удар.
Разделённые междоусобной враждой русские княжества гибли одно за другим, несмотря на отчаянное и мужественное сопротивление. Не дойдя всего 100 километров до Новгорода, завоеватели обратили в пепел все основные центры культуры и цивилизации северо-восточной Руси.
В 1240 году Батый нанёс второй сокрушительный удар по Киевскому, Черниговскому, Галицкому и Волынскому княжествам. Описывая гибель очередного города, русские летописцы рисуют одну и ту же апокалиптическую картину. Вся Русь стала похожа на одно огромное братское кладбище. Большинство наших городов лежало в руинах, а их жители были истреблены или угнаны в рабство. Из более чем шестидесяти ремёсел, бытовавших на Руси до прихода монголов, в некоторых местах не сохранилось ни одного. Количество полностью уничтоженных русских городов, от которых не осталось даже названий, археологи исчисляют сотнями.
В культурном отношении разгромленная кочевниками Русь будет отброшена на несколько столетий. Надолго прекратится строительство из камня, исчезнут многоцветная керамика, перегородчатая эмаль, погибнет большинство рукописных памятников. Мозаичное искусство, которым в совершенстве владели древнерусские мастера, будет возрождено усилиями Ломоносова только через пятьсот лет.
Не менее страшной утратой станет для наших предков и потеря национальной независимости. Почти на 250 лет Русь превратится в один из улусов Монгольской империи, а русские князья станут данниками монгольских ханов. В то же время, по словам Пушкина, необъятные просторы России поглотили монгольское нашествие.
Русские первыми из европейцев приняли на себя удар монголов. Если бы они не оказали такого упорного сопротивления, монголы завоевали бы всю Европу. И тогда не было бы ни соборов, ни пап, ни католиков.

Невская битва

Именно в этот период с запада на Русь обрушилась новая беда. Летом 1240-го в устье Невы вошли шведские суда с разноязыким воинством. Кроме шведских рыцарей, в походе участвовали воины из Норвегии и Финляндии. Главными целями захватчиков были Новгород и его торговля. Захват этого города крестоносцами стал бы концом русской государственности, это было очевидно даже для современников Александра и, разумеется, для него самого.
Александр самостоятельно княжил в Новгороде с шестнадцати лет. В момент шведского вторжения ему, возможно, не было ещё и двадцати. Ситуация, в которую попал русский князь, казалась безвыходной. Отец далеко, новгородская дружина невелика, а враг опытен и силён.
Александр Ярославич оказался в очень трудном положении. С одной стороны ему угрожали монголо-татары. Возможно, он рассчитывал на помощь других христианских народов в лице римских католиков. Но западные христиане его предали. Шведы и немецкие крестоносцы не только не собирались помогать ему, наоборот, они постарались использовать эту ситуацию для того, чтобы покорить Россию и захватить её западные территории.
Князь, получив шведский ультиматум, вошёл в Софийский собор и, упав на колени перед алтарём, принялся молиться со слезами. Мы можем только догадываться о том, какие чувства и мысли бушевали в душе двадцатилетнего князя. Ведь в тот день история возложила на его плечи ответственность за судьбу не только Великого Новгорода, но и за будущее последнего очага русской цивилизации, не растоптанного монгольскими ордами.
Далее летописец сообщает, что Александр обратился к своей малочисленной дружине с историческими словами: «Бог в правде». После этого бесстрашные новгородцы выступили навстречу врагу. Стремительным маршем, преодолев 150 километров, Александр сумел скрытно подойти к шведскому лагерю. Все его действия были смелыми, быстрыми и хорошо продуманными.
Битва, которая обессмертила имя Александра в русской истории, произошла в 22 километрах от современного Санкт-Петербурга – там, где в Неву впадает Ижора.
15 июля в 11:00 началась внезапная атака, принёсшая русским блистательную победу. Удары были нанесены с трёх сторон. Застигнутые врасплох скандинавы, несмотря на отличную выучку, были разбиты наголову. Сам Александр бился в первых рядах вместе с ­простыми воинами. Побросав раненых и убитых, завоеватели с позором отступили. Для униженной и изнемогающей под ударами Батыя Руси эта победа стала лучом надежды. Русские люди по всей стране поверили в то, что Господь ещё не совсем отказался от них, раз дарит им такие триумфы.
Новгород встретил победителей колокольным звоном, а народ присвоил Александру историческое прозвище «Невский». Этот вольнолюбивый город сыграет особую роль в судьбе князя. В XII–XIII веках Новгородская республика отличалась от большинства русских княжеств принципом вольности в князьях. Их приглашали и изгоняли по решению веча. Новгородцы гордились своей демократией и ревниво её оберегали.

Великий Новгород

Впервые Александр Невский приехал в Великий Новгород вместе с отцом ещё в раннем детстве. Величественный Софийский собор, построенный на сто лет раньше знаменитого собора Парижской Богоматери, уже тогда сиял своими куполами над гладью Волхова.
Когда-то вдоль этих берегов проходил знаменитый путь «из варяг в греки». Исходя из «Повести временных лет», в 862 году сюда по приглашению новгородцев прибыли легендарные братья Рюрик, Трувор и Синеус. Они стали первыми русскими князьями и заложили начало российской государственности.
После смерти Рюрика правителем при его сыне Игоре станет Олег, прозванный Вещим. Он перенёс столицу из Новгорода в Киев. Вместе с христианством сюда придут грамотность и искусства. Найденные во время раскопок берестяные грамоты свидетельствуют о высоком уровне древней новгородской культуры.
В XIII веке Новгород был одним из самых просвещённых и благоустроенных городов Европы. Подтверждения этому археологи находят постоянно, в том числе и на знаменитом Троицком раскопе, существующем с 1973 года. Недавно здесь была разрыта очередная деревянная мостовая, относящаяся к XIII столетию. Такие мостовые в Новгороде делали для того, чтобы передвижение по улицам города было максимально комфортным и удобным в любое время года. При этом древние новгородские коммунальные службы делали это на очень высоком уровне начиная с X века и вплоть до XVIII.
Отношения Александра с новгородцами складывались по-разному – от взаимной любви до открытого противостояния. Так, во времена ордынского ига князю пришлось силой заставить жителей Новгорода участвовать в монгольской переписи для выплаты дани. Тем не менее Александр Ярославич несколько раз спасал Новгородскую республику фактически от неминуемой гибели.

Между Западом и Востоком

В 1240 году немецкие крестоносцы внезапно атаковали и взяли Изборск. Узнав об этом, жители Пскова немедленно собрали ополчение и выступили под стены Изборска. Битва была упорной, но неудачной для русских. Псковский отряд был разбит более многочисленным немецким войском. Осенью 1240-го, в результате предательства одного из местных жителей, крестоносцам удалось захватить и сам Псков.
Историки считают, что падение мощного, хорошо укреплённого Пскова стало возможным по причине сговора части его боярской верхушки с немцами. Враги сумели использовать давние стремления некоторых местных аристократов к полной политической независимости от Новгорода. После захвата города немцы посадили в нём своих наместников и начали грабить и разорять коренные русские земли.
Александр в это время находился в Переславле, куда он уехал после очередной размолвки с новгородцами. Когда вече отправило к нему посольство с просьбой о помощи, враги уже приблизились к Новгороду на расстояние конного перехода. Возвратившись в Новгород в 1241-м, Александр Невский начинает действовать в своей привычной манере: стремительно, расчётливо и бесстрашно.
Под его командованием полки нанесли Ливонскому ордену несколько болезненных поражений. Освободив несколько городов, Александр Невский перенесёт войну в чудские земли. Весной 1242-го основные силы немцев и русских сошлись в решающей битве на берегу протока, соединяющего Чудское и Псковское озёра.
Кобылье Городище – населённый пункт, который, по мнению историков, находится ближе всего к месту знаменитой Ледовой битвы. От восточного берега Чудского озера до государственной границы России всего пять километров, а дальше уже начинается Эстония. Именно здесь 5 апреля 1242 года ливонские рыцари, выстроившиеся знаменитым клином, атаковали русские полки.
Жестокая рукопашная схватка закончилась полным разгромом немцев и их союзников из чудских племён. В этот момент русскому полководцу Александру было всего 22 года. Последствия этой победы таковы, что Орден больше не предпринимал полномасштабных наступлений на Новгород и Псков до XVI века, то есть до конца своего существования.
В 1462 году рядом с местом исторической битвы псковские мастера возвели обитель в честь Архистратига Михаила. С тех пор она никогда не закрывалась. Во время Великой Отечественной рядом с церковью появились братские могилы. В них похоронены советские солдаты и офицеры, погибшие здесь в самом начале войны и во время освобождения Прибалтики от гитлеровцев.
Настоятель храма иеромонах Никандр (Чебурахин) – в прошлом пограничник, полковник Советской армии и выпускник Академии Генштаба. Родом из Полтавской области. Советских бойцов он поминает каждый день вместе с воинами Александра Невского. И те и другие для него герои и патриоты, спасшие Россию.
Исторические споры о точном месте Ледового побоища и количестве воинов, участвовавших в битве, продолжаются и сегодня. Особенно много новых гипотез появилось в XX веке после окончания Второй мировой. В начале 1950-х годов в Западной Германии вышла книга немецкого публициста Пауля Рорбаха. В ней он утверждал, что Ледовое побоище – это выдумка русских летописцев, что Александр Невский в реальности никого не побеждал, что сами русские не знают, где было сражение.
В Советском Союзе эту книгу расценили как очередную провокацию. В ответ Академия наук организовала специальную экспедицию на Чудское озеро для установления более точного места легендарной битвы. Экспедиция работала пять лет – с 1957 по 1962 год. В результате подводных исследований была составлена точная карта береговой линии XIII века. А главное, под водой был обнаружен знаменитый Вороний камень с примыкающими к нему укреплениями времён Александра Невского.
Несмотря на заключение экспертов и дошедшие до нас русские и европейские источники, попытки умалить и принизить значение подвигов Александра Невского продолжаются и в наше время. В исторических дискуссиях периодически всплывают утверждения о том, что Ледовое побоище и Невская битва были всего лишь мелкими пограничными стычками, поэтому никаких особых побед русский князь здесь не одерживал.
Как правило, это говорят люди, которые сами ни в одном сражении не участвовали и уж тем более не сходились с врагом лицом к лицу в средневековой рукопашной схватке. Информационные удары наносятся и в сторону других наших национальных героев, и эта тенденция только нарастает.

«От вас учения не примем»

Не сумев подчинить русские земли силой, Римская курия перешла к своей излюбленной тактике. Александру Невскому был предложен военно-политический союз с Западом в обмен на отказ от православия. В 1248 году папа Иннокентий IV написал Александру два послания, в которых назвал его «благородным мужем, герцогом Суздальским и королем Новгородским».
В одном из них Иннокентий Четвёртый прямо призвал русского князя признать Римскую церковь и повиноваться её Папе, а также со рвением поощрять к такому же повиновению и своих подданных. Кроме этого, римский ­понтифик обещал Александру Ярославичу помощь от Тевтонского ордена и от себя лично в защите христиан от азиатских завоевателей.
В действительности за обещаниями Папы Римского стояло стремление подчинить православных римскому престолу через церковную унию с католиками. Противостояние между русским миром и западноевропейским началось с религиозного конфликта, с церковного раскола на католиков и православных. Сразу после него богословы Рима и Папа лично начали развивать идею о том, что только они обладают истиной, а православные – это заблудшие отступники от веры, схизматики. В это время мы наблюдаем создание идеологической конструкции, объясняющей, что плохие парни всегда живут на Востоке, а хорошие – на Западе. Прямо как сегодня.
Оба послания были доставлены в Новгород из Лиона, где тогда размещалась резиденция Иннокентия IV. В одном из них сообщалось, что князь Ярослав незадолго до своей кончины в Орде якобы согласился принять католичество. Это было похоже на откровенный шантаж. Но Александр Невский остался непреклонен.
В повести «Житие князя» сказано, что его ответ Папе был жёстким и однозначным: «От вас учения не примем». Александр действительно находился перед сложным выбором. Поэтому тот момент, когда он даёт окончательный ответ, можно назвать вторым крещением Руси.
В эти же годы князь совершает первую длительную поездку в Орду. Согласно летописному преданию, в Сарае он увиделся с ханом Батыем. Грозный завоеватель принял его с почётом. Побывал князь и в Каракоруме, столице Монгольской империи, которая его потрясла.
Во времена Александра Невского поездка из Руси в монгольские степи продолжалась 4–5 месяцев. Из Владимира до Сарая было 1 200 километров, а до Каракорума – почти 5 500. Каждый князь должен был обязательно везти с собой многочисленные подарки для хана, его жён и приближённых. Без денег, драгоценностей и мехов ни одного вопроса в Золотой Орде решить было нельзя.
Кроме того, необходимо было иметь большой запас продовольствия, поскольку дорога часто проходила через безлюдные равнины, брать с собой летнюю и зимнюю одежду. После рязанских земель путь русских караванов проходил под контролем ордынских провожатых через ямы – так назывались дворы со сменными лошадьми. Отсюда в нашем языке и возникло слово «ямщик».
За свою жизнь Александру Невскому придётся четыре раза ездить в Орду, чтобы, по словам современников, «отмолить людей от беды». Каждый раз он вынужден был проявлять весь свой дипломатический талант, поскольку за каждый неправильный шаг здесь расплачивались головой. Своими собственными унижениями он спасал русскую землю.
В отличие от Запада Золотая Орда не претендовала на души покорённых народов. Во всех завоёванных странах монголы освобождали служителей культа от выплаты дани. Эта веротерпимость позволяла уцелевшим жителям сохранять свою веру и церкви.
В 1250 году осторожная и взвешенная политика Александра в отношениях с Ордой неожиданно получила серьёзную поддержку в лице киевского митрополита Кирилла. Кирилл, ближайший соратник самого могущественного князя Южной Руси Даниила Галицкого, вероятнее всего, не одобрял его политику открытого вооружённого противостояния Орде. Вернувшись из Византии, митрополит всея Руси поехал именно во Владимир к Александру, а не остался в Галиче или Киеве.
Переезд киевского митрополита Кирилла из Южной Руси был одним из поворотных моментов русской истории. Здесь Кирилл стал ближайшим сподвижником Александра Ярославича в его государственном и духовном служении. Митрополит полностью поддержал политику князя в отношениях с Ордой. Ведь это позволило сохранить православие как моральную и политическую силу нашего народа, его душу, что, по мнению историка Вернадского, и привело в последующем к чуду возрождения России.
Земная жизнь Александра Невского закончится на берегах Волги в нынешней Нижегородской области. Это произойдёт в Городце во время его последней поездки в Орду. Тогда над русскими княжествами нависла очередная смертельная опасность. Хан Берке решил забрать в свою армию последних русских воинов для участия в междоусобной монгольской войне. Это было обычной практикой азиатских завоевателей. Но для обескровленной Руси принудительная мобилизация остатков мужского населения означала только одно – демографическую катастрофу и уход в историческое небытие.
Тот же Городец, возможно, никогда бы не возродился, не будь этой поездки великого князя в Орду. За свою историю этот город был дважды полностью вырезан ордами кочевников – сначала хана Батыя, потом хана Едигея. После последнего разорения он даже назывался Пустой Городец.
Немые свидетели тех жестоких и страшных времён хранятся сегодня в местном краеведческом музее. В 1985 году жители Городца отец и сын Мошкины, работая в своём огороде, совершили одну из самых уникальных археологических находок в русской истории. Это воинский шлем XIII–XIV веков, представляющий собой один из пяти типов боевых наголовий, существовавших в Древней Руси. Кто был его хозяин и при каких обстоятельствах закончилась его жизнь – эта тайна до сих пор волнует воображение историков.
Такой же тайной остаётся для исследователей и последняя поездка Александра в Орду. Мы не знаем, какие слова и аргументы использовал русский князь при встрече с могущественным ханом Берке, но отмолить людей ему удалось и на этот раз. Жители русских княжеств были освобождены от участия в монгольской междоусобице, а страна получила ещё одну передышку, важность которой невозможно переоценить. Но самому Александру это стоило жизни.
По одной из версий, он был отравлен в Орде и скончался по пути домой в Фёдоровской обители Городца. Произошло это 14 ноября 1263 года. Перед смертью князь успел принять схиму под именем Алексия. До революции Фёдоровский монастырь пользовался особым почитанием православных верующих. Здесь побывали Пётр I и Екатерина II. При советской власти монастырские постройки были национализированы. В 1920-е годы, когда монахи были изгнаны, богослужения в нём прекратились.
В 1934 году в бывших монастырских строениях Фёдоровского монастыря была размещена трудовая колония правонарушителей. В соборе Фёдоровской Богоматери устроили электростанцию, а церковь Александра Невского отдали под клуб для перевоспитания преступников. В дальнейшем все храмы Фёдоровского монастыря были разрушены до основания. От прежней обители уцелели только два братских корпуса.
Монастырская жизнь возродилась здесь только в 2009 году, после воссоздания обители в честь Фёдоровской иконы Богоматери. Сегодня здесь действует православный миссионерский центр, ведущий обширную просветительскую и благотворительную деятельность.
В 1547 году Александр Невский канонизирован РПЦ. В памяти народа он навсегда остался символом жертвенного и бескорыстного служения Отечеству.

Игорь Мартынов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.